Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ортодромическая поправка
При определении ИРП измеряют угол между истинным меридианом и дугой большого круга, по которой распространяется радиоволна от источника ее излучения М до места приема К на сфере (рис. 13.4). Измеренный угол является ортодромическим пеленгом. Если на меркаторской проекции от места радиомаяка АД отложить, как это обычно делается, линию обратного ИРП (ОИРП) то место судна получится не в направлении МК, а в направлении MKi. Для того чтобы линия пеленга, проложенная на меркаторской карте, прошла через место судна К, измеренный ортодромический пеленг должен быть переведен в локсодромический пеленг (Лок П) путем прибавления к нему угла y, называемого ортодромической поправкой: Лок П = ИРП + y Ортодромическая поправка является поправкой за кривизну изображения дуги большого круга на меркаторской карте. Найдем величину этой поправки по рис. 13.5, изображающему Северное полушарие Земли с проведенной на нем через точки К и М дугой большого круга. Эта дуга составляет с меридианами точек К и М соответственно углы Ai и Ад. Эти углы не равны между собой, так как дуга большого круга пересекает меридианы под разными углами. Разность двух сферических углов, под которыми дуга большого круга пересекает меридианы двух заданных точек, называется схождением меридианов. Величину схождения меридианов точек К и М можно найти, если применить к треугольнику КРМ аналогию Непера. На основании ее можно написать: Из формулы (13.7) видно, что y не может быть больше РД. С увеличением широты схождение меридианов увеличивается. Наибольшего значения, равного разности долгот, схождение меридианов достигает при рт = 90°. Значение ортодромической поправки можно найти по схождению меридианов на рис. 13.6, изображающем в меркаторской проекции часть земного шара с точками К и М, через которые проходит дуга большого круга, составляющая с меридианами данных точек углы Ai и Ад. На меркаторской проекции дуга большого круга изобразится кривой, обращенной своей выпуклостью к ближайшему полюсу. Локсодромия, проходящая через точки К и М, пересекает их меридианы под одним и тем же углом К. Предположим, что расстояние между точками К и М сравнительно невелико, вследствие чего можно считать, что дуга большого круга, проходящая через эти точки, изображается дугой окружности. Это предположение будет верным с достаточной для практики точностью для расстояний до нескольких сотен миль. Тогда дуга большого круга будет составлять с локсодромией в точках К и М равные углы y. Из рис. 13.6 видно, что в точке К поправка ip = К-Ац в точке М поправка гр = А; - К. Суммируя эти равенства, получаем
Формула эта является приближенной потому, что при выводе ее мы допустили равенство ортодромических поправок в точках К и М. В действительности ортодромические поправки в этих точках не равны. Подставляя эти данные в формулу (13.8) получаем: При решении различных задач навигации чаще всего приходится находить локсодромический пеленг в данной точке при известном ортодромическом пеленге. Эту задачу решают по алгебраической формуле (13.5). Знак ортодромической поправки зависит от взаимного расположения судна и пеленгуемой им радиостанции и определяется по следующему правилу: если в Северном полушарии судно расположено к западу от радиостанции (величина пеленга в круговом счете от 0 до 180°), ортодромическая поправка имеет знак «+»; если судно находится к востоку от радиостанции (величина пеленга от 180 до 360°), ортодромическая поправка имеет знак «-». В южном полушарии правило знаков будет обратным (рис. 13.7). При выводе приближенной формулы ортодромической поправки было сделано предположение, что дуга большого круга изображается на меркаторской карте дугой окружности, вследствие чего ортодромическая поправка у обоих ее концов будет одинакова. Более строгое исследование, вопроса об ортодромической поправке показывает, что дуга большого круга на меркаторской карте изображается кривой, не являющейся окружностью, и ортодромическая поправка у разных концов дуги большого круга будет разной. На больших расстояниях, когда DА > 10°, следует использовать точное значение ортодромической поправки. Точное значение ортодромической поправки можно найти с помощью табл. 23-6 МТ-75, составленной по формуле: A1 —ортодромическое направление, определяемое из выражения (13.2). Повысить точность нахождения ортодромической поправки (при (р > 35°), можно, пользуясь обычной таблицей, составленной по приближенной формуле (13.8). Входить в эту таблицу следует не со средней широтой, а с широтой точки, для которой находится ортодромическая поправка. Ортодромическую поправку следует учитывать во всех случаях, когда ее величина больше случайных погрешностей прокладки, (их обычно принимают равными ± 0, 3°). 11. Каталог карт и книг. Судовая коллекция карт. Понятие «Folio». Учёт и хранение навигационных карт на судне. Корректура каталога карт и книг. Каталог – называется основной документ систематизации и учета подбора карт и руководств для плавания. Каталог РФ состоит из 5 частей: - первые 2 части 7007.1 и 7007.2 - содержат все издания предназначенные для открытого пользования и продажи за границу. - третий и четвертый - 7021, 7022 - карты и книги грифов ДСП – для служебного пользования. - пятая часть 7023 – карты специального создания предназначающихся для кораблей ВМФ. Требования к комплектованию судовой коллекции карт и книг. В соответствии с требованиями SOLAS (ч. 1, гл. 5, правило 20): «все суда должны иметь на борту приведенные на уровень современности карты, лоции, перечни огней и знаков, Извещения Мореплавателям, таблицы приливов и любые другие навигационные публикации, необходимые для планируемого плавания». В первую очередь необходимо корректировать карты и пособия на район предстоящего плавания. Это должно быть сделано до выхода судна в море. Остальные карты судовой коллекции также необходимо корректировать, но это может быть сделано позже во время плавания. Для облегчения поиска всех карт, относящихся к району плавания, карты могут быть разложены в ящиках штурманского стола не по номерам, а по фолио (folio). Внутри каждого фолио карты раскладываются по возрастанию номеров. Фолио представляет собой подборку морских навигационных карт всех масштабов, изданных на определённый географический регион. Стандартная Адмиралтейская система фолио (разделение Адмиралтейских карт на фолио по географическим регионам) представлена в «Адмиралтейском Каталоге карт и книг» в «Section 22. List of Admiralty chart folios». Морские навигационные карты США разбиваются на фолио и, внутри каждого фолио, на подфолио (регионы и под-регионы). Система разделения карт на фолио, при которой в одном фолио объединяются карты на один район плавания судна, имеет свои преимущества в том, что карты на один район плавания находятся в одном ящике штурманского стола. Облегчается поиск карт при их подборе и корректуре для предстоящего плавания. · “Журнал учёта корректуры “ (“Chart Correction Log and Folio Index”’ — NP 133A). «Журнал учёта корректуры» предназначен для систематизации и учёта вносимых на карты изменений. В «Журнале» перечислены по номерам все карты, входящие в Адмиралтейскую Серию. Карты, входящие в судовую коллекцию, отмечаются в «Журнале» и для каждой из них записывается: I. номер фолио (Стандартной Адмиралтейской системы фолио или судовой системы, если они различны); II. дата публикации действующего издания карты; III. номера извещений, по которым корректировалась карта. Фрагмент страницы «Журнала учёта корректуры» представлен на рис. 5: В последней графе в скобках указан год, к которому относятся идущие за ним номера извещений. Записи этой графы должны соответствовать записям левых нижних углов соответствующих откорректированных карт.
Фрагмент страницы «Журнала учёта корректуры» Практическое выполнение корректуры будет изменяться в зависимости от начального состояния, в котором находятся карты и книги, подлежащие корректуре. Рассмотрим следующие возможные ситуации: 1) получение новой судовой коллекции карт и книг (on receiving a chart outfit). Судоводитель может столкнуться с комплектованием новой судовой коллекции карт и книг при приёмке судна на судостроительном заводе. При переходе судна к новому судовладельцу (оператору) также возможна полная замена судовой коллекции карт и книг. По получению новой коллекции судоводителю необходимо: записать в «Журнал учёта корректуры» номер последнего извещения, по которому откорректирована коллекция; для каждой карты записать номер фолио, в который она входит, на её внешней стороне (on the thumb-label). Если на судне используется иная, чем Стандартная Адмиралтейская система фолио, записать номер фолио каждой карты в соответствующую графу «Журнала учёта корректуры» записать карандашом в «Журнал учёта корректуры» для каждой карты номер последнего извещения, по которому она откорректирована, и выписать из последующих Еженедельных выпусков Извещений Мореплавателям номера извещений, относящихся к данной карте; откорректировать карты по этим извещениям и только потом записать номера извещений фиолетовыми чернилами в левом нижнем углу соответствующей карты; выписать карандашом в «Журнал учёта корректуры» для каждой карты номера находящихся в силе предварительных и временных извещений из последнего имеющегося месячного перечня таких извещений (раздел II последнего за месяц Еженедельного выпуска Извещений Мореплавателям) и следующих за ним Еженедельных выпусков; вырезать из Еженедельных выпусков Извещений Мореплавателям текущего года тексты действующих предварительных и временных извещений и поместить их в «Файл учёта предварительных и временных извещений» («Temporary and Preliminary Notices» file); Этот файл дополняет информацию по предварительным и временным извещениям, содержащуюся в Annual Summary of Admiralty Notices to Mariners в разделе Temporary and Preliminary Notices to Mariners; нанести на карты карандашом корректуру по предварительным и временным извещениям и записать карандашом их номера в левом нижнем углу карты. В случае недостатка времени такая корректура выполняется только на предстоящий рейс; из всех Еженедельных выпусков Извещений Мореплавателям текущего года вырезать тексты Навигационных Предупреждений (раздел III), находящихся в силе, и поместить их в отдельную папку («Файл учёта Навигационных Предупреждений»); откорректировать по ним карты; из всех Еженедельных выпусков Извещений Мореплавателям текущего года вырезать тексты корректур для лоций (раздел IV) и поместить их в отдельную папку («Файл учёта корректуры лоций»); из всех Еженедельных выпусков Извещений Мореплавателям, вышедших после издания «Адмиралтейского Списка Огней и Туманных Сигналов» (отдельно для каждого из томов), вырезать тексты корректур (раздел V) и вклеить их в соответствующие места в книгах; из всех Еженедельных выпусков Извещений Мореплавателям, вышедших после издания «Адмиралтейского Списка Радиосигналов» (отдельно для каждого из томов) вырезать тексты корректур (раздел VI) и вклеить их в соответствующие места в книгах; в каждый из томов «Адмиралтейских Таблиц Приливов» внести корректуру, содержащуюся в «Ежегодном Сборнике Извещений Мореплавателям» за тот же год. Для отрезка времени от начала года до момента выхода из печати Ежегодного Сборника Извещений Мореплавателям на тот же год корректура для «Адмиралтейских Таблиц Приливов» печатается в одном из ноябрьских Еженедельных выпусков Извещений Мореплавателям за предыдущий год; откорректировать руководство «Символы и условные обозначения Адмиралтейских карт» по корректуре, вложенной в него. Отметки о выполненной корректуре пособий выполняются на листе учета корректуры, соответствующего пособия. 2) получение уведомления об издании новой карты или нового издания карты (on notification of the publication of a New Chart or New Edition). При получении уведомления об издании новой карты или нового издания карты необходимо записать карандашом на соответствующей странице части 1 «Журнала учёта корректуры»: номер карты; дату издания карты; номер извещения, уведомляющего об издании карты; номера всех предварительных и временных извещений, относящихся к данной карте. Учёт предварительных и временных извещений необходимо начинать с момента получения уведомления об издании карты, а не с момента её получения; 3) получение новой карты или нового издания карты (on receiving a New Chart or New Edition). При получении новой карты или нового издания карты судоводитель должен: записать в начале части 1 «Журнала учёта корректуры» дату получения карты; в случае получения новой карты записать в «Журнал» номер её фолио; записать в «Журнале» напротив номера карты в колонке «Notices to Mariners affecting charts» новая карта — «NC» или новое издание — «NE» с датой публикации (см. рис. 5); в этой же колонке «Журнала» записать номера извещений, записанных для данной карты в части 1 «Журнала» (см. предыдущий пункт); написать номер фолио на внешней стороне карты (on the thumb-label); нанести на карту корректуру, записанную в «Журнале учёта корректуры» и корректуру, полученную по радио в Навигационных Предупреждениях; убрать из штурманской рубки все экземпляры старого издания карты; 4) получение карты, ранее не входившей в судовую коллекцию карт (on receiving a chart additional to the outfit). В этом случае судоводителю необходимо: записать номер фолио, в который входит карта, на внешней стороне карты (on the thumb-label). Если на судне используется иная, чем Стандартная Адмиралтейская система фолио, записать номер фолио карты в соответствующую графу «Журнала учёта корректуры»; записать номер последнего извещения, по которому откорректирована карта, в «Журнал учёта корректуры»; выписать в «Журнал» из последующих Еженедельных выпусков Извещений Мореплавателям номера извещений, относящихся к данной карте, если такие имеются. Откорректировать карту по этим извещениям и только затем записать номера извещений в левом нижнем углу карты фиолетовыми чернилами.
|