Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие потребности. Классификация потребностей.






Нужда – это чувство, которое испытывает человек при отсутствии или недостатке того, что ему необходимо иметь.

Потребность – это нужда, принявшая форму конкретной необходимости.

Конечной целью функционирования экономики является максимально полное удовлетворение потребностей общества и индивидов. Сознательный процесс создания материальных благ и услуг является основным способом удовлетворения потребностей.

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей.

Производство и потребности оказывают взаимное влияние друг на друга. С одной стороны потребности направляют и создают стимул для производства конкретных видов материальных ценностей и оказания услуг, с другой стороны производство и технический прогресс расширяют качество и количество потребностей.

Закон возвышения потребностей – с развитием общества качество и количество потребностей постоянно возрастает.

Закон убывающей интенсивности (насыщения потребностей) – человек, испытывая множество потребностей, наиболее интенсивно потребляет какую-то часть определенного товара и по мере его потребления сначала происходит процесс уменьшения, а затем и полного насыщения потребности.

Существуют различные подходы к классификации потребностей:

1) от необходимости процесса производства:

· неэкономические – это потребности, которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность в воздухе, солнечном тепле и т. д.);

· экономические – это потребности, для удовлетворения которых необходим процесс производства (автомобиль, мебель, жильё и т. д.);

2) от сферы реализации:

· материальные (потребности человека в пище, одежде);

· духовные (потребности в образовании, культуре, отдыхе, вере, творчестве и т. д.);

· социальные (потребности в карьерном росте, самовыражении, милосердии т. д.);

3) от очередности удовлетворения:

· первичные (необходимые) потребности, удовлетворение которых невозможно отложить во времени на длительный срок, и которые не могут быть замещены другими потребностями (в воздухе, в пище);

· вторичные (избыточные) потребности, удовлетворяются после первичных и могут быть замещены на другие потребности (посещение театра).

4) по уровню удовлетворения:

· полностью удовлетворяемые;

· частично удовлетворяемые;

· неудовлетворяемые;

5) от масштабов и структуры производства:

· абсолютные (максимальные) – это потребности, ориентированные на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе;

· действительные (подлежащие удовлетворению) – это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производства и научно-технического прогресса;

· фактически удовлетворяемые – это потребности, которые удовлетворяются в настоящее время.

В структуре потребностей существенную роль играет соотношение между материальными и духовными средствами их удовлетворения. С развитием общества стремление к удовлетворению потребностей в разнообразных услугах возрастает, а в товарах сокращается. Структура потребностей зависит от уровня доходов потребителей, так при росте дохода его доля, расходуемая на товары низшего качества, сокращается, а на высококачественные товары возрастает.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал