Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие потребности. Классификация потребностей.
Нужда – это чувство, которое испытывает человек при отсутствии или недостатке того, что ему необходимо иметь. Потребность – это нужда, принявшая форму конкретной необходимости. Конечной целью функционирования экономики является максимально полное удовлетворение потребностей общества и индивидов. Сознательный процесс создания материальных благ и услуг является основным способом удовлетворения потребностей. Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Производство и потребности оказывают взаимное влияние друг на друга. С одной стороны потребности направляют и создают стимул для производства конкретных видов материальных ценностей и оказания услуг, с другой стороны производство и технический прогресс расширяют качество и количество потребностей. Закон возвышения потребностей – с развитием общества качество и количество потребностей постоянно возрастает. Закон убывающей интенсивности (насыщения потребностей) – человек, испытывая множество потребностей, наиболее интенсивно потребляет какую-то часть определенного товара и по мере его потребления сначала происходит процесс уменьшения, а затем и полного насыщения потребности. Существуют различные подходы к классификации потребностей: 1) от необходимости процесса производства: · неэкономические – это потребности, которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность в воздухе, солнечном тепле и т. д.); · экономические – это потребности, для удовлетворения которых необходим процесс производства (автомобиль, мебель, жильё и т. д.); 2) от сферы реализации: · материальные (потребности человека в пище, одежде); · духовные (потребности в образовании, культуре, отдыхе, вере, творчестве и т. д.); · социальные (потребности в карьерном росте, самовыражении, милосердии т. д.); 3) от очередности удовлетворения: · первичные (необходимые) потребности, удовлетворение которых невозможно отложить во времени на длительный срок, и которые не могут быть замещены другими потребностями (в воздухе, в пище); · вторичные (избыточные) потребности, удовлетворяются после первичных и могут быть замещены на другие потребности (посещение театра). 4) по уровню удовлетворения: · полностью удовлетворяемые; · частично удовлетворяемые; · неудовлетворяемые; 5) от масштабов и структуры производства: · абсолютные (максимальные) – это потребности, ориентированные на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе; · действительные (подлежащие удовлетворению) – это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производства и научно-технического прогресса; · фактически удовлетворяемые – это потребности, которые удовлетворяются в настоящее время. В структуре потребностей существенную роль играет соотношение между материальными и духовными средствами их удовлетворения. С развитием общества стремление к удовлетворению потребностей в разнообразных услугах возрастает, а в товарах сокращается. Структура потребностей зависит от уровня доходов потребителей, так при росте дохода его доля, расходуемая на товары низшего качества, сокращается, а на высококачественные товары возрастает.
|