Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Период первый. Церковь sub umbraculo religionis licitae (judaicae).






От начала христианства до царствования императора Траяна. Хронологически первым считается гонение при Нероне. Но было ли возможно тогда гонение христиан за имя Христово?

По выражению Тертуллиана церковь выступила под покровом дозволенной религии (иудейской). Христиане вербовали прозелитов преимущественно среди иудеев или на почве, которая была подготовлена последними. Христиан принимали за иудейскую секту.

 

Положение христиан до гонения при Нероне. – Неразличение язычниками христиан от иудеев

Тиберий (14 – 37), Кай Калигула (37 – 41) – никаких следов отношений между христианством и императорами. Легенда, что Тиберий, получив от Пилата донесение об Иисусе Христе, хотел причислить Его к числу римских богов, не имеет характера исторического факта.

Клавдий (41 – 54) – первые преследования христиан, но совместно с иудеями и вследствие смешения с ними. Клавдий принимал меры против беспокойного иудейского населения, запретил религиозные собрания в Риме. Наиболее ревностные иудеи выселились из столицы.

В биографии Клавдия из «De vita Caesarum», Гай Светоний Транквилл оставил одно из самых ранних упоминаний об Иисусе Христе и о христианах в светской литературе. Историческое свидетельство Светония: Клавдий «иудеев, производящих беспорядки и волнения по почину Хреста, выгнал из Рима» Iudaeos impulsore Chresto assidue tumultuantes Roma expulit.

Иисуса Христа называли иногда Хрестом. В I—II веках в Риме были лучше знакомы не с именем Χ ρ ι σ τ ό ς (Christos), а с популярным среди рабов и вольноотпущенников именем Χ ρ ή σ τ ο ς (Chrē stos в классическом древнегреческом произношении, древний этацизм и новый итацизм), которое имело значения «хороший, добрый, счастливый, порядочный, кроткий, полезный». Для человека, незнакомого с иудаизмом и христианством, имя Христос обозначало либо медицинского работника («служащий для натирания целебной мазью»), либо штукатура, и потому по незнанию Светоний мог заменить неизвестное ему имя хорошо известным.

Причина волнений иудеев. Возможно, это была реакция иудеев на решения Иерусалимского собора о том, что язычникам, обращённым в христианство, необязательно соблюдать Моисеев закон (необязательность обрезания и полный разрыв с иудейством). В римских синагогах громко произносилось имя Христа, давшее повод заподозрить появление агитатора. Для прекращения волнений власти приняли решение изгнать заодно и иудеев и христиан.

 

Не было различия иудеев и христиан. Об этом говорят:

На царствование Нерона (54 – 68) падают события апостольской истории (Деян. 18, 12-17). В Коринфе иудеи обвиняли Ап. Павла в том, что он чтит Бога не по закону. В глазах римского проконсула Галлиона все дело было религиозным спором в пределах иудейства, в к-й он не стал вмешиваться.

Деяний 21, 27. Комендант Иерусалима Клавдий Лисий понял, что спор идет из-за религии и есть чисто иудейский. Отсылает к прокуратору Антонию Феликсу. Мнение прокуратора, на Павле нет вины, если бы он не потребовал суда у кесаря, то можно было бы освободить.(Деян. 27, 31 – 32).

Итак, представители римской власти в 58 – 60 гг. не знали, что они стоят перед фактом недозволенной римским правом религии, не понимали сущности христианства и не отличали его от иудейства: эти «назореи» казались им одним из толков, на которые распадалась дозволенная иудейская религия.

Явившись в 60 г. в Рим апостол Павел пользовался свободою для проповеди учения.

Однако через 4 года в Риме правительство оказалось в состоянии вести процесс против христиан за религию, не затронув ни одного иудея.

 

– Гонение при Нероне. – История и мотивы гонения. – Вопрос о кончине апп. Петра и Павла.

Nero Clavdius Caesar Augustus Germanicus(54-68). Деспотия с начала 60-х гг.

Светоний Транквилл: «он казнил уже без меры и разбора кого угодно и за что угодно». В основном адептами христианства в то время были рабы и вольноотпущенники, а также представители низших слоев общества, на защиту которых Нерон встал в первые годы своего правления. Хотя религия и не была запрещена официально, поклонение новому богу практически лишало всякой защиты государства.

 

Известие Тацита (Annal. 15, 44) (Публий Корнелий Тацит 50 – 120) о гонении на христиан при Нероне. Великий пожар Рима в 64 г. Н ерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами.

«Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его [Нерона] молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, всё же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».

За что были казнены христиане при Нероне? Судебное преследование за поджог, но не прямое преследование за имя Христово. Нерон «подставил» христиан. Непреднамеренная судебная ошибка.

Толкования рассказа Тацита. 1) гонение за недозволенную религию «те, которые признавались (в принадлежности к христианству), были арестуемы и наказываемы»; во всем этом процессе об иудеях нет и речи: христиане стоят как совершенно отличная от иудеев секта.

2) гонение Нерона – преследование поджигателей (процесс был направлен против иудеев вообще), Тацит, живший позднее, когда христиан уже знали как последователей недозволенной секты, перенес на события царствования Нерона черты своего времени.

Отдав приказ найти виновных, Нерон попал в положение, при котором обвиняемые, хотя и невинные, должны были найтись. Нерону нужно было найти таких лиц, в виновность которых все легко поверили бы.

Беззащитные подонки общества. Пожар начался в кварталах бедноты. Нужно было найти лиц зловредных. Иудеям покровительствовала жена Нерона Поппея Сабина, иудейская прозелитка.

Поднять гонение против иудеев как иудеев было невозможно. Переписка Сенеки: «христиан и иудеев, как это бывает обыкновенно, казнили смертью, как виновников пожара».

Под суд были отданы «те, которые признавались». В чем признавались? (Косвенные вопросы, косвенные улики (человеконенавистники): Где был в такую-то ночь –). Факт доносов христианина на других членов общины (перечисление участвовавших в богослужении).

Итак, процесс начавшийся следствием о поджоге, принял религиозную окраску, хотя вопрос о дозволенности или недозволенности христианской религии не был поднят принципиально.

Искали поджигателей, по примете – последователи подозрительной религии, которые сами сознавались в принадлежности к этому обществу. Стало быть при Нероне христиане пострадали за имя Христово.

Гонение при Нероне (процесс римского пожара 64 г.) не было продолжительным и распространялось на всех христиан, живших в Риме и окрестностях, но не могло быть всеобщим.

Факт мученической кончины апп. Петра в Риме (связывают с Нероном). Спорность хронологии. 64 или 67 гг.

Апостол Павел скончался смертью римского гражданина (ранее 64 г.). Память апостолов 29 июня обозначает перенесение мощей свв. Апостолов.

 

– Гонение при Домициане. – Характер его царствования и отношение к иудеям и христианам. – Вопрос о Флавии Клименте. – Предание об ап. Иоанне.

Второе гонение на христиан случилось в последние годы царствования Домициана

Titus Flavius Domitianus (81 – 96) Политическая подозрительность Домициана (опасение заговоров). Называл себя «Deus».

Усиление налогов для пополнения императорской казны. Иудейский «фиск» налог (подать на храм). Отказывавшихся от иудейства подвергали медосмотру на предмет обрезания.

Христиане не принадлежавшие к обрезанным, отказывались платить иудейский фиск, на следствии выяснялось, что многие из них не семитического происхождения, а прозелиты, поэтому они подвергались гонению.

Казнь консула Тита Флавия Климента, двоюродного брата Домициана, по обвинению в «безбожии» (небрежном исполнении обязанностей). Процесс против Флавия Климента затронул и других лиц, которые приняли иудейские обычаи и уклонялись в иудейскую религию.

Церковное предание ставит в связь с гонением Домициана ссылку на о. Патмос ап. Иоанна Богослова (Евсевий, ссылка на Иринея Лионского). Тертуллиан: при Нероне Ап. Иоанн был вызван в Рим и брошен в котел с кипящим маслом.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал