Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таким образом, между процентной ставкой и спросом на деньги для сделок существует обратная зависимость






Анализ показывает, что процентная ставка r не сильно влияет на величину трансакционного спроса, т.к. отказаться от денег для обслуживания сделок, даже при высоких ставках, сложно (рис. 13.1).

 
 

 

 


Таким образом:

 
 

 


2. Спрос на деньги по мотивам предосторожности

Экономическим субъектам часто приходится сталкиваться с непредвиденными увеличениями платежей и уменьшением доходов, потому они хранят резервный фонд, т. е. существует спрос на деньги по мотивам предосторожности. Чем больше масштабы бизнеса или величина доходов, тем больше возможные колебание, тем большую “кассу” необходимо держать для погашения этих колебаний:

Y ­® MD 2­.

(11.2)


Резервную " кассу" можно хранить в виде наличности или в виде депозитного вклада, поэтому на данный вид спроса процентная ставка влияет аналогично первому случаю.

Таким образом:

 
 

(11.3)

 


3.Спекулятивный спрос (спрос на деньги как имущество)

Экономические субъекты свои активы (имущество, богатство) могут хранить в разном виде: недвижимость, ценные бумаги, депозитные вклады, наличные.

Владение “кассой”, с одной стороны, повышает мобильность экономического субъекта, т. е. наличные деньги всегда можно быстро ликвидировать в обмен на другие активы, с другой стороны – экономический субъект отказывается от получения доходов от имущества, которое может быть приобретено за деньги. Если процентная ставка падает, публика предпочитает переместить свои активы в наличность, и спрос на деньги как имущество растет. Если процентная ставка растет, ликвидную наличность выгоднее переводить в менее ликвидные, но более рентабельные виды активов. Спрос на деньги при этом падает.

Таким образом:

 
 

(11.4)

 


Общий спрос на деньги – это сумма трех видов спроса (рис. 13.2).

 
 

 

 


В макроэкономике при оценке спроса на деньги учитываются не номинальные показатели, а реальные, т. е. скорректированные на инфляцию:

MD – номинальный спрос на деньги (в текущих ценах);

P – индекс цен (коэффициент роста к базовому периоду);

(M / P) D – спрос на деньги в реальном исчислении (с учетом индекса цен P, в ценах базового периода). Таким образом,

 
 

(11.5)


В макроэкономике зависимость записывается так:

 
 

(11.6)


где e – чувствительность спроса на деньги к изменению объема национального производства (Y). Единица измерения e – руб./руб.

Например: e = 0, 8 – это значит, при увеличении Y на 1 млрд руб. спрос на деньги увеличивается на 0, 8 млрд руб. Зависит е от скорости обращения денег. Чем больше скорость обращения денег, тем меньше е.

f – чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки. Единицы измерения f – млрд руб. / процентный пункт.

Например: если f = 100 млрд руб., то при повышении r на 1 пункт (например, с 7 % до 8 %) спрос на деньги уменьшается на 100 млрд. руб. Величина f зависит от экономического поведения публики в экономике.

 

13.4 Предложение денег.

Что касается п р е д л о ж е н и я д е н е г (MS), то оно включает наличность (C) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок (фактически это агрегат М1), т.е. MS = C+D.

Общее количество имеющихся в стране денег составляет предложение денег.

Рис 13.3 Предложение денег

Предложение денег контролируется государством. Делает это центральный банк как путем эмиссии денег, так и посредством управления денежно-кредитной системой страны Он определяет необходимое количество денег исходя из состояния экономики. Количество денег фиксировано на определенный период и не зависит от уровня процентной ставки Поэтому кривая предложения денег Sm представляет вертикальную линию, перпендикулярную оси абсцисс в точке, соответствующей количеству денег (рис. 13.3)

 

13.5 Равновесие на рынке денег. Инфляция.

Спрос на деньги должен быть удовлетворен соответствующим предложением денег. Равновесие между ними достигается в точке пересечения кривых S и D, т. е. в точке Е (рис. 13.4). Эта точка определяет равновесную ставку процента r, т. е. цену денег.


Оптимальным состоянием денежного рынка является равновесие. Однако оно постоянно нарушается.

 

Рис. 13.4. Равновесие денежного рынка.

Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.

Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией спроса (инфляцией покупателей) и инфляцией издержек (инфляцией продавцов). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна — со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая –со стороны предложения (рост производственных издержек).

Что такое инфляция спроса? Это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров. Подобная ситуация на внутреннем рынке нашей страны наблюдалась в 70-80-х гг.

Чтобы финансировать дополнительные расходы, государство выпускает бумажные деньги, не обеспеченные товарной массой. Подобная практика выпуска «нематериальных» денег представляет собой своего рода инфляционный налог. Печатание дополнительных денег практически ничего не стоит государству, но позволяет наращивать расходы. Налог падает на общество, прежде всего на тех, кто имеет сбережения, хранит наличные деньги.

Ценность старых денег, находящихся у населения, стремительно падает. Если, к примеру, в течение года цены выросли на 130%, значит, покупательная сила рубля упала в 2, 3 раза, т.е. в декабре она составила 43 коп.

Инфляция спроса может иметь смысл при специфических условиях: при низком темпе экономического роста, наличии недозагруженных мощностей. В этом случае подстегивание спроса послужит своеобразным стимулом активизации производства.

Как отмечалось, развитие инфляции может иметь место и без дополнительного подстегивания спроса. Инфляционный рост цен происходит в условиях, когда спрос не растет, а падает. Причину следует искать со стороны предложения. Это другой вид инфляции — инфляция издержек. Механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки.

Возможны два исходных момента: а) издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) и в силу удорожания сырья и топлива (рост цен на импорт, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.); б) производители повышают цены, используя свое монополистическое положение или создавая его путем сговора.

В отличие от инфляции спроса инфляция издержек, по мнению ряда экономистов, обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на рационализацию производства, снижение производственных и трансакционных издержек.

В реальной действительности выделить два вида инфляции довольно трудно. Важно учитывать, какой вид инфляции является генератором инфляционного роста цен. В РБ все более важную роль стала играть инфляция издержек (возросли цены на сырье, топливо и комплектующие, сохраняется высокий уровень монополизации). Что касается платежеспособного спроса населения, то он сокращается или растет крайне неравномерно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал