Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность основных научных подходов к разработке предпринимательских решений. Методы процесса принятия предпринимательских решений.
В практике разработки предпринимательских решений могут применяться следующие основные научные подходы, от которых во многом зависят и методы принятия решений: - системный подход; - структурный подход; - маркетинговый подход; - функциональный подход; - предметный подход; - комплексный подход; - нормативный подход; - ситуационный подход; - директивный подход и др. Суть системного подхода заключается в том, что предпринимательский объект, по которому необходимо принять решение, рассматривается как система с взаимосвязанными и организованными элементами. Алгоритм решения поведения системы для получения планируемого (заданного) результата не задан – его необходимо на основе системных представлений найти. Сущность структурного подхода заключается в структуризации предпринимательского объекта, по которому необходимо принять решение, придании каждой структуре балльных оценок (приоритетов) и принятии по основным из них решения. Например, значимость факторов (показателей) достижения конкурентоспособности товара: качества, цены, затрат – у потребителя целесообразна следующей: 4: 3: 2: 1, т. е. при принятии решения о распределении финансовых ресурсов при формировании предпринимательской стратегии приоритет целесообразно отдать качеству товара. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию сущности предпринимательского дела (выпуск товара) на потребителя и экономию у него и у самого предпринимателя дорогостоящих и, особенно, невоспроизводимых ресурсов. В основе функционального подхода лежит рассмотрение потребности потребителя как совокупности функций, выполнение которых необходимо для удовлетворения потребности. Как правило, при функциональном подходе создается новый предмет (товар), удовлетворяющий минимуму совокупных затрат за жизненный цикл предмета на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта предпринимательства: потребности – функция – показатели будущего объекта – изменение структуры объекта. Суть предметного подхода – в совершенствовании существующего предмета (товара), предпринимательского объекта. Суть комплексного подхода заключается в том, что при разработке и принятии предпринимательского решения должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные психологические Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов выработки и принятия решений диктуется конкретной непредвиденной ситуацией. Эти ситуации могут изменяться по признакам: - содержанию – технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.; - виду предпринимательского решения во времени – стратегические, тактические и оперативные; - ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений; - методам реализации управленческих решений. Сущность нормативного подхода заключается в обосновании решений нормами и нормативами по важнейшим элементам предпринимательства. Сущность директивного подхода состоит в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качеств, затрат, продолжительности элементов системы управления в нормативных актах (приказах, распоряжениях, указаниях, стандартах, инструкциях, положениях и т. п.). В основе директивного подхода лежат методы принуждения, которые опираются: - на систему законодательных актов страны и региона; - на систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации; - на систему планов программ и заданий; - на систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими аспектами. Основу системы общенаучных методов, используемых в принятии предпринимательских решений, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный поход к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т. д. Специфика предпринимательства, как одного из видов управленческой деятельности, оказывает существенное влияние на формы, масштабы и результативность применения общенаучных методов. Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение. Так, системный подход к анализу проблемной ситуации позволяет выявить факторы и причины, приведшие к появлению проблемы в целом и ее составных частей. Он особенно важен при возникновении новых проблемных ситуаций, с которыми организация прежде не сталкивалась. Комплексный подход являетсяспецифической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем предпринимательства в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. По мнению многих специалистов в области управления, в том числе и предпринимательства, комплексный подход является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой, каковым и является предпринимательство. Моделирование имеет обширную сферу применения в процессах предпринимательства, особенно на начальной стадии проработки предпринимательского проекта, когда решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подходов. Решение таких проблем немыслимо без применения моделей, под которыми понимается их представление в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы, существенные для целей решения. Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов, на которых уточняется постановка задачи, конструируется модель, проводится ее теоретический и (или) экспериментальный анализ на достоверность, и после практического применения и анализа полученных данных осуществляется (в случае необходимости) корректировка с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т. п. Примером моделирования может быть разработка организационной структуры, создание организации, доходности капитала и др. При решении проблем управления предпринимательским делом наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Они позволяют решать большой класс задач управления с применением экономико-математических методов. Экспериментирование, как метод, с помощью которого можно сравнительно быстро решать многие предпринимательские проблемы, получает все большее признание среди предпринимателей, руководителей и менеджеров. Многие управленческие нововведения, требуют экспериментальной проверки. С помощью экспериментов ведется и сам поиск научно обоснованных нововведений, использование которых окажется полезным для решения целей и задач организации. В изучении и решении проблем управления важная роль отводится конкретно-историческому подходу, в соответствии с которым каждое явление должно рассматриваться в динамике. В развитии любого объекта управления, например, можно выделить стадии его жизненного цикла: проектирование и создание; рост; зрелость; завершение. Очевидно, что цели, а, следовательно, и проблемы управления на этих стадиях различаются, и довольно существенно. Это вызывает необходимость выбора из всего арсенала методов, наиболее соответствующих объективным условиям, отражающим циклическое (или «возрастное») состояние объекта. Поэтому при анализе проблем, связанных с управлением, важны такие параметры, как время образования организации и основные события развития (роста, объединения, разукрупнения, приватизации и т. д.). Если предпринимательский объект создается заново, необходимо ознакомиться с перспективами его развития, намерениями о вхождении в союзы, ассоциации и т. д. Методы социологических исследований широко используются в решении проблем, связанных с работниками, их ролью в возникновении отклонений от запланированных целей, в выборе направлений действий и заинтересованностью в выполнении намеченного плана мероприятий. Социологические исследования проводятся путем сбора и обработки информации о потребностях и интересах персонала организации, о характере взаимоотношений между людьми и группами, о типе культуры, сложившемся под воздействием структурного состава кадров и других факторов развития организации. С этой целью широко применяют интервью и анкетные опросы, наблюдения и самонаблюдения, изучение документов и факторов группового поведения и др. Все это дает необходимую информацию, на основании которой можно прогнозировать реакцию персонала организации на те или иные решения, а также управлять поведением как отдельных индивидов, так и групп людей, чтобы обеспечить их реализацию. Общенаучная методология составляет фундамент, на котором строится сложное здание арсенала методов управления. Подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, носят название конкретных или специфических методов. Они характеризуются большим разнообразием, отражая множественность, различную сложность и состав управленческих задач, решаемых менеджментом в предпринимательстве. Классификация решений на высоко и слабо структурированные позволяет более эффективно организовать процесс путем разработки разных подходов и действий, обеспечивающих движение к поставленным целям. Решения, в высокой степени структурированные, известны также как запрограммированные. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов (подобных тем, которые предпринимаются при решении математического уравнения). При этом число альтернатив ограничено, и выбор делается в пределах направлений, заданных организацией, а также с учетом нормативов, стандартов, правил и т. д. В качестве примера можно привести задачу определения числа руководителей при заданной норме управляемости. Выделение класса запрограммированных решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. Слабо структурированные решения (незапрограммированные) принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, внутренней неструктурированностью, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем построения адекватных математических моделей, и основную роль в поиске играет человек и его способность разрабатывать соответствующую процедуру, ведущую к решению задачи. Слабо структурированными являются решения, связанные с определением целей и формулировкой стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т. п.
|