Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Методы регулирования 1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. 2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя: 1. разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов; 2. разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.; 3. регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка. 4. Задачами государственного регулирования являются: 5. реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг; 6. обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профессиональных участников и клиентов; 7. создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка. Государство должно осуществлять следующие функции: 1. разработка концепции развития рынка, осуществление программы ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов; 2. концентрация ресурсов в первую очередь для развития инфраструктуры рынка; 3. контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка; 4. установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм; 5. создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов; 6. создание системы защиты инвесторов от потерь; 7. предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования; 8. регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвлекаемых на покрытие непроизводительных расходов государства; 9. разработка и регистрация общих правил функционирования рынка ценных бумаг; 10. арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг; и т.д. Государственное регулирование главным образом осуществляется на основе нормативно-правовых актов. Основополагающими документами по государственному регулированию рынка ценных бумаг являются Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы. К органам государственного регулирования относятся: 1) ФКЦБ; 2) Минфин РФ; 3) ЦБ РФ; 4) Комитет по управлению государственным имуществом РФ; 5) Антимонопольный комитет; 6) МНС РФ; 7) Минюст РФ; 8) Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и т.д. Государственное регулирование РЦБ осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию. К прямому вмешательству относится: 1) законодательная деятельность представителей органов власти (Федеральное собрание); 2) постановления и распоряжения органов государственной власти (Правительство РФ); 3) меры, принимаемые другими органами (ФКЦБ, Минфин). В государственном департаменте РФ создан ряд комитетов, ответственных за разработку законопроектов, к ним относятся: комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; подкомитет по законодательству о финансовых институтах, фондовом рынке и страхованию; подкомитет по банкам. Правительство РФ осуществляет общее руководство развития и функционирования РЦБ с помощью федеральных органов исполнительной власти. ФКЦБ, созданная в ноябре 94 г., объединяет ведущих специалистов в администрации Президента, ЦБ, Минфина, Госкомимущества и т.д. Комиссия утверждает стандарты по эмиссии ценных бумаг, занимается государственной регистрацией фондовых бирж. Минфин является основным исполнительным органом, регулирующим фондовый рынок в части: регламентации правил совершения операций с ценными бумагами; регулировании учета и отчетности, лицензирования финансовых брокеров; контроль приобретения крупных пакетов акций. ЦБ РФ осуществляет лицензирование, регулирование операций с ценными бумагами, аттестацию специалистов по работе с ценными бумагами и т.д. Российский фонд федерального имущества регулирует продажу акций в процессе приватизации, управляет портфелем акций государства и т.д. Госкомимущество РФ регулирует порядок создания депозитариев, порядок применения доверительной собственности (траста), создание холдинговых компаний, контролирует деятельность чековых инвестиционных фондов. Антимонопольный комитет согласует крупнейшие выпуски ценных бумаг, приобретение 35% и более акций одного эмитента или акций, обеспечивающих более 50% голосов. Минэкономики РФ участвует в разработке политики формирования РЦБ, подготавливает законопроекты. Основные цели регулирования: 1. Поддержание порядка на РЦБ и создание нормальных условий для работы всех его участников 2. Защита от мошенничества и недобросовестности физических и юридических лиц 3. Обеспечение свободного ценообразования в зависимости от спроса и предложения 4. Создание эффективного рынка со стимулом к предпринимательской деятельности 5. Создание новых и поддержка необходимых для общества рынков. Большая роль на РЦБ принадлежит созданным по инициативе участников рынка и на профессиональной основе саморегулируемым органам: дилеров, брокеров, депозитариев, инвестиционных фондов и др. специальных институтов РЦБ. Их функции: саморегулирование деятельности участников на РЦБ, поддержка высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала, развитие инфраструктуры финансового рынка, проведение совместных научных разработок. Надзор за их деятельностью осуществляет ФКЦБ РФ. 2. Депозитные и сберегательные сертификаты. Депозитный сертификат – это ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесённого в банк юридическим лицом, и его право на получение в этом банке или его филиалах, по истечении установленного срока, суммы вкладов и причитающихся по нему процентов. Сберегательный сертификат – это ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесённого в банк гражданином и его права на получение в этом банке или его филиалах по истечении установленного срока, суммы вклада и причитающихся по нему процентов. В отличие от депозитных сертификатов сберегательные сертификаты могут выпускать только банки. Банковский сертификат (депозитный, сберегательный) должен иметь обязательные реквизиты (отсутствие какого-либо реквизита означает потерю статуса сертификата, как ценной бумаги). Реквизиты: наименование документа, причина выдачи; дата внесения вклада; размер вклада; безусловное обязательство банка вернуть сумму, внесенную на вклад; дата востребования; ставка процента; сумма причитающихся процентов; наименование и адрес банка-эмитента, а для именного сертификата - наименование вкладчика; подписи двух лиц (уполномоченных), скрепленные печатью банка.
|