Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диспетчерская служба, ее функции и задачи. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Диспетчерская служба — орган централизованного оперативного управления производством с помощью технических средств связи, сбора и обработки информации, контроля и регулирования деятельности всех структурных подразделений предприятия. Она широко развита в агропромышленных предприятиях и государственных органах управления АПК на уровне района и области. Диспетчерская служба повышает уровень управления агропромышленным производством благодаря действенному контролю за ходом выполнения технологических процессов, освобождает руководителей и специалистов от непроизводительных затрат времени на решение оперативных вопросов, разъезды по объектам для сбора сведений, дает возможность сосредоточить их внимание на стратегических вопросах, дисциплинирует работников управления, повышает культуру их труда. Диспетчерская служба оказывает большую помощь при организации оперативной связи внутри предприятия и за его пределами не только руководителям хозяйства, но также фермерам и всему населению. Еще больше вырастает ее роль в условиях рынка; функции диспетчеров расширяются, особенно в области внешних связей. Работа диспетчерской службы по своему содержанию подразделения делятся на оперативную, контрольно-учетную, аналитическую и плановую. Оперативная работа включает решение всех текущих вопросов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, прием оперативной информации и заявок, передачу распоряжений, указаний и контроль за их выполнением. Контрольно-учетная работа — это сбор и обработка оперативной отчетности о ходе работ, ведение диспетчерской документации, представление информации руководителям и специалистам предприятия и другим хозяйственным органам. Аналитическая работа тесно связана с плановой и контрольно-учетной. При анализе на основе плановой и отчетной информации проводится сопоставление полученных данных, выясняются причины отставания и срывов, определяются возможности роста производительности труда, вовлечения дополнительных ресурсов, устранения простоев техники, оборудования и т.д. В сельскохозяйственных предприятиях диспетчерская служба обычно решает следующие задачи: -обеспечивает постоянную оперативную связь руководителя и специалистов хозяйства, руководителей и других должностных лиц подразделений и служб; -своевременно доводит до исполнителей оперативные задания и распоряжения руководителей хозяйства и осуществляет контроль за их выполнением; -оказывает организационную и техническую помощь бригадам, звеньям и конкретным исполнителям в выполнении заданий; -принимает, обрабатывает и хранит оперативные сведения и учетные данные о ходе производства, контролирует выполнение плановых заданий отделениями, бригадами и звеньями; -предоставляет руководителям, специалистам и соответствующим службам хозяйства информацию о выполнении работ, производстве продукции, обеспеченности материальными средствами и т.п.; -учитывает запросы подразделений и организует обеспечение их необходимыми материалами (нефтепродуктами, запасными частями, семенами, удобрениями) и транспортными средствами; -осуществляет контроль за использованием машинно-тракторного и автомобильного парков, за выполнением графиков технических уходов и ремонтов; -организует диспетчерские совещания, ведет необходимую диспетчерскую документацию. Функции диспетчерской службы в различных сельскохозяйственных предприятиях в зависимости от этапов ее развития неодинаковы. На первом этапе обычно они ограничиваются сбором и передачей различной информации. Руководители и специалисты видят в ней лишь удобное средство связи. На втором этапе подключаются контрольно-учетные и аналитические функции. При полном своем развитии диспетчерская служба выполняет различные работы по оперативному планированию и регулированию производства, наделяется правами распорядительства. При создании диспетчерской службы проводится ряд организационно-подготовительных мероприятий, включая сбор данных для проектирования, разработку проекта диспетчеризации, приобретение необходимого оборудования и материалов, подготовку работников диспетчерской службы. После этого можно задействовать службу для решения управленческих задач. Объектами диспетчеризации обычно становятся все структурные подразделения и службы управления предприятием, а также мобильные агрегаты. Диспетчерская служба организует свою работу на основе соответствующего положения, включающего следующие разделы: 1. Назначение и задачи диспетчерской службы в предприятии, объекты диспетчерского управления. 2. Штаты, должностное положение работников диспетчерской службы. 3. Обязанности руководителей, главных специалистов и других работников по отношению к диспетчерской службе. 4. Организация работы диспетчерской службы, распорядок рабочего дня, графики передачи информации на диспетчерский пункт, порядок проведения диспетчерских совещаний. 5. Приложения: формы диспетчерской документации, копия приказа директора (решения правления) об утверждении Положения о диспетчерской службе. На должность старшего диспетчера назначается специалист сельского хозяйства, имеющий организаторские способности и опыт работы, хорошо знакомый с условиями производства на данном предприятии. Диспетчер обязан знать технологию производства, технику и правила ее использования, планирование, уметь анализировать работу подразделений и машинно-тракторного парка, самостоятельно решать многие оперативные вопросы. В ряде предприятий старший диспетчер является заместителем руководителя предприятия по оперативной работе. В структуре управления данная служба имеет самостоятельное значение, ее руководитель непосредственно подчиняется руководителю предприятия. Работники диспетчерской службы обязаны передавать все указания руководителя предприятия и главных специалистов, а руководители производственных подразделений должны своевременно и точно отвечать на вопросы диспетчера и выполнять все распоряжения, которые передаются через диспетчерскую. Распоряжения диспетчера могут быть отменены или изменены руководителем предприятия, но последний должен известить об этом диспетчера. Главные специалисты должны своевременно информировать диспетчера об изменениях плана работ, перестановке рабочей силы и техники. Функционирование диспетчерской службы осуществляется по установленному графику, который составляется с учетом правил внутреннего распорядка и производственной необходимостью. В распорядке работы диспетчерского пункта указываются время и вид выполняемой работы, ее конкретные исполнители. Этот распорядок меняется в зависимости от времени года. В летний период продолжительность работы обычно устанавливают с 7 до 20—22 ч, зимой — с 7 до 17—18 ч. Отдельные хозяйства практикуют круглосуточную работу. Наряду с распорядком работы разрабатывается график передачи оперативной информации из подразделений. Диспетчерская документация необходима для нормальной организации оперативного учета, анализа выполнения планов и заданий, передачи распоряжений и заявок, контроля за их выполнением. Она делится на планово-контрольную, оперативную и наглядную. Как правило, в разработке диспетчерской документации принимают участие все заинтересованные в получении соответствующей информации специалисты. Основным оперативным документом является «Журнал диспетчерской службы», в котором фиксируются время и вид связи, кто и откуда передает информацию, ее содержание, время передачи указаний исполнителю и контроля за их выполнением. Другие журналы отражают работу отдельных отраслей, цехов, подразделений. Например, в растениеводстве используется: «Журнал выполненных работ», «Журнал выхода и реализации продукции», в животноводстве — «Журнал учета работы животноводческих ферм». Данные о работе технических средств фиксируются в «Журнале учета работ машинно-тракторного парка», «Журнале технического состояния тракторов», «Журнале технического состояния автомашин», «Журнале проведения технических уходов», «Журнале работы передвижной мастерской» и др. В журналах обязательно указывают причины простоев техники, что дает возможность вести более качественный анализ ее использования. В отдельных хозяйствах ведутся журналы регистрации входящих и исходящих радиограмм (телефонограмм), чрезвычайных: происшествий, вывозки срочных грузов, местонахождения руководителей и специалистов, проведения диспетчерских совещаний, занятости привлеченных рабочих и др. Диспетчерская служба оснащается различными техническими средствами. Необходимо выделить хорошо оборудованное помещение, в котором обязательно наличие компьютера, точных часов, термометра и барометра, необходимой мебели, диктофона, различных схем, справочной литературы. На животноводческих комплексах, тепличных комбинатах, птицефабриках широко используются телеустановки, средства измерительной техники для контроля количественных и качественных показателей состояния производственных процессов. Опыт работы сельскохозяйственных предприятий повсеместно показал высокую эффективность диспетчеризации. При ней достигается более оперативное маневрирование трудовыми и материальными ресурсами, сокращаются простои техники и рабочей силы, особенно по организационным причинам, повышается культура управления производством в целом. Затраты на организацию диспетчерской службы окупаются, как правило, за 1-года. У руководителей и главных специалистов, как показали результаты исследований, сокращается удельный вес затрат времени на оперативное управление на 20—35 %, в связи с чем они могут лучше выполнять другие функции, прежде всего перспективного характера. Общепринятые способы оценки экономической эффективности диспетчерской службы в сельском хозяйстве еще не разработаны. Обычно применяют такие показатели, как прирост валов продукции, сменной и сезонной выработки на трактор, комбайн, автомашину, сокращение простоев, сроков выполнения работ, снижение их себестоимости.
|