Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система основных категорий товарного производства и обращения, их эволюция.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 5. Товарное производство. Товар. План. 1. Сущность, основные черты, формы и границы натурального хозяйства. 2. Товарный тип хозяйства: сущность, условия становления и основные черты. 3. Система основных категорий товарного производства и обращения, их эволюция: а) товар, его потребительская стоимость; б) стоимость товара, меновая стоимость, индивидуальная и общественная стоимость товара, механизм определения величины стоимости товара, факторы величины стоимости товара; 4. Понятие и характеристика цены и ценообразования.
Сущность, основные черты, формы и границы натурального хозяйства. Задания: · Выписать натуральный тип производства. · Выписать товарный тип производства.
Два типа хозяйствования: натуральное и товарное. 1. Натуральный тип - это такой тип организации общественного хозяйствования, при котором продукт труда используется для внутреннего потребления. Производитель продукта должен быть собственником средств производства. Продукт труда не является товаром. Формы натурального хозяйства абстрактно могут быть самыми разнообразными. Границы натурального хозяйства определяются системой внутреннего потребления.
2. Товарный тип хозяйства: сущность, условия становления и основные черты. Задания: · Выписать товарный тип производства. 2. Товарный тип объективно обусловлен на определенном этапе развития человеческого общества. Для становления товарного хозяйства необходимы два условия: - общественное разделение труда; - обмен, рынок. Основные черты товарного хозяйства: - производитель продукта труда может быть собственником средств производства, но может и не быть им; - продукт труда является товаром; - рабочая сила становится товаром.
Система основных категорий товарного производства и обращения, их эволюция. Задания: · Выписать понятие «товара», подходы к определению стоимости. Товар - это есть продукт труда, удовлетворяющий какую либо человеческую потребность через обмен, рынок. Товар обладает потребительской стоимостью. Это есть способность товара удовлетворять какую либо общественную потребность. Исходя из общественной потребности товары делятся на средства производства и предметы потребления. Средства производства - это товары, удовлетворяющие производственные потребности общества. Предметы потребления - это товары, удовлетворяющие личные потребности человека. Товар имеет стоимость. По вопросу величины стоимости существуют три подхода: - марксистский: величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре - эта величина находится под воздействием двух факторов: а) производительности труда; б) интенсивности труда. Производительность труда - это количество продукции, производимой в единицу времени. Интенсивность труд - это количество труда, затраченное в единицу времени. Рост производительности труда уменьшает цену стоимости товара, а рост интенсивности труда увеличивает общую массу стоимостей, но не меняет стоимости единицы продукции. - австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы. - кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью. Меновая стоимость - это количество или пропорция, в которой одна потребительская стоимость приравнивается к другой на рынке.
Стоимость бывает индивидуальная и общественная. Индивидуальная - это стоимость товара каждого отдельно взятого производителя. Общественная стоимость проявляется на рынке. Величина стоимости товара зависит от трех факторов: а) общественная производительность труда; б) ограниченность и редкость ресурсов; в) спрос и предложение.
|