Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Спрос и предложение в рыночной экономике.
План. 1. Рынок как экономическая категория. Содержание, место и роль в различных формах организации хозяйства. 2. Спрос и предложение в рыночной экономике. 3. Содержание, формы и последствия конкуренции.
Рынок как экономическая категория. Содержание, место и роль в различных формах организации хозяйства. Задания: · Выписать понятие «рынка» и авторов, исследующих рынок. · Чем отличается рыночная, командная и смешанная экономика? · Выписать субъекты, объекты рынка. Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в работе " О природе и причине богатства народа" в 1776 г. Смит считает, что объективной причиной возникновения рынка является еестественная ограниченность производственных возможностей человека. Адам Смит называл рынок невидимой рукой. Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах Маркса " Капитал", Ленина " По поводу так называемого вопроса о рынке" и австрийца Ф.Хайека, который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка. Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда. В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса: - что производить; - как производить; - для кого производить. В командной системе хозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса. В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений. Положительные черты рынка: 1. Гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям; 2. Оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли; 3. Независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок; 4. Способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и высоком качестве. Негативные черты рынка: 1. Рынок не гарантирует право на труд и доход; рыночная система воспроизводит существенное неравенство; 2. Рынок ориентирован на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Субъектами рынка выступают: 1. Домашние хозяйства; 2. Фирма; 3. Государство. Объекты рынка: 1. Товары и услуги; 2. Факторы производства; 3. Деньги, ценные бумаги; 4. Субсидии, социальные выплаты.
Спрос и предложение в рыночной экономике. Задания: · Выписать понятие «спроса» и» предложения», законы спроса и предложения, неценовые факторы, влияющие на них. · Эластичность спроса и предложения, равновесная цена. Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов: - закон о стоимости; - спроса и предложения; - закон о денежном обращении. Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство. Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. количество товара, которое потребитель хочет и может купить. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь (закон спроса): чем выше цена, тем ниже спрос. Неценовые факторы, влияющие на спрос: v Потребительские вкусы (мода); v Число покупателей (перед праздниками); v Доход покупателей (на товары высшей и низшей категории); v Цены на сопряженные товары: А) заменяющие друг друга (субституты): кофе на чай, масло на маргарин; Б) дополняющие друг друга (сублементы) – компьютер и комплектующие. v Ожидания потребителей относительно будущих цен. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%
К э.с.= процент изменения Q _________________ процент изменения P
Результаты: 1. Спрос эластичен, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж К э.с. > 1%. 2. Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены снижения цены, объем продаж К э.с. < 1%. 3. Спрос имеет единичную эластичность, когда цена изменяется на 1% и продажа товаров на 1% - К э.с. = 1.
Предложение – это количество товаров, предлагаемых производителем для продажи на рынке. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения: чем выше цена, тем выше предложение. Неценовые факторы, влияющие на предложение: 1. Цены на ресурсы. Их снижение уменьшает издержки производства и увеличивает предложение. 2. Технология. Ее совершенствование снижает цены на ресурсы. 3. Налоги и дотации. Повышение налогов увеличивает издержки производства. 4. Цены на другие товары. Эластичность предложения – это степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены.
К э.п. = Относительное изменение Q (%) _____________________________ Относительное изменение P (%)
Результаты: 1. Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения К э.п. < 1%. 2. Предложение считается абсолютно эластичным, когда К э.п. > 1%. 3. Предложение имеет единичную эластичность, когда цена изменяется на 1% и продажа товаров на 1% - К э.п. = 1.
Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями. Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период. Равновесная цена – это цена, при которой совпадают желаемые покупки и желаемые продажи.
|