Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спец. психология как наука, ее предмет, объект, основные задачи и методы. Отрасли СП, ее связь с др. научными дисциплинами, ее значение.






Спец. Психология как самостоятельная отрасль псих. науки возникла к 60год. 20века. До этого времени СП являлась неотъемлемой частью дефектологии. В настоящее время СП рассматривается как отрасль псих. науки, изучающ. закономерности псих. Развития и особ-ти псих. дея-ти детей и взрослых с псих. и физич. недостатками. Предметом явл-ся закономерности развития и проявления психики различ. групп детей с отклонен. в развитии. Объектом явл-ся дети с отклонениями в развитии. Задачи: 1.Раскрытие зависимости псих. развит. аномального ребенка от хар-ра, времени, механизмов и степени выраженности аномалий 2. Раскрытие закономерностей псих. развит. для нормальных и аномальных детей. 3.Выявление путем компенсации дефекта психического развития ребенка в целом и отдельных псих. процессов. 4.Разработка научных основ, методов и средств обучения разных групп детей с отклонениями в развитии, а т.ж теоретич. обоснования конкретных путей обучения. Методы: 1. Изучение документации, представляющую собой сбор анамнестических данных, на основе чего составляется заключение о психики аном-го развития ребенка. 2.Метод изучения продуктов дея-ти- анализ рез-ов труда реб-ка дает представление об особенностях псих. развития. 3. Метод наблюдения- позволяет наблюдать за деятельностью реб-ка в спонтанной форме. Перед набл. ставятся четкие цели и фиксир-ся его рез-т. 4.Беседа- направлена на выявление ориентировки реб-ка в окруж. пространстве и времени. 5. Эксперимент- сбор фактов в спец-но созданных условиях. Реб-к выполняет опред. задания и работу по инструкциям. Задания могут подаваться в игровой форме. Эксперимент направлен на выявление негатив. и позитив. сторон развития. 6. Анкетирование- для родит., воспит., пед-ов. Для оценки уровня и развития особ-ей реб-ка. Тесты, проектив. методики и т.д.

Отрасли: СурдоП, тифлоП, олигофреноП, логоП, псих. детей с ЗПР, псих. детей с ОДА.

Связь с другими дисциплинами: 1.Псих.науки- псих.изучение аном-х и нормальных детей в плане их развития, воспит. и обучен. СП взаимодействует с нейроП. т.к.она занимается изучением особ-ей мозговых мех-ов, ВПФ. ПатоП.- изучает закономерности распада псих.дея-ти и свойств личности при болезни. 2.Пед.науки-взаимосвязь обусловлена тем, что С.П. занимается разработкой псих. обоснования В и О детей с аномалиями в развитии. 3. Мед.науки- связь обусловлена тем, что С.П.и медицина имеют общий объект изучения. Наиболее тесная связь наб-ся с невропатолог. неврологией, психиатр., физиологией.

Теоретич.значение. С.П. состоит в том, что изучение особ-ей псих. развития аномальных детей позволяет расширить научную область познания, которая связана с определенным строением различных форм псих. дея-ти., выявлением возможностей и путей компенсации деф-та. Практич.значение С.П. можно выразить в ряде задач: 1. решение дифференцированно-диагностич. задач. Псих.исследования явл-ся важной составляющей при установлении диагноза и служит дополнит. сред-ми мед.диагностики. 2. С.П. вносит вклад в анализ мех-ов и стр-ры деф-та, а т.ж. в установление степени выраженности псих.нарушения реб-ка. 3. псих.исследов.это важнейшая часть работы при отборе детей в спец.учреждения. Выявление доминирующих нарушений при обследовании ВПФ, особ-ей развития речи мышления детей позволяет определить предпочтительный тип их обучения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал