![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психолого-пед-ая обуч. детей с наруш.функ.ода.
Срук-ра деф-ов при Дцп включает в себя спцифич.отклонения в псих. р-ии.Для детей с ДЦП характерна своеобразная аномалия псих. р-ия, обусловленная ранним органическим пораженим головного мозга и различными двигательными речевыми и сенсорными дефектами.Аномалии р-ия психики включают нарушения формирования познавательной д-ти – ЭВС и личности.Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей-1Неравномарный сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире.2Неравномерный дисгармонический хар-р интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних Интел-х ф-ий, задержка р-ия других и сохранность третьих.3Выраженность психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения с одного вида д-ти на другой.Основным нарушением познав-ой д-ти яв-ся ЗПР.У детей с ДЦП своеобразная структура лич-ти.Лич-ная незрелость проявляется в наивности суждений слабой ориентировки бытовых и практических вопросов.Трудности соц-ой адаптации способствуют формированию таких черт л-ти как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Психолго-пед-ая хар-ка: 1 Спастическая диплегия – самая распространенная форма ДЦП.Характерной особенностью яв-ся тетропарез т.е. паралич верхних и нижних конечностей, резко повышен тонус мышц в нижних конечностях.У 20-30% наблюдаются гиперкинезы(непроизвольные насильственные движения), у детей часто наблюдается вторичная задержка развития.Три степени тяжести-1тяжелая-дети самостоятельно не передвигаются или с помощью костылей.2средняя-передвигается самостоятелтно, но с дефектной осанкой.3Легкая –неловкость, замедление темпа движения. 2. Гемипареитч. форма -хар-ся порожен.одноврем.рук и ног; паралич одной стороны тела, причем руки поражаются больше чем ноги.Реч.наруш.-мотор.аллалия, дислексия, дисграфия.Выделяют три степени тяжести: 1Тяжелая-наруш.тонуса мышц по типу спастичности и ригидности верхних и нижних конечностей.Уменьшены кисть, стопа и лопатка. 2Средняя-функция верхних конеч.значительна нарушена, но реб-к может брать пред-ты рукой.Дети нач-ют ходить в 1.5-2года. 3. гиперкинетическ.форма- повреждены подкорковые отделы г.м.Характ-но наличие гиперкинезов(насильст.движен.)и наруш.тонуса мышц.Дети сам-но нач-ет самос-но ходить с 4-7лет.это благоприят.форма в отнош-ия обуч.и соц-ой адаптации.Прогноз зависит от степени тяжести двигат.функций. 4.Д войная гемиплегия- самая тяжелая.Наб-ся тотальное поражение ЦНС или г.м.Повреж-ся все четыре конечности в равной степени, развит.двигат.функций затруднено, наруш.мыш-го тонуса по типу ригидности.Дети не овладевают навыками сидения, стояния, ходьбы.Наличие уо умеренной и тяжелой степени.грубые речевые наруш.Эта форма сочит-ся с микроцифалией.прогноз крайне неблагоприятен.Диагноз указ-ет на полную инвалидность реб-ка. 5.Астонич-ки-астотич.- повреж-ся мозжечок и лобные отделы.Хар-ся парезами низким мыш-ым тонусом, наруш.координац.движений и равновесием.Начинают сидеть к 1-2годам, самост-но ходить с 6-9лет. Движение при захвате пред-та недеференциров., неточны, неловки.Речевые нар-ия мозжечковая дизартрия, алалия, задерж.реч-го развития.Может встреч-ся наруш-е интеллекта в степени дибильности, Имеет благоприят.прогноз. 6.смешанная- сочитание всех выше перечисленных. 30. организ.корр-но – педагогич.и мед.помощи детям с нар.функций ОДА. Особенности построения кор-пед. Процесса, общеразвивающ.и коррек.задачи. основная цель работы оказание мед., пед-ой, соц-ой помощи на основе чего происходит повышение соц-ой активности, развития самостоятельности, самоорганизации и оказываемая помощь носит комплексный хар-р. Обязательным условием явл-ся согласованность в работе всех специалистов. 1.медикаментозное лечение, применение различных видов массажа, ЛФК, оказание артопедич.помощи и проведение физиотерапевтич.процедур. 2.ранняя диагностика ДЦП.На основе проведенной диагностикевозможно выявить и определить патологию двигат.развития реб-ка и определить влияние двигательное нарушение на психич.развитие реб-ка.коррек-ая работа проводится с учетом ведущих видов Дея-ти.3. соблюдение правильного режима дня, что позволяет организовать коррекц.занятияс разными специалистами, положительно влияет на формир-ие эмоционально-волевой сферы. 4.необходимо тесное взаимодействие специалистов учрежд. с родителями. В основе раб-ты по оказанию помощи детям с ДЦП лежит принцип ранней диагностики и коррекции. Причем ранняя коррекц.подразумевает оказание лечебной и психолого-пед-ой помощи детям. Работа на начальном этапе должна начинаться с родильного дома или поликлиники.Помощь дети могут получить в поликлин., спец.саноториях, яслях-интернатах, доме-реб-ка, различн.реабилитационных центрах. Эти центры сущ-ют в Москве, Питере и др. крупных городах. Распредел.занятий в спей.учреждениях происходит след.образом.: 1.занятия по развит.позноват.дея-ти осущ-ся учителем дефектологом.2.воспитатель проводит работу по формир. Навыков самообслужив., организует Дея-ть детей вне занятий и организовывает прогулки. Деф-г и воспитатель распредел. м/д собой следующие занятия: 1изобразит. деят-ть-деф-г развивает сенсорное воспит., а воспитатель учит приемам рисования. 2развит.предмет. и игровой дея-ти- воспитатель работает по рекоменд.дефек-га. 3развитие речи и ознакомление с окруж.миром- деф-г проводит работу по формир.предпосылок речи и работу по профелак.речев.наруш. 4труд.вос-ие- больше занятий проводит воспитат., но деф-г тоже принимает участие. Основные задачи псих.помощи: устранение вторичных личностных нарушений котор.возникают как реакция на физич.дефект, на длительное пребывание в стационаре либо на хирургическое вмещательство.Педагогич.помощь оказыв-ся в образоват.учрежд., спец.дош-х и школьных учрежден.В яслях, садах, дет.домах. Коррекционно-пед.задачи: 1развитие реч.общенияс окружающими.2Расширение знаний и. представлений об окруж.мире.3Совершенствование сенсорных функций.4Формиров.пространствен.и временных представлений и раз-ие кинестетического восприятия.5Развитие основных псих.процессов.6Формиров.элементарн.матем.представлений.7Подготовка руки к овладению письма.8Воспитание навыков самообслуж.и культурно-гигиенич.навыков.9Подготовка к школьному обучению. Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период) являются: развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения'ребенка в практическое сотрудничество со взрослым); нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа ригидности). Развитие подвижности органов артикуляции; стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов); коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни — до 3 мес.), подавление оральных автоматизмов (после 3-х мес.); развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания); развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка); формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции — неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук); формирование подготовительных этапов понимания речи. Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются: формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания; формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации); развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова); стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания. Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются: развитие игровой деятельности; развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи; расширение запаса знаний и представлений об окружающем; развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза; развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического); формирование математических представлений; развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и гигиены; подготовка к школе.
|