Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интернет-ресурсы. Кафедра общеобразовательных дисциплин






ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению контрольной работы

по дисциплине

«ИСТОРИЯ»

для студентов заочной формы обучения Факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы

специальность 40. 02. 01 «Право и организация социального обеспечения»

среднего профессионального образования

 

 

 

Симферополь

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения Факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы для специальности 40. 02. 01 «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. Симферополь: КрФ ФГБОУВО «РГУП», 2014. – 12 с.

 

Автор - Хутько Т.В. - кандидат юридических наук.

 

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

 

Одобрены на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин ФГБОУВО «РГУП» (протокол № 2 от 20 октября 2014 года).

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины …………..3

2.Методические рекомендации по выполнению контрольной работы………5

3. Требования по оформлению контрольной работы…………………………..5

4. Варианты контрольной работы…………………………………………………6

5. Список рекомендуемой литературы…………………………………………….8

6. Перечень вопросов для подготовки к зачету…. ……………………………10

7. Приложение (Пример оформления титульного листа контрольной работы)…………… ……………………………………………………………………… 12

 

 


І. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины «История».

Учебная дисциплина «История» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Целью изучения «Истории» является формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI веков.

 

Задачи дисциплины:

· рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;

· показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;

· сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;

· показать целесообразность учёта исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.

 

Названные задачи решаются с учетом исторической и обществоведческой подготовки студентов, полученной ранее. Формирование целостных представлений о процессах мировой истории и современной истории России осуществляется в ходе творческой деятельности студентов на основе личностного осмысления исторических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности студентов. Это предполагает использование таких форм учебных занятий как учебная дискуссия, диспут, круглый стол, моделирование исторических ситуаций. Все занятия строятся по проблемно-хронологическому методу.

Студенты заочной формы обучения должны научиться представлять результаты своей индивидуальной познавательной деятельности в форме конспекта, реферата, сочинения-эссе, информационного сообщения. В результате изучения дисциплины студент должен свободно ориентироваться в многогранных факторах развития мирового сообщества и одновременно понимать особенности развития России по сравнению с Западом и Востоком. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета в устной форме. Он проводится в конце 4-го семестра с целью проверки знаний студентов по данной дисциплине.

 

 

В результате изучения «Истории» студент должен

уметь:

 

· ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

· выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

знать:

· основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX-XXI вв.;

· сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – XXI в.;

· основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

· назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

· о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

· содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

 

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторических компетенций. При этом понятие «компетентность» рассматривается, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в их повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История». В частности, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

· применения навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

· осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

· определения выводов на основе анализа как имеющейся в той или иной исторической ситуации, так и дополнительно собранной информации.

ІІ. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.

 

В соответствии с учебным планом студенти 2 курса заочной формы обучения должны выполнить письменно контрольную работу по «Истории». Написание контрольной работы является важной составной частью учебного процесса студентов заочной формы обучения. Контрольная работа выполняется студентами на основе самостоятельного изучения обязательной и дополнительной литературы, исторических источников, документов и материалов.

Предложенный перечень контрольних работ состоит из 10 вариантов, каждый из которых включает по два теоретических вопроса. Номер варианта контрольной работы, определяется следующим образом:

студенты, фамилия которых начинается с букв:

А, Б, В – выполняют 1 вариант;

Г, Д, Е – 2 вариант;

Ж, З, И – 3 вариант;

К, Л, М – 4 вариант;

Н, О, П – 5 вариант;

Р, С, Т – 6 вариант;

У, Ф, Х – 7 вариант;

Ц, Ч – 8 вариант;

Ш, Щ – 9 вариант;

Є, Ю, Я – 10 вариант.

Качество выполнения контрольной работы зависит от правильности и самостоятельности раскрытия содержания теоретических вопросов. Не следует допускать бездумного переписывания книжного текста. Необходимо подойти к выполнению работы творчески. Ответы на вопросы должны раскрываться последовательно, логично. Теоретические положения следует подтвердить примерами или фактами из исторических документов, источников. Ответы по каждому вопросу контрольной работы необходимо завершить обобщающим выводом, кратким итогом, вытекающим из содержания.

 

ІІІ. Требования по оформлению контрольной работы.

Контрольная работа должна содержать:

1. План (перечень вопросов) контрольной работы.

2. Изложение содержания предусмотренных планом вопросов, при этом каждый вопрос должен быть озаглавлен по тексту работы.

3. Объем контрольной работы должен составлять не менее 18 страниц школьной тетради, страницы нумеруються. Для рецензии преподавателя в конце работы оставляется свободная страница.

4. В конце контрольной работы предусматривается список использованной литературы.

5. Дата написания и личная подпись студента на последней странице текста работы.

ІV. Варианты контрольной работы.

Вариант 1.

1. Сущность и особенности цивилизационного и формационного подходов в толковании исторического процесса.

2. Проанализируйте причины, сущность, характерные черты «холодной войны» и ее влияние на мировое развитие. Изменение международной обстановки после Второй мировой войны.

Вариант 2.

 

1. Особенности исторического развития России.

2. Исторические итоги Второй мировой войны. Решения Потсдамской конференции.

Вариант 3.

 

1. Какие события позволяют характеризовать период с середины 50-х до середины 60-х годов XX века как «оттепель»?

2. Становление новой российской государственно-правовой системы в начале 90-х г. ХХ века. Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия.

 

Вариант 4.

1. Современные международные организации. ООН, НАТО, ЕС: цели и направления деятельности.

2. Дайте характеристику государственного устройства России по Конституции 1993 г.

 

Вариант 5.

 

1. После окончания Второй мировой войны СССР мог воспользоваться помощью Запада в рамках «плана Маршалла». Как и в каком году был решен этот вопрос советским руководством? Почему было принято такое решение. Назовите причины быстрого восстановления во второй половине 1940-х годов разрушенного войной хозяйства СССР. Приведите примеры восстановленных и вновь построенных объектов.

2. Как эпоха «оттепели» отразилась на развитии культуры в СССР?

Вариант 6.

 

1. Ряд политиков, современников Н.С. Хрущева оценили его выступление на XX съезде КПСС как предательский шаг по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом. Какие другие оценки доклада Н.С. Хрущева Вам известны? Какую из оценок Вы считаете наиболее убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.

2. Россия в мировом внешнеполитическом процессе. Перспективы развития Российской Федерации в современном мире.

 

Вариант 7.

 

1. В первые годы после окончания Великой Отечественной войны победивший в войне народ ожидал изменения политики, обновления политических и хозяйственных структур. Какой путь развития был выбран сталинским руководством? Какими мерами он обеспечивался? Почему был выбран именно такой путь?

2. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Основные положения «нового политического мышления» в международных отношениях, сформулированные М.С. Горбачевым.

 

Вариант 8.

1. Диссидентское и правозащитное движение в СССР.

2. Охарактеризуйте основные направления проведения реформ в период перестройки в СССР в 1985 – 1991 гг.

Вариант 9.

 

1. Охарактеризуйте особенности, сущность и противоречия «брежневской эпохи» 1964-1982 гг.

2. Проанализируйте формирование новой политической системы в России в конце ХХ – начале ХХI вв.

 

Вариант 10.

 

 

1. Каковы, на ваш взгляд, главные причины, обусловившие распад СССР. Свой ответ аргументируйте.

2. Социально-экономическое развитие Российской Федерации на рубеже ХХ-ХХI веков.

 

V.Список рекомендуемой литературы.

Основные источники:

1. Артемов В.В. История: учебник для СПО / В.В. Артёмов- М.: Академия, 2004.

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для СПО.- 7-е изд., доп. / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков - М.: Академия, 2004.

3. Дворниченко, А.Ю. История России [Текст]: учебник/ А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков. - М.: ПРОСПЕКТ, 2011.

4. Деревянко, А.П. История России [Текст]: учебное пособие/ А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2009.

5. История России [Текст]: учебник/ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ПРОСПЕКТ, 2010.

6. Кириллов, В.В. История России [Текст]: учебное пособие/ В.В. Кириллов. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010.

7. Кузнецов, И.Н. Отечественная история [Текст]: учебник/ И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2010.

8. Некрасова, М.Б. Отечественная история [Текст]: учебное пособие/ М.Б. Некрасова. - М.: Высшее образование, 2010.

9. Семеникова, Л.И. Отечественная история [Текст]: учебное пособие/ Л.И. Семенникова. - М.: Университет, 2010.

10. Фортунатов, В. В. Отечественная история [Текст]: учебное пособие/ В.В. Фортунатов. – СПб, 2009.

 

Дополнительные источники:

 

1. Архипова, Т.Г. Государственность современной России [Текст]/Т.Г. Архипова. – М., 2003.

2. Барсенков, А.С. Реформы Горбачева и судьба союзного государства: 1985 – 1991 [Текст]/ А.С. Барсенков. – М., 1991.

3. Боффа Дж. История Советского Союза. Т.2: От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущёв / Дж. Боффа. М., 1994.

4. Васильев, А.Ф. Был ли в 1941 году Советский Союз готов к войне? [Текст]// Вопросы истории. – 2005. - № 1.

5. Верт Н. История советского государства, 1900-1991 / Н. Верт. М., 2002.

6. Губанов, С. «Косыгинская реформа»: итоги и уроки [Текст]// Экономист. – 2004. - № 4.

7. Данилов, А.А. История России с древнейших времен до начала XXI века [Текст]/ А.А. Данилов, С.В. Леонов и др. - М., 2008.

8. Ди Нольфо Э. История международных отношений, 1918-1999. / Э. Ди Нольфо. М., Т. 2. 2003.

9. Зеленин, И.Е. Аграрная политика Хрущева и сельское хозяйство страны [Текст]// Отечественная история. – 2001. - № 1.

10. Леонов, С.В. История ХХ века: Россия-Запад – Восток [Текст]/ С.В. Леонов, Н.В. Пономарев, А.М. Родригес. - М., 2008.

11. Медведев, Р.А. За кулисами августа. Загадки Фороса [Текст]// Вопросы истории. – 2003. - № 7.

12. Пихоя, Р.Г. История власти. 1945 – 1991 [Текст]/ Р.Г. Пихоя. – М, 1998.

13. Программы политических партий России. Конец XIX – начало XX в. – М., 2005.

14. Семеникова, Л.И. Цивилизации в истории человечества [Текст]: учебное пособие/ Л.И. Семеникова. - Брянск, 1998.

15. Семеникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций [Текст]: учебное пособие/ Л.И. Семеникова. - М., 1999.

16. Согрин, В.В. Политическая история современной России. 1985 – 2001. От Горбачева до Путина [Текст]/ В.В. Согрин. – М., 2001.

17. Фурсенко, А.А. Россия и международные кризисы. Середина XX века [Текст]/ А.А. Фурсенко. – М., 2006.

18. Черняк, Е.Б. Цивилография. Наука о цивилизациях [Текст]/ Е.Б. Черняк. – М., 1996.

19. Шестаков, В.А. Политика Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации [Текст]// Отечественная история. – 2006. - № 6.

20. Шубин, А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1977 – 1985 гг. [Текст]/ А.В. Шубин. – М., 2001.

21. Эпоха Ельцина. Очерки политической истории [Текст] – М., 2001.

 

Интернет-ресурсы

 

https://www.inion.ru – Сайт института научной информации по общественным наукам РАН

https://www.hist.msu.ru/ER/index.html - сайт исторического факультета МГУ

https://www.his. 1 september.ru/index.php – сайт газеты «История»

https://www.rsl.ru – сайт Российской государственной библиотеки

https://www.loc.gov – сайт Библиотеки Конгресса США

https://www.shpl.ru - сайт Государственной публичной исторической библиотеки.

https://www.rusarchives.ru/ - сайт «Архивы России»

https://www.opentextnn.ru/ - электронное периодическое издание «Открытый текст»

 

VІ. Перечень вопросов для подготовки к зачету.

 

1. Предмет истории как науки: цели, задачи ее изучения.

2. Сущность и особенности цивилизационного подхода в историческом познании. Отличия западного и восточного типов цивилизации.

3. Сущность и особенности формационного подхода в историческом познании.

4. Место России в современном мировом сообществе цивилизаций.

5. Особенности исторического развития России.

6. Итоги Второй мировой войны, значение и последствия. Решения Потсдамской конференции.

7. Изменение международной обстановки после Второй мировой войны. Формирование биполярного мира.

8. Причины, сущность, характерные черты «холодной войны» и ее влияние на мировое развитие.

9. Международные отношения: причины и последствия региональных конфликтов в конце 40-х – середине 50-х гг. XX в.: берлинский кризис, война в Корее.

10. Страны Западной Европы и США во второй половине XX в.: политическое и социально-экономическое развитие.

11. Образование социалистического блока (стран «народной демократии») в Восточной Европе. Создание СЭВ и ОВД.

12. Состояние советской экономики и проблема выбора модели экономиче­ского развития в СССР в послевоенные годы.

13. Восстановление народного хозяйства в СССР в послевоенные годы.

14. Политическое развитие в СССР в 1945-1953 гг.: характер, сущность политического режима.

15. Развитие науки и культуры в СССР в 1945-1953 гг.

16. Международная обстановка и внешняя политика СССР в 1945 – 1953 г.г.

17. Внешняя политика и международное положение СССР в 1953-1964 гг.

18. Реформирование политической системы СССР в 1953-1964 гг. Попытки либерализации советского общества.

19. Экономические и социальные реформы в СССР в 1953-1964 гг.

20. XX съезд КПСС: содержание, значение, последствия.

21. Экономическая реформа А.Н. Косыгина в 1965 г. и ее последствия.

22. Результаты хозяйственно-политической деятельности Н.С. Хрущева.

23. Развитие науки и культуры в СССР в период «оттепели».

24. Социально-экономическое развитие СССР в 1964-1985 гг.

25. Охарактеризуйте особенности, сущность и противоречия «брежневской эпохи».

26. Диссидентское и правозащитное движение в СССР.

27. Внешняя политика СССР в середине 60-х – начале 70-х гг. XX в.

28. Разрядка международной напряженности в 1970-х гг. и новый виток гонки вооружений.

29. Перестройка в СССР: причины, основные этапы, их характеристика.

30. Основные направления проведения реформ в период перестройки в СССР в 1985 – 1991 гг., их результаты.

31. Кризис политической власти в СССР 1989-1991 гг. Формирование многопартийной системы.

32. Попытка переворота в СССР в августе 1991 г. ГКЧП: причины, результаты, последствия.

33. Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ.

34. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Курс на новое политическое мышление в международных отношениях.

35. Страны Восточной Европы в 1989-1991 гг.: крушение социалистической системы, «бархатные революции». Объединение Германии.

36. Европейская интеграция. Образование ЕС.

37. Начало независимой политики РСФСР 1990-1991 гг.: основные направления деятельности российского руководства.

38. Декларация о государственном суверенитете РСФСР: основное содержание, значение.

39. Становление новой российской государственно-правовой системы в начале 90-х г. ХХ века.

40. Общественно-политическое развитие Российской Федерации в 1991-1993 гг.

41. Характеристика государственного устройства Российской Федерации по Конституции 1993 г.

42. Реформы федеративного устройства России.

43. Социально-экономическое развитие Российской Федерации на рубеже ХХ-ХХI веков.

44. Общественно-политическое развитие Российской Федерации в 1994-1999 гг.

45. Основные политические процессы в современной России в начале ХХI века.

46. Россия в мировом внешнеполитическом процессе. Перспективы развития Российской Федерации в современном мире.

47. Культурные и духовно-нравственные ориентиры России в конце ХХ -начале ХХI веков.

48. Современные международные организации ООН, НАТО, ЕС: цели и направления деятельности.

49. Важнейшие правовые и законодательные акты мирового и регионального значения: основные положения и значение.

50. Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – XXI в. Политико-правовые средства их предотвращения и урегулирования.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал