Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы, способствующие успешному запоминанию
Факторы, влияющие на продуктивность памяти, можно разделить на две группы — объективные и субъективные. Первая группа касается в первую очередь особенностей самого запоминаемого материала, а вторая — человека, запоминающего эту информацию. Рис.4 Факторы продуктивности памяти
Запоминание происходит более успешно при повторении, и материал запоминается лучше, если его дважды повторить: сначала через несколько часов, затем — через несколько дней. По данным исследований, без повторения в первый день сохранилось в памяти 74%; через 3—4 дня — 66%; через 1 месяц — 58%; через 6 месяцев — 38%. При повторении в первый день удержалось в памяти 88%; через 3—4 дня — 84%; через 1 месяц — 70%; через 6 месяцев — 60%. Различают концентрированное и распределённое повторение. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении чтения отделены друг от друга некоторыми промежутками. Распределенный способ требует меньшего числа повторений. Исследования с участием пятиклассников показало, что полное заучивание стихотворения при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе - только 10, т.е. в 2, 4 раза меньше. Чем проще событие и чем больше эмоций оно вызвало, тем более сильный след оно оставит в памяти. Сложная информация, а также события, не вызвавшие эмоции у человека, плохо запоминаются и быстро забываются. Лучше всего запоминаются редкие, странные и необычные события. Также продуктивность запоминания зависит от способа заучивания. Таких известны три: целостный, частичный и комбинированный. При целостном способе материал (стихотворение и др.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При частичном способе материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Из указанных способов наиболее целесообразным является комбинированный. Он требует осмысления материала и обеспечивает равномерное запоминание. В исследованиях учащимся, которые заучивали стихотворение комбинированным способом, потребовалось 9 повторений, при заучивании целостным — 14, а при заучивании частичным способом — 16 повторений. Продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного: логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Легче запоминается и дольше хранится в памяти приведённый в систему материал. Прочность запоминания также зависит от важности для субъекта запоминаемой информации, от привычности материала, от контекста события, от мотивации субъекта, и от многих других причин.
2.4 Факторы, оказывающие влияние на работу памяти Некоторые факторы, такие как возраст, физическое состояние, особенности предъявления информации, важность, нужность информации, страх, тревога и другие эмоции, способны оказывать влияние на работу памяти. Возраст. Поскольку память своего рода талант, она способна развиваться с детства до старости. Новорожденный не обладает памятью, только к 9-10 годам ребенок овладевает способностью к активному вмешательству в работу памяти. У взрослого память лучше, чем у ребенка, так как, развив свои познавательные способности к этому возрасту до максимума, люди разрабатывают и совершенствуют различные методики запоминания. Но с более высоким возрастом память слабеет - к семидесяти годам она теряет около 30% возможностей. Здоровье. На память может серьезно повлиять состояние здоровья. Во-первых, следует обратить внимание на все эмоциональные расстройства, особенно на депрессию, подавленное мрачное настроение, чувство беспокойства и т.п. Эти и подобные состояния значительно ухудшают работу памяти. Другая причина ухудшения памяти связана со злоупотреблением некоторыми лекарствами.. Было выяснено, что память улучшается при приеме гормонов эпинефрина и норэпинефрина. Существуют также данные, свидетельствующие о том, что некоторые широко распространенные вещества, такие как никотин и кофеин, ускоряют размещение информации в долговременной памяти. Однако при отсутствии тщательного контроля за дозировкой даже эти обычные вещества могут вызвать разрушение памяти и отравление. Существует много других физических расстройств, которые пагубно сказываются на функции памяти: повышенное давление, диабет (даже самые легкие его формы), заболевания щитовидной железы, снижение слуха и зрения, отравление химикатами типа пестицидов, авитаминоз, алкоголизм, недосыпание. Наконец, проблемы с памятью могут быть следствием различных опухолей мозга. Мотивация и внимание. Интересующие нас вещи запоминаются легко, а вещи, нас не интересующие, - с большим трудом, так как на память влияет значимость и нужность информации для нас. Это можно представить в виде следующей цепи: Интерес создает мотивацию, необходимую для привлечения внимания и концентрации его на конкретном предмете, в результате чего достигается организация мыслительных процессов. На способности к запоминанию влияют и особенности материала, который необходимо запомнить: - организация материала в ряды из последовательных элементов. Элементы, находящиеся в начале и в конце ряда, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Установлено также, что хуже всего запоминаются элементы, смещенные от центра к концу ряда. Эта закономерность получила название “позиционный эффект”. - объем материала: если число запоминаемых элементов превышает объем восприятия, то число проб, необходимых для запоминания, возрастает. Вместе с тем, установлено, что чем больше объем запоминаемого материала, тем лучше он сохраняется. - степень однородности материала: если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то разнородные элементы запоминаются лучше однородных. В этом заключается суть так называемого “эффекта фон Ресторф”. Фон Ресторф предлагала испытуемым запомнить ряды, состоящие из разнообразного материала (фигуры, слоги, числа буквы, цвета и др.). Например, один ряд состоял из четырех пар слогов, а другой - из одной пары фигур, одной пары чисел, одной пары букв и одной пары цветов. После ряда предъявлений проверялся уровень запоминания. При этом оказалось, что для однородных пар (слоги) этот показатель равен примерно 33 процента, а для разнородных - 74 процента.
|