![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организации студентов БГЭУСтр 1 из 7Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра технологии важнейших отраслей промышленности ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: Технология и автоматизация делопроизводства Студент УЭФ, 2-й курс, ЗЭП-10 И.В.Гавриленко Руководитель Кандидат экономических наук, доцент В.В.Паневчик МИНСК 2011 СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Статьи................................................................................................ 3 1.1 Оформление документации при отсутствии работы в организации....... 3 1.2 Организация проведения практики студентов вузов............................... 8 1.3 Сменный режим рабочего времени....................................................... 18 Глава 2. Самостоятельная работа................................................................ 27 1.1 ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ ОТСУТСТВИИ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ Законодательство не содержит прямой нормы, из которой можно было бы дать ответ на вопрос: как оформлять простой? Однако ряд норм законодательства о труде позволяют выразить собственное мнение по данному вопросу. 1. Объявление простоя, возникшего как по вине работника, так и при отсутствии вины работника, целесообразно оформить приказом нанимателя, поскольку либо возникает обязанность нанимателя производить начисление и выплату заработной платы в размере 2/3 тарифной ставки (оклада), либо возникает право нанимателя не начислять работнику заработную плату. В таком случае данный приказ приобретает смысл документа, на основании которого применяется ст. 71 ТК. В указанном приказе целесообразно отразить: причину простоя, перечень работников или структурных подразделений, в отношении которых объявлен простой, продолжительность простоя (если ее можно определить на момент издания приказа), размер сохраняемой заработной платы, краткий обзор обязанностей работников на период простоя (например, обязанность подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования по охране труда и др.). Порядок привлечения к иной работе на период простоя нецелесообразно оформлять в данном приказе, поскольку речь идет об иной правовой ситуации: переводе работника в связи с простоем. С указанным приказом следует ознакомить под роспись всех работников, на которых распространяется его действие. 2. Согласно ч. 11 ст. 133 ТК время использования работников в период простоя на других работах в листок простоя не включается. Указанная норма содержит указание на такой документ, как листок простоя. Однако из нее нельзя однозначно сделать вывод об обязательности ведения такого документа всеми нанимателями в случае простоя. Наниматель вправе на локальном уровне разработать и утвердить для применения в организации листок простоя собственной формы. Документами для учета простоев также могут служить табеля учета рабочего времени, ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки и другие документы, содержащие необходимые сведения. В случае если наниматель не может оперативно отреагировать на изменение ситуации путем издания приказа об объявлении простоя, следует признать целесообразным оформление листка простоя. Оформление листка простоя в таком случае может быть произведено непосредственным руководителем работ. Листок простоя может являться основанием для начисления заработной платы работнику за учтенное время простоя. Законодательство о труде не предусматривает обязанности нанимателя при объявлении простоя заблаговременно уведомлять об этом работников. 3. В отношении обозначения периода временной нетрудоспособности во время простоя в табеле учета рабочего времени следует пояснить, что на настоящий момент в Республике Беларусь отсутствует централизованный перечень условных обозначений видов затрат рабочего времени для использования в соответствующих табелях. Наниматель определяет их самостоятельно. Таким образом, в табеле учета рабочего времени могут содержаться одновременно условные обозначения простоя и временной нетрудоспособности либо нанимателем может быть выработано уникальное условное обозначение временной нетрудоспособности в период простоя.
![]()
![]() ![]()
![]() ![]() 1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Студенческая практика - это обязательный элемент образования. При прохождении практики студент приобретает практические навыки, которые позволяют ему приступить к профессиональной деятельности по избранной им специальности по окончании высшего учебного заведения. Студенческая практика может проходить в организациях всех форм собственности. Нормативную базу, регулирующую вопросы прохождения студенческой практики, на сегодняшний день составляют: 1) Закон Республики Беларусь от 11.07.2007 N 252-З " О высшем образовании" (утрачивает силу с 1 сентября 2011 г. в связи с принятием Кодекса Республики Беларусь об образовании); 2) Положение о порядке организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 N 860 (далее - Положение N 860). Согласно частям второй и третьей Положения N 860: - слушателей и курсантов вузов, в т.ч. военных факультетов вузов, обеспечивающих подготовку кадров с высшим образованием для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь (порядок и особенности прохождения практики определяются Министерством обороны Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь); - слушателей и курсантов вузов, обеспечивающих подготовку кадров с высшим образованием для органов внутренних дел и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (порядок и особенности прохождения практики определяются соответственно Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь); - студентов, которым после обучения присваиваются педагогические квалификации (порядок и особенности прохождения практики определяются Министерством образования Республики Беларусь). Практика подразделяется на два вида: учебную и производственную. Учебная практика проходит в учебных аудиториях, на учебно-производственных объектах вузов, в организациях, которые соответствуют профилю подготовки специалиста. Этот вид практики способствует формированию у студентов практических умений и навыков по изучаемым учебным дисциплинам, а также закрепляет полученные теоретические знания. Производственная практика включает в себя практику по профилю специальности и преддипломную практику. Практику по профилю специальности студенты проходят в организациях, которые соответствуют профилю их подготовки. Задача практики по профилю специальности - приобретение студентами профессиональных навыков по специальности, закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин по профилю специальности. Преддипломную практику студенты проходят при обучении на выпускном курсе. Возможность трудоустройства предусматривается в настоящее время только для прохождения преддипломной практики (часть четвертая пункта 9 Положения N 860). Задачами преддипломной практики являются освоение и закрепление знаний и умений, полученных по всему курсу обучения, проверка возможностей самостоятельной работы в условиях конкретного производства, подготовка материалов к дипломной работе. Содержание практики определяет тема дипломной работы, а также потребность изучения методов решения технически, экономических, творческих, управленческих и других задач. В ходе преддипломной практики студентами выполняются отдельные работы, предусмотренные обязанностями квалификационной характеристики Единого квалификационного справочника должностей служащих по соответствующей должности. Преддипломная практика студентов является заключительным этапом их подготовки к самостоятельной профессиональной практической деятельности. Вид практики определяется при утверждении программы уполномоченными лицами. Алгоритм обеспечения прохождения практики: 1. Заключение договора об организации практики студента. Учреждение образования и организация не позднее чем за 1 месяц обязаны заключить договор об организации практики. Наниматели обязаны создать студентам условия, необходимые для прохождения практики и выполнения ее программы. 2. Издание нанимателем приказа о зачислении студентов на практику согласно договорам об организации практики. В этом приказе определяются лица, ответственные за общее руководство, а также лица, осуществляющие непосредственное руководство практикой. Приведем образец такого приказа.
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Закрытое акционерное │ │ общество " А" │ │ (ЗАО " А") │ │ ПРИКАЗ │ │ 00.00.2011 N 00 │ │ г. Минск │ │ │ │ О практике │ │ │ │ На основании договора, заключенного между ЗАО " А" и Учреждением│ │ образования, от 00.00.0000 N 00 │ │ ПРИКАЗЫВАЮ: │ │ 1. Зачислить в ЗАО " А" для прохождения производственной практики по│ │ специальности " Бухучет, анализ и контроль" с 00.00.0000 по 00.00.0000│ │ включительно ИВАНОВУ Ирину Ивановну, студентку 3-го курса (наименование│ │ факультета, учреждения образования). │ │ 2. Общее руководство производственной практикой ИВАНОВОЙ И.И.│ │ возложить на главного бухгалтера СИДОРОВА А.В. с доплатой в размере 30%│ │ тарифного оклада руководителя практики за фактическое время руководства. │ │ 3. Непосредственное руководство производственной практикой и│ │ ответственность за соблюдение техники безопасности, пожарной│ │ безопасности, за охрану труда возложить на заместителя главного│ │ бухгалтера ПЕТРОВУ В.В. с доплатой в размере 25% тарифного оклада│ │ руководителя практики за фактическое время руководства. │ │ 4. Инженеру по охране труда НИКОЛАЕВУ К.П. провести с ИВАНОВОЙ И.И.│ │ вводный инструктаж по охране труда. │ │ │ │ Директор подпись К.К.Федоров │ │ │ │ Визы │ │ │ │ С приказом ознакомлены: │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘
Издание приказа об окончании практики не требуется, так как информация о сроках прохождения практики содержится в приказе о зачислении студента на практику. Общее руководство практикой является прерогативой руководителя. В то же время руководитель может уполномочить другого работника организации для осуществления проведения практики. Непосредственное руководство практикой осуществляется опытным работником организации. Размер оплаты за руководство практикой студентов устанавливается организацией самостоятельно и осуществляется за счет организации. По мнению автора, нанимателям целесообразно определить размеры доплаты за осуществление руководства практикой (общего и непосредственного) в локальном нормативном правовом акте - положении об оплате труда. В противном случае размер оплаты за руководство практикой необходимо указывать в приказе, как это было сделано в приведенном выше примере. Необходимо обратить внимание на то, что в Положении N 860 предусматриваются исключения из правила самостоятельной оплаты организацией работы своих сотрудников по организации студенческой практики. Бюджетные организации, а также организации, получающие субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, заключают гражданско-правовые договоры с работниками для оплаты их труда во время студенческой практики. Вузами осуществляется оплата труда работников организаций по заключенным между вузами и работниками гражданско-правовым договорам. Во время прохождения практики на студентов распространяется действие законодательства об охране труда. Наниматель обязан провести вводный инструктаж по охране труда. Студенты обязаны соблюдать действующие у нанимателя правила внутреннего трудового распорядка. Сотрудники кадровой службы организации должны ознакомить (под роспись) студентов с данным локальным нормативным правовым актом. Наниматель вправе привлекать студентов только к работам, которые предусмотрены программой прохождения практики. Во время прохождения практики студент должен под контролем своего непосредственного руководителя выполнять программу практики. Ход выполнения программы должен отражаться в дневнике прохождения практики; форма дневника разрабатывается вузом в соответствии с программой практики. Письменный отчет о выполнении программы практики составляется студентом в течение последней недели прохождения практики. В отчете содержится информация о практике студента, об организации, виде деятельности, сведения о соблюдении правил внутреннего трудового распорядка и охраны труда. Также в отчете содержатся сведения о создании студенту необходимых условий для прохождения практики и выполнения ее программы; проведении инструктажа по охране труда; привлечении к работам, предусмотренным программой практики. Подписанный студентом отчет должен быть подписан непосредственным руководителем практики от организации и утвержден руководителем организации. По окончании практики непосредственный руководитель оформляет письменный отзыв о прохождении студентом практики. Форма отзыва произвольная. В отзыве должны быть указаны основные направления деятельности студента в период прохождения практики, общая оценка его действий, уровня теоретических знаний и практических навыков. Также в отзыве могут содержаться рекомендации в отношении оценки студента по результатам прохождения практики. Студенты в период преддипломной практики могут приниматься на работу на вакантные должности в соответствии с действующим трудовым законодательством. В соответствии со ст. 17 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) трудовой договор со студентом-практикантом может быть заключен на время прохождения преддипломной практики. На практике может возникнуть вопрос, вправе ли наниматель принять на работу гражданина, не соответствующего предъявляемым квалификационным требованиям. В соответствии с п. 16 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 N 32 " Об утверждении структуры и Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих", в порядке исключения на должности специалистов (без категории) наниматель может назначить лиц, не имеющих образования и (или) стажа работы, предусмотренных квалификационными требованиями по соответствующей должности, если иное не установлено законодательством, с учетом деловых и профессиональных знаний, умений и навыков работника, наличия опыта работы по соответствующему направлению деятельности, инициативного и творческого отношения к работе и других факторов. По мнению автора, данная норма может быть применена нанимателем и при приеме на вакантные должности студентов на период преддипломной практики. Приведем образец приказа о приеме на работу на время прохождения преддипломной практики.
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Закрытое акционерное │ │ общество " А" │ │ (ЗАО " А") │ │ ПРИКАЗ │ │ 00.00.0000 N 00-к │ │ г. Минск │ │ │ │ О приеме на работу │ │ │ │ ПРИНЯТЬ: │ │ │ │ НИКОЛАЕВА Петра Николаевича на должность экономиста в отдел труда и│ │ заработной платы по срочному трудовому договору на время прохождения│ │ преддипломной практики с 00.00.0000 по 00.00.0000 с тарифным окладом в│ │ размере 1190400 бел.руб. │ │ Основание: 1. Трудовой договор от 00.00.0000 N 0. │ │ 2. Договор о прохождении преддипломной практики между ЗАО " А" и│ │ Учреждением образования. │ │ 3. Пункт 16 Общих положений Единого квалификационного справочника│ │ должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и│ │ социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 N 32. │ │ │ │ Директор подпись К.К.Федоров │ │ │ │ Визы │ │ │ │ С приказом ознакомлен: подпись П.Н.Николаев │ │ 00.00.0000 │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘
Одним из обязательных условий, которые должны содержаться в трудовом договоре, является условие о продолжительности предоставляемого работнику отпуска. В случае заключения срочного трудового договора на период преддипломной практики работнику, безусловно, полагается основной отпуск согласно ст. 155 ТК - 24 календарных дня. Дополнительные отпуска могут предоставляться работнику в порядке и на условиях, принятых у нанимателя. При увольнении в связи с истечением срока трудового договора работнику полагается компенсация за неиспользованный трудовой отпуск. Дополнительного уведомления работника об увольнении в связи с истечением срока трудового договора, равно как и заявления работника об увольнении, не требуется. Приведем образец приказа об увольнении в связи с истечением срочного трудового договора, заключенного при приеме на работу на период преддипломной практики.
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Закрытое акционерное │ │ общество " А" │ │ (ЗАО " А") │ │ ПРИКАЗ │ │ 00.00.0000 N 00-к │ │ г. Минск │ │ │ │ Об увольнении с работы │ │ │ │ УВОЛИТЬ: │ │ │ │ НИКОЛАЕВА Петра Николаевича (189), экономиста в отделе труда и│ │ заработной платы, 00.00.0000 в связи с истечением срочного трудового│ │ договора, п. 2 ч. 2 ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь. │ │ Бухгалтерии произвести окончательный расчет. Выплатить компенсацию│ │ за 00 к.д. неиспользованного трудового отпуска за период работы с│ │ 00.00.0000 по 00.00.0000. │ │ Основание: трудовой договор от 00.00.0000 N 00. │ │ │ │ Директор подпись К.К.Федоров │ │ │ │ Визы │ │ │ │ С приказом ознакомлен: подпись П.Н.Николаев │ │ 00.00.0000 │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘
В трудовую книжку студента, принятого на работу на период прохождения преддипломной практики, вносятся следующие записи.
При заключении срочного трудового договора на период прохождения преддипломной практики наниматель также обязан провести вводный инструктаж по охране труда, ознакомить работника под роспись с действующими правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией, другими действующими у нанимателя локальными нормативными правовыми актами.
![]() ![]() ![]() ![]() Председателю первичной профсоюзной организации студентов БГЭУ
|