Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основании и порядок отказа в возбуждении уголовного дела






В соответствии с ч. 1 статьи 148 УПК РФ постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится «при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела». Использованное в настоящей статье понятие «основания возбуждения уголовного дела» неидентично тому, о котором говорится в ч. 2 ст. 140 и в ч. 1 ст. 146 УПК РФ. Это более широкое понятие. Отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела, о которых идет речь в ст. 148 УПК РФ, может проявиться не только собственно в отсутствии достаточных данных, указывающих на уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления.

Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются:

• Отсутствие события преступления

• Отсутствие в деянии состава преступления

• Истечение сроков давности уголовного преследования

• Смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего

• Отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (за исключение случаев, когда дело может быть возбуждено следователем, а также дознавателем с согласия прокурора, если преступление совершено в отношении лица, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащему ему правами)

• Отсутствие согласия суда на возбуждение дела в отношении лиц, указанных в п.1-5 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Необходимо заметить, что отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления (п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ) допускается лишь в отношении конкретного лица.

Законодатель предусмотрел также основания прекращения уголовного преследования в отношении конкретного лица (ст. 27 УПК РФ), к ним относятся:

1) непричастность к совершению преступления, т.е. если в ходе расследования уголовного дела будет установлено, что лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело либо предъявлено обвинение, к совершению преступления непричастно;

2) вследствие акта амнистии – т.е. в случае, если актом амнистии полностью исключается наказание, а преступление совершено до издания данного акта – уголовное дело не возбуждается, а возбужденное дело подлежит прекращению. Для прекращения уголовного дела по данному основанию необходимо согласие обвиняемого, при наличии возражений расследование и рассмотрение дела идет обычным порядком;

3) в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор, либо определение суда или постановление судьи, не отмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

4) отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.

 

 

Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению. По этому же основанию подлежит прекращению уголовное преследование также и в отношении несовершеннолетнего, который, хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

При отсутствии основания к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с обвинением в его совершении конкретного лица или лиц, прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложную информацию о преступлении.
Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное постановление копия которого направляется заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения. Мотивированность постановления означает, что вывод о наличии основания для отказа в возбуждении уголовного дела должен вытекать из анализа установленных обстоятельств, подтвержденных конкретными данными и аргументами.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, как установлено постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000г., лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведенной по заявлению или сообщению о преступлении, на основании которых было вынесено это решение.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК. Данное право основано на конституционном положении о доступе к правосудию (ч. 2 ст. 45 Конституции). Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован не только лицом, заявившим о преступлении лиц, но и любыми другими лицами, интересы которых затрагиваются соответствующим постановлением.

Возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела каким-либо сроком не ограничена.
Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела обжалуются в суд по месту производства предварительного расследования. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя.
При рассмотрении жалобы прокурором он вправе в течение 48 часов с момента вынесения дознавателем или следователем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменить его и возбудить уголовное дело в порядке, установленном гл. 20 УПК.

2.

 

3. Стадия предварительного расследования (понятие, значение, задачи, формы, соотношение предварительного следствия и дознания).

4. Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, в целях быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения и привлечения в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а также мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением.

5. Указанная деятельность должна проходить в условиях законности, охраны прав и законных интересов участников процесса и иных участвующих в производстве по делу лиц.

6. Быстрое, полное и объективное расследование преступления обеспечивает не только правильное применение уголовного закона, но и предотвращает возможность привлечения в качестве обвиняемого лица, не совершавшего преступление.

7. Расследование именуется предварительным потому, что предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие (гл. 23 УПК).
Сделанные органами дознания и следователем выводы о том, что преступление имело место, и о лице, его совершившем, являются для суда версией обвинения, которая подлежит всесторонней проверке в суде. Признать лицо виновным в совершении преступления правомочен только суд
(ст. 49 Конституции РФ). При этом суд основывает приговор лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (ч. 2 ст.
301 УПК). Однако очевидно, что предварительное расследование, проведенное в строгом соответствии с законом, служит фактором, обеспечивающим всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела в судебном заседании, постановление законного и обоснованного приговора.

 

8. Понятие и значение общих условий производства предварительного расследования.

 

В главе десятой УПК, озаглавленной “Общие условия производства предварительного следствия”, имеются нормы, которые также относятся и к дознанию, поэтому есть все основания вести речь об общих условиях производства предварительного следствия и дознания, т.е. предварительного расследования, с учетом исключений, предусмотренных ст. 120 УПК.

Общие условия предварительного расследования — это установленные уголовно-процессуальным законом (гл. 10 УПК) правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.

Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок. Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее, полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований. Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить задачи, решающие в ходе расследования преступлений. Таким образом, значение общих условий предварительного расследования состоит в том, что их соблюдение создает предпосылки всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования и способствует реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.

К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе десятой УПК, относятся правила: 1) подследственность; 2) полномочия следователя; 3) своевременное начало производства предварительного расследования; 4) соблюдение места и сроков производства предварительного расследования; 5) участие общественности в раскрытии и расследовании преступлений; 6) соединение и выделение уголовных дел; 7) обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела; 8) участие специалиста, переводчика и понятых; 9) об обеспечении прав заинтересованных лиц, участвующих в стадии предварительного расследования; 10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования; 11) меры по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления; 12) применение научно-технических средств при предварительном расследовании; 13) процессуальные акты предварительного расследования и порядок их оформления; 14) этика предварительного расследования.

Характеристика этих общих условий дается ниже.

 

9. Дознание (понятие, задачи, отличия от предварительного следствия). Сокращенное дознание.

 

1. Дознание в сокращенной форме производится в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

2. Дознание в сокращенной форме производится на основании ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме и при наличии одновременно следующих условий:

1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в пункте 1 части третьей статьи 150 настоящего Кодекса;

2) подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;

3) отсутствуют предусмотренные статьей 226.2 настоящего Кодекса обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме.


Статья 226.3. Права и обязанности участников уголовного судопроизводства по уголовному делу, дознание по которому производится в сокращенной форме

1. Участники уголовного судопроизводства по уголовному делу, дознание по которому производится в сокращенной форме, имеют те же права и обязанности, что и участники уголовного судопроизводства по уголовному делу, дознание по которому производится в общем порядке, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

2. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 2 статьи 226.3

3. Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или его представитель вправе заявить ходатайство о прекращении производства дознания в сокращенной форме и о продолжении производства дознания в общем порядке в любое время до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Такое ходатайство подлежит удовлетворению лицом, в производстве которого находится уголовное дело.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 226.3 УПК РФ

 

Статья 226.4. Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме

1. При наличии предусмотренных настоящей главой условий для производства дознания в сокращенной форме до начала первого допроса дознаватель разъясняет подозреваемому право ходатайствовать о производстве дознания в сокращенной форме, порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме, о чем в протоколе допроса подозреваемого делается соответствующая отметка.

2. Подозреваемый вправе заявить ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме не позднее 2 суток со дня, когда ему было разъяснено право заявить такое ходатайство. Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подается дознавателю в письменном виде и должно быть подписано подозреваемым, а также его защитником.

3. Поступившее от подозреваемого ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подлежит рассмотрению дознавателем в срок не более 24 часов с момента его поступления. По результатам рассмотрения дознаватель выносит одно из следующих постановлений:

1) об удовлетворении ходатайства и о производстве дознания в сокращенной форме;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства при наличии обстоятельств, препятствующих производству дознания в сокращенной форме.

4. Постановление об удовлетворении ходатайства и о производстве дознания в сокращенной форме или постановление об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства может быть обжаловано в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса.

5. Уведомление об удовлетворении ходатайства подозреваемого и о производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов с момента вынесения соответствующего постановления направляется прокурору, а также потерпевшему. В уведомлении потерпевшему разъясняются порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме, а также право возражать против производства дознания в сокращенной форме.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 226.4 УПК РФ

 

Статья 226.5. Особенности доказывания при производстве дознания в сокращенной форме

1. Доказательства по уголовному делу собираются в объеме, достаточном для установления события преступления, характера и размера причиненного им вреда, а также виновности лица в совершении преступления, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. Дознаватель обязан произвести только те следственные и иные процессуальные действия, непроизводство которых может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств.

3. С учетом конкретных обстоятельств уголовного дела дознаватель вправе:

1) не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;

2) не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, за исключением случаев, если необходимо установить дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства, сведения о которых не содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, либо необходимо проверить доказательства, достоверность которых оспорена подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;

3) не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении, за исключением следующих случаев:

а) необходимость установления по уголовному делу дополнительных, имеющих значение для уголовного дела фактических обстоятельств;

б) необходимость проверки выводов специалиста, достоверность которых поставлена под сомнение подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;

в) наличие предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса оснований для обязательного назначения судебной экспертизы;

4) не производить иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление фактических обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, если такие сведения отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 226.5 УПК РФ

 

Статья 226.6. Срок дознания в сокращенной форме

1. Дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. В этот срок включается время со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме до дня направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением.

2. В случаях, предусмотренных частью девятой статьи 226.7 настоящего Кодекса, срок дознания, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен прокурором до 20 суток. Постановление о продлении срока дознания в сокращенной форме должно быть представлено прокурору не позднее чем за 24 часа до истечения срока, установленного частью первой настоящей статьи.

3. О продлении срока дознания в сокращенной форме дознаватель в письменном виде уведомляет подозреваемого, его защитника, потерпевшего и его представителя.

4. В случае прекращения дознания в сокращенной форме и продолжения производства по уголовному делу в общем порядке срок дознания в сокращенной форме засчитывается в общий срок предварительного расследования.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 226.6 УПК РФ

 

Статья 226.7. Окончание дознания в сокращенной форме

1. Признав, что необходимые следственные действия произведены и объем собранных доказательств достаточен для обоснованного вывода о совершении преступления подозреваемым, дознаватель составляет обвинительное постановление. В обвинительном постановлении указываются обстоятельства, перечисленные в пунктах 1-8 части первой статьи 225 настоящего Кодекса, а также ссылки на листы уголовного дела.

2. Обвинительное постановление подписывается дознавателем и утверждается начальником органа дознания.

3. Обвинительное постановление должно быть составлено не позднее 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. Если составить обвинительное постановление в этот срок не представляется возможным вследствие большого объема следственных и иных процессуальных действий, производство которых с учетом особенностей доказывания, предусмотренных статьей 226.5 настоящего Кодекса, является обязательным, дознание по истечении этого срока продолжается в общем порядке, о чем дознаватель выносит соответствующее постановление.

4. Не позднее 3 суток со дня составления обвинительного постановления обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, о чем в протоколе ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела делается соответствующая отметка. При наличии ходатайства потерпевшего и (или) его представителя указанные лица знакомятся с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела в этот же срок, о чем в протоколе ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела также делается отметка.

5. В случае невозможности завершить ознакомление обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела в срок, установленный частью четвертой настоящей статьи, производство дознания на основании постановления дознавателя продолжается в общем порядке.

6. Обвиняемый, его защитник, потерпевший и (или) его представитель до окончания ознакомления с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела вправе заявить следующие ходатайства:

1) о признании доказательства, указанного в обвинительном постановлении, недопустимым в связи с нарушением закона, допущенным при получении такого доказательства;

2) о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, направленных на восполнение пробела в доказательствах по уголовному делу, собранных в объеме, достаточном для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности обвиняемого в совершении преступления;

3) о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, направленных на проверку доказательств, достоверность которых вызывает сомнение, что может повлиять на законность итогового судебного решения по уголовному делу;

4) о пересоставлении обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям части первой настоящей статьи.

7. Если до окончания срока ознакомления с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела от обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя ходатайства, указанные в части шестой настоящей статьи, не поступили либо если в удовлетворении поступивших ходатайств было отказано, уголовное дело с обвинительным постановлением незамедлительно направляется прокурору.

8. В случае удовлетворения ходатайства, предусмотренного пунктом 4 части шестой настоящей статьи, дознаватель в течение 2 суток со дня окончания ознакомления обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела пересоставляет обвинительное постановление, предоставляет указанным лицам возможность ознакомления с пересоставленным обвинительным постановлением и направляет уголовное дело с обвинительным постановлением, утвержденным начальником органа дознания, прокурору.

9. В случае удовлетворения одного из ходатайств, предусмотренных пунктами 1-3 части шестой настоящей статьи, дознаватель в течение 2 суток со дня окончания ознакомления обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела производит необходимые следственные и иные процессуальные действия, пересоставляет обвинительное постановление с учетом новых доказательств, предоставляет указанным лицам возможность ознакомления с пересоставленным обвинительным постановлением и дополнительными материалами уголовного дела и направляет уголовное дело с обвинительным постановлением, утвержденным начальником органа дознания, прокурору. Если пересоставить обвинительное постановление и направить уголовное дело прокурору в этот срок не представляется возможным вследствие большого объема следственных и иных процессуальных действий, срок дознания может быть продлен до 20 суток в порядке, установленном частью второй статьи 226.6 настоящего Кодекса. В случае невозможности окончить дознание в сокращенной форме и в этот срок дознаватель продолжает производство по уголовному делу в общем порядке, о чем выносит соответствующее постановление.

10. К обвинительному постановлению прилагается справка, в которой указываются сведения о месте жительства или месте нахождения лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, об избранной мере пресечения, о времени содержания под стражей или домашнего ареста, если обвиняемому была избрана одна из этих мер пресечения, вещественных доказательствах, сроке дознания в сокращенной форме, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела.

 

10. Полномочия и процессуальная самостоятельность следователя.

17. Следователь (полномочия и процессуальная самостоятельность). Следователь-криминалист. Руководитель следственного органа.
Следователь определяется как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уг. делу.
Следователь уполномочен:
1) возбуждать уг. дело в порядке, установленном УПК;
2) принимать уг. дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уг. дела, о возвращении уг. дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений фед. законодат-ва, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.
Руководитель следственного органа уполномочен:
1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уг. дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уг. дело к своему производству;
2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уг. дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уг. делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;
3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уг. дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК;
8) продлевать срок предварительного расследования;
9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уг. делу;
10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уг. делу, на обжалование решения прокурора;
11) возвращать уг. дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
Руководитель следственного органа вправе возбудить уг. дело в порядке, установленном УПК, принять уг. дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.
Указания руководителя следственного органа по уг. делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уг. дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уг. дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.
Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений фед. законодат-ва, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.
Полномочия руководителя следственного осуществляют Председатель Следственного комитета РФ, руководители следственных органов Следственного комитета РФ по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих фед. органов исп. власти, их территориальных органов по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета РФ, руководителями следственных органов соответствующих фед. органов исп. власти.

 

11. Соединение и выделение уголовных дел (основания, процессуальный порядок, практика, выделение материалов, исчисление сроков предварительного расследования при соединении и выделении уголовных дел).

Соединение и выделение уголовных дел Для обеспечения быстрого, всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела закон предусматривает возможность соединения и выделения уголовных дел. В соответствии со ст. 153 УПК РФ в одном производстве могут быть соединены дела в отношении: 1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии. Это позволяет правильно квалифицировать преступление, установить роль каждого соучастника и степень его вины, точный размер причиненного ущерба и т.д.; 2) одного лица, совершившего несколько преступлений. По этому основанию могут быть объединены дела о любых преступлениях, независимо от их характера и тяжести; 3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам. По этому основанию соединяются дела о преступлениях, совершенных разными лицами: по обвинению одного лица (лиц) в совершении преступления и по обвинению другого лица (лиц) в укрывательстве того же преступления. Это обусловлено тем, что ответственность за заранее не обещанное укрывательство наступает только в том случае, если будет доказано совершение «основного» преступления. Кроме того, соединение уголовных дел возможно и в тех случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц. Например, прослеживается одинаковый «почерк» совершения преступлений: применяются одни и те же методы и способы, орудия преступления. Соединение таких дел в одно производство позволяет быстрее раскрыть так называемые «серийные» убийства; преступления, совершаемые сексуальными маньяками; фальшивомонетничество, когда в разных местах распространяются поддельные денежные знаки, изготовленные с одного клише, и т.п. Закон дает исчерпывающий перечень оснований для соединения уголовных дел, однако не обязывает делать это в любом случае, а говорит лишь о возможности соединения, когда это необходимо для полного исследования всех обстоятельств дела и принятия правильного решения. Соединение уголовных дел производится только на основании постановления прокурора (приложение 47 к ст. 476 УПК РФ). Срок расследования при соединении уголовных дел определяется по тому уголовному делу, которое имеет наиболее длительный срок предварительного расследования, а срок по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком. Выделение уголовных дел допускается в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности исследования и разрешения дела. Дознаватель, следователь или прокурор вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении: 1) отдельных подозреваемых или обвиняемых по делам о преступлениях, совершенных группой лиц, если в отношении кого-либо из них имеются основания для приостановления производства (не установлен один или несколько из соучастников преступления; подозреваемый или обвиняемый скрылся или его место нахождения не установлено; заболел тяжелым заболеванием; отсутствует реальная возможность его участия в уголовном деле); 2) несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, если он участвовал в совершении преступления вместе со взрослыми; 3) иных лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с расследуемым деянием, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования. Для завершения расследования больших по объему уголовных дел в отдельное производство могут быть выделены дела в отношении отдельных эпизодов или отдельных лиц, если по ним установлены все обстоятельства, подлежащие доказыванию, и если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела Выделение уголовного дела производится на основании постановления прокурора, следователя или дознавателя. Если дело выделяется в отношении нового преступления или нового лица, в постановлении должно содержаться решение о возбуждении нового уголовного дела. В этом случае необходимо получить согласие прокурора (приложение 48 к ст. 476 УПК РФ) В деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные прокурором, следователем или дознавателем копии документов, имеющих значение для данного уголовного дела, которые допускаются в качестве доказательств. В постановлении о выделении уголовного дела необходимо указать, какие процессуальные документы выделяются в подлиннике, а какие — в копии. Срок следствия по выделенному уголовному делу исчисляется со дня вынесения постановления, если выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство. В случае, если в ходе расследования становится известно о совершении другого, не связанного с расследуемым преступления, дознаватель, следователь выносит постановление о выделении материалов о новом преступлении и направлении их прокурору для принятия решения о возбуждении уголовного дела (приложение 49 кет. 476 УПК РФ).

1.

2. Подследственность (понятие, виды, значение). Начало, место и сроки предварительного расследования.

3. Статья 153. Соединение уголовных дел

4. 1. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:

5. 1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;

6. 2) одного лица, совершившего несколько преступлений;

7. 3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.

8. 2. Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

9. Информация об изменениях:

10. Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ часть 3 статьи 153 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

11. См. текст части в предыдущей редакции

12. 3. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со статьями 150 и 151 настоящего Кодекса разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. В случае, если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, указанное решение принимает прокурор.

13. 4. При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

14. Прокурорский надзор и судебный контроль в уголовном судопроизводстве.

15. С учетом специфики досудебного производства, где следователь наделен властью единолично решать вопросы, остро затрагивающие конституционные права и свободы граждан, интересы общества и государства, уголовно-процессуальный закон, наряду с судебным контролем, предусматривает еще два вида деятельности, призванных служить барьером на пути возможного произвола со стороны лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство: прокурорский надзор и ведомственный контроль. Установление в досудебных стадиях уголовного судопроизводства судебного контроля за деятельностью органов дознания, следователей и прокуроров при принятии ими наиболее важных процессуальных решений, затрагивающих конституционные права и свободы лиц, вовлеченных в сферу уголовного процесса, поставило перед уголовно-процессуальной наукой вопрос об определении соотношения судебного контроля, прокурорского надзора и ведомственного контроля. Несмотря на то, что данную проблему рассматривали с различных позиций многие ученые, оптимального и единого решения этого сложного вопроса до сих пор не найдено [1].

16. Именно процессуальный контроль начальника следственного отдела, прокурорский надзор и судебный контроль возможно рассматривать как формы процессуального контроля и надзора на досудебном производстве [2, с.82].

17. В работе автором предполагается рассмотрение соотношения первых трех видов процессуального контроля в уголовном судопроизводстве, то есть ведомственного процессуального контроля начальника органа дознания и следствия, прокурорского надзора за дознанием и следствием и судебного контроля в досудебном производстве. Именно указанные виды контроля напрямую связаны с избранием меры пресечения в виде ареста, в частности, прокурорский надзор и судебный контроль.

18. В теории уголовного процесса до настоящего времени не сложилась однозначная позиция о соотношении форм процессуального контроля и надзора на досудебном производстве, поскольку конкретные средства их осуществления в силу единства их предназначения тесно взаимосвязаны, а иногда дублируют друг друга.

19. Полагаем, что рассмотрение каждого из форм процессуального контроля и надзора в досудебном производстве является наиболее целесообразным для лучшего понимания.

20. Институт начальника следственного отдела был предусмотрен в уголовно-процессуальном законе вслед за созданием следственных подразделений в органах внутренних дел. В соответствии со ст.121-1 УПК КазССР 1959 года [3] и ст.63 действующего УПК РК [4] начальник следственного отдела наделялся процессуальными полномочиями в целях осуществления контроля за своевременностью действий следователя по раскрытию и предупреждению преступлений, принятию мер к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

21. С момента своего появления в уголовном судопроизводстве фигура начальника следственного отдела и объем его полномочий ставились под сомнение: предлагалось лишить их указанных полномочий и не допускать вмешательства в процессуальную деятельность следователей; выдвигались предложения о ликвидации процессуальной фигуры начальника следственного отдела [5]. Другие, напротив, высказывались за расширение процессуальных полномочий данного субъекта [6].

22. Исследование роли начальника следственного отдела в уголовном судопроизводстве и объема его процессуальных полномочий поставило вопрос о соотношении процессуального контроля, осуществляемого этим субъектом, и прокурорского надзора. Сложность разграничения этих форм процессуального контроля и надзора обусловлена, во-первых, тем, что полномочия указанных участников независимо друг от друга направлены на обеспечение реализации следователем назначения уголовного судопроизводства при возбуждении уголовных дел и их расследовании; во-вторых ряд таких полномочий совпадает (как прокурор, так и начальник следственного отдела вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю и т.д.); в-третьих, как прокурор, так и начальник следственного отдела выполняют одну процессуальную функцию, выступая на стороне обвинения [7, c.89].

23. Анализ процессуальных полномочий начальника следственного отдела свидетельствует, что роль и назначение его, как участника уголовного судопроизводства, заключается в том, чтобы надлежащим образом организовать уголовно-процессуальную деятельность в возглавляемом подразделении, т.е. используя предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства, руководить расследованием уголовных дел, обеспечить его высокое качество, полноту, всесторонность и объективность [8].

24. Так, по мнению А.Л. Хана ведомственный контроль со стороны начальника органа дознания или начальника следственного отдела за деятельностью подчиненных им подразделений дознания и следствия по расследуемым ими уголовным делам, заключается в осуществлении ими процессуальных и организационно-управленческих полномочий. Они возникают на основе повседневной деятельности этих подразделений и направлены на предупреждение нарушений закона либо организацию нормального функционирования этих подразделений, в соответствии с возложенными на них задачами [9, c.25].

25. Контрольная деятельность начальника следственного отдела носит повседневный и непосредственный характер и заключается в руководстве расследованием преступлений подчиненными ему следователями. Хотя, наделяя начальника следственного отдела процессуальными полномочиями, законодателем не преследовалось цель создания еще одного надзорного органа, тем не менее в деятельности рассматриваемого субъекта присутствует контрольный аспект, заключающийся в проверке материалов уголовного дела, то есть законности, своевременности и качества работы подчиненных следователей, а при выявлении нарушений закона начальник следственного отдела обязан принять меры к их устранению. На наш взгляд, такая контрольная деятельность служит необходимым средством для процессуального руководства расследованием и лишать начальника следственного отдела этих процессуальных полномочий нет необходимости, так как данный субъект, выступая на стороне обвинения и используя свои полномочия, призван обеспечить законность и обоснованность действий и решений следователя.

26. Прокурорский надзор в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года «О Прокуратуре» [10] представляет собой самостоятельную, специфическую отрасль государственной деятельности. Самостоятельность прокурорского надзора, как вида государственной деятельности, определяется ее содержанием, которая заключается в осуществлении высшего надзора за точным и единообразным применением законов, Указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, принятии мер по выявлению любых нарушений законности.

27. Исходя из ч.3 ст.62 УПК, прокурор занимает особое положение на досудебном производстве. Он призван осуществлять, с одной стороны, уголовное преследование от имени государства, а с другой – надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Следовательно, предоставленные уголовно-процессуальным законом прокурору полномочия могут быть использованы как для осуществления надзора, так и в целях уголовного преследования.

28. Сама природа деятельности прокурора, отвечающего за законность уголовного преследования, является деятельностью публичной, то есть обеспечивающей государственные и общественные интересы. Публичный интерес слагается из множества отдельных личных интересов граждан, а также общества и государства. Прокурор в своей деятельности защищает их настолько, насколько они соответствуют закону и согласуются с интересами общества и государства. При этом в публичном интересе находят отражение законные интересы участников процесса, в том числе подозреваемых, обвиняемых и потерпевших. Судебный же контроль призван защищать законные интересы участников процесса в досудебных стадиях от нарушений со стороны органов расследования и прокурора, устранить встречающиеся в практике расследования нарушения закона, что соответствует интересу публичному [11].

29. Введение судебного контроля на стадии предварительного расследования обусловлено, прежде всего, тем, что суд как независимый и несвязанный какими-либо ведомственными интересами орган выступает надежным гарантом прав личности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

30. С расширением судебного контроля, несомненно, будет происходить определенное вытеснение прокурорского надзора. По мнению Д.Н. Козака со временем необходимо отказаться от прокурорской модели и перейти к судебной модели контроля за ограничением свободы и личной неприкосновенности преследуемого в уголовном порядке лица [12, c.14].

31. Деятельность суда на досудебных стадиях, безусловно, влияет на законность принимаемых следователем основных решений. Вместе с тем она не охватывает всей деятельности по расследованию преступлений, так как распространяется только на решения следователя, затрагивающие конституционные права участников уголовного процесса и не может заменить постоянно действующего прокурорского надзора. К тому же надзор за законностью – основная функция прокуратуры, а не суда. Прокурор в отличие от суда действует на всем протяжении расследования преступлений: с момента поступления сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и до направления в суд уголовного дела либо прекращения его производством. Прокурорский надзор постоянен, оперативен, распространяется на все без исключения уголовные дела и не требует для этого обращения участников расследования и других заинтересованных лиц. Суд и прокуратура осуществляют свои функции независимо друг от друга, и контрольная деятельность суда не только не подменяет, но и не дублирует надзор прокурора.

32. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, в отличие от судебного контроля на досудебном этапе судопроизводства, обладает неоспоримым преимуществом, поскольку является постоянным, непрерывным, всеобъемлющим. В этом его отличительная черта перед судебным контролем на предварительном расследовании, так как последний осуществляется в отношении лишь некоторых действий и процессуальных решений, носит фрагментарный характер, но, тем не менее, не утрачивает приоритета судебной власти, является дополнительной гарантией законности расследования преступлений на досудебных стадиях процесса [13, с.106].

33. Представляется обоснованным соотношение прокурорского надзора и судебного контроля при обжаловании действий и решений следователя (ст.ст.108, 109 УПК). Процедуры обжалования прокурору и в суд не только не исключают друг друга, а взаимно дополняют. Так, по смыслу ч.1 ст.109 УПК могут быть обжалованы практически все, по мнению участника процесса, незаконные процессуальные действия и процессуальные решения органа уголовного преследования и прокурора. Участник процесса вправе обратиться с жалобой непосредственно в суд, минуя прокурора. Это соответствует принципам уголовного процесса и правам личности в данной сфере. Безусловно, возможности участника процесса возрастают, если предварительно в связи с обжалованием он обратится к надзирающему за делом прокурору, полномочия которого при надлежащем подходе к рассмотрению жалобы вполне достаточны для исправления следственной ошибки по делу [14, с.228].

34. Отличие прокурорского надзора от судебного контроля на предварительном расследовании в значительной мере обусловлено тем, что уголовно-процессуальное законодательство определило надзорные функции прокурора и контрольную суда совершенно по-разному. В частности, в стадии предварительного расследования прокурор как орган надзора действует постоянно и непрерывно на всем протяжении этого этапа уголовного процесса. Судебный контроль на данном этапе уголовного судопроизводства этим качеством не обладает, поскольку выражается, с одной стороны, в осуществлении деятельности, направленной на решение вопросов об ареста, продлении сроков ареста. С другой стороны, судебно-контрольная деятельность реализуется в проверке законности и обоснованности процессуальных решений и действий органов дознания и предварительного следствия, а также прокурора, которые обжалованы заинтересованными субъектами уголовного процесса [15, с.54].

35. С расширением судебного контроля появляется возможность двойного наблюдения, двойной проверки за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина.

36. Полагаем, что разграничение форм процессуального контроля и надзора на досудебном производстве, могут служить задачи, для разрешения которой создан тот или иной орган или должностное лицо. Необходимо указать, что предложенные автором задачи той иной формы процессуального контроля не являются исчерпывающими, а выделяются для наиболее яркого выделения тех или иных специфических задач того иного контроля (надзора).

37. Так непосредственными задачами ведомственного процессуального контроля выделяем такие задачи как:

38. - организация уголовно-процессуальной и организационно-управленческой деятельности в возглавляемом подразделении;

39. - руководство расследованием уголовных дел, обеспечение его высокого качества, полноты, всесторонности и объективности путем осуществление повседневного и непосредственного контроля;

40. - организация работы по осуществлению процессуального контроля таким образом, чтобы ни одно наиболее важное решение подчиненного следователя (дознавателя) по расследуемому уголовному делу не применялось без ведома начальника следственного отдела или начальника органа дознания;

41. - самостоятельное устранение выявленных нарушений закона (отменять незаконные или необоснованные постановления следователя, возвращать уголовное дело следователю для производства дополнительного расследования и др.).

42. Задачами прокурорского надзора выделяем:

43. - обеспечение законности принимаемых органами предварительного следствия и дознания процессуальных решений, а также действий должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование;

44. - установление причин и условий, способствующих нарушениям закона и принятие мер к их устранению;

45. - принятие мер по предупреждению нарушений закона;

46. - обеспечение достоверности статистических данных о состоянии преступности, раскрываемости, показателей следственной работы и дознания, сведений о прокурорском надзоре за законностью предварительного следствия и дознания.

47. Задачами судебного контроля на досудебной стадии выделяем такие как:

48. - защита от незаконного ограничения конституционных прав и свобод граждан;

49. - правильное применение уголовно-процессуального закона.

50. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что при определении соотношения прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля предпочтительно их разумное сочетание и руководство принципом «двойного контроля» со стороны суда (судебный контроль) и органов уголовного преследования (ведомственный контроль, прокурорский надзор).

51. Полномочия прокурора в досудебном производстве.

52. рокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

53. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

54. 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

55. 2) возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

56. 3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и процессуальных действий;

57. 4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

58. 5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

59. 6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

60. 7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение при производстве предварительного расследования;

61. 8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

62. 9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому;

63. 10) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-разыскных мероприятий;

64. 11) продлевать срок предварительного расследования;

65. 12) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

66. 13) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

67. 14) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

68. 15) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу (п. 2 ст. 37 УПК РФ).

69. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю являются обязательными, и если они обжалуются, то это не приостанавливает их исполнение.

70. Данные полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (п. 3 ст. 37 УПК РФ).

71. Следственные действия (понятие, виды следственных действий, соотношение следственных действий с процессуальными решениями, розыскными действиями, оперативно-розыскными мерами).

 

72. Допрос свидетелей и потерпевших (основания, процессуальный порядок, приложения к протоколу допроса; фиксация отказа свидетелей от дачи показаний; оценка показаний свидетелей и потерпевших).

73. Очная ставка (основания, процессуальный порядок).

74. Предъявление для опознания (основания и условия производства, типичные недостатки).

75. Проверка показаний на месте (основание, процессуальный порядок, практика применения, соотношение с иными следственными действиями).

76. Осмотр (понятие, виды; основания и порядок производства).

77. Освидетельствование (основания и цели производства; объекты освидетельствования; пределы принуждения при освидетельствовании; оформление протокола освидетельствования, проводимого с участием специалиста).

78. Следственный эксперимент (понятие, основания и порядок производства).

79. Обыск (основания и цели производства обыска; роль оперативно-розыскных данных при принятии решения о производстве обыска; понятие случаев, обуславливающих возможность обыска без судебного решения; личный обыск, порядок его производства).

80. Выемка (понятие, соотношение с обыском; процессуальное оформление «перехода» выемки в обыск; порядок хранения предметов, денег и иных ценностей, изъятых при выемке и обыске).

81. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (понятие, сущность, соотношение с другими следственными действиями).

82. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

83. Назначение и производство экспертизы (понятие, основания и порядок назначения; оценка заключения эксперта; допрос эксперта).

84. Получение образцов для сравнительного исследования (понятие, основания и процессуальный порядок, отличие от выемки, пределы принуждения при получении образцов).

85. Контроль и запись телефонных и иных переговоров (основания, процессуальный порядок, практика применения).

86. Возмещение вреда, причиненного преступлением как задача уголовно-процессуальной деятельности (виды вреда, способы возмещения вреда).

87.

88. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве.

 

89. Сущность и процессуальный порядок привлечения в качестве обвиняемого (понятие и значение; деятельность следователя (дознавателя), связанная с предъявлением обвинения; допрос обвиняемого; изменение и дополнение обвинения).

 

 

90. Приостановление дознания и предварительного следствия (сущность и значение; характеристика оснований и условий приостановления предварительного расследования).

91. Статья 208. Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия

92. 1. Предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований:

93. 1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

94. ГАРАНТ:

95. Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 января 2011 г. N 1-П часть девятая статьи 115 настоящего Кодекса во взаимосвязи с частью 3 статьи 115 и пунктом 2 части первой статьи 208 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они не предусматривают эффективных средств защиты законных интересов собственника имущества, на которое наложен арест для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, в случаях приостановления предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что подозреваемый, обвиняемый скрылся от следствия

96. 2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

97. 3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

98. 4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

99. 2. О приостановлении предварительного следствия следователь выносит постановление, копию которого направляет прокурору.

100. 3. Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых.

101. 4. По основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи, предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении его срока. По основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части первой настоящей статьи, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока.

102. 5. До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

103. ГАРАНТ:

104. См. комментарии к статье 208 УПК РФ

105.

106. Статья 209. Действия следователя после приостановления предварительного следствия

107. 1. Приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения. В случае приостановления предварительного следствия по основаниям, предусмотреннымпунктами 3 и 4 части первой статьи 208 настоящего Кодекса, об этом уведомляются также подозреваемый, обвиняемый и его защитник.

108. 2. После приостановления предварительного следствия следователь:

109. 1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части первой статьи 208 настоящего Кодекса, принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого;

110. 2) в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 208 настоящего Кодекса, устанавливает место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску.

111. 3. После приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается.

112. ГАРАНТ:

113. См. комментарии к статье 209 УПК РФ

114.

115. Статья 210. Розыск подозреваемого, обвиняемого

116. 1. Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

117. 2. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

118. 3. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

119. 4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 настоящего Кодекса, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

120. ГАРАНТ:

121. См. комментарии к статье 210 УПК РФ

122.

123. Статья 211. Возобновление приостановленного предварительного следствия

124. 1. Предварительное следствие возобновляется на основании постановления следователя после того, как:

125. 1) отпали основания его приостановления;

126. 2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.054 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал