Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема личности в философии
ЛИЧНОСТЬ (от лат. persona - маска, роль актера) - общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова); или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. В своем первоначальном значении слово «Л.» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре. Выделяют две основные концепции личности: Л. как ролевая (функциональная) характеристика человека и Л. как его сущностная характеристика. Первая опирается на понятие социальной функции человека, его социальной роли. При всей важности эта концепция не позволяет раскрыть внутренний мир человека, его сущность. Более глубокой интерпретацией понятия «Л.» является та, которая раскрывает Л. не в функциональном, а в сущностном плане. В этом случае Л. называются качества индивида как социального субъекта, «усвоенные» им как очражение активного взаимодействия с окружающим миром, т.е.качества обретенные, а не заданные природой. Л. есть целостная характеристика человека, в которой условно выделяют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона –это положение индивида в системе общественных отношений, функции (роли;, которые он выполняет в силу сложившегося в обществе разделения труда, принадлежности к тем или иным социальным группам. Субъективная сторона - это мир сознания и самопознания как результат и условие его деятельности в обществе и как призма, через которую он воспринимает мир. Личностные качества выступают в таком случае как производные от его социального образа жизни и самосознающего разума. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ дают определение личности изнутри психических процессов, которые могут быть вызваны либо врожденными инстинктивными стимулами, либо внешними воздействиями на психику человека. П.Т.Л. неоднородны, они различаются по тому, как определяется ядро личности. 1) Можно выделить группу теорий, в которых ядро личности видится в бессознательном, а область сознания (ЭГО и суперЭГО) ставятся в зависимость от бессознательного (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг). 2) Вторая группа П.Т.Л. переносит ядро личности в сферу осознанного «Я». «Я» автономно и способно преодолевать бессознательное. Главной функцией «Я» является социальная адаптация. ЭГО-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих ответственные решения. 3) Третья группа П.Т.Л. смещает акцент с внутренних определений личности на внешнее влияние. Это прежде всего научающе-бихевиористская концепция (Скинер, Уотсон, Торндайк), отталкивающаяся от поведения человека, мотив которого обусловлен внешним воздействием, при этом мотив рассматривается только как цепь рефлексов, возбуждаемых взаимодействием со средой. «Под личностью мы будем подразумевать всю совокупность ее реакций, а также ее предрасположения к реакциям» (Уотсон). Поведение личности детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. К этой группе относятся также социально-когнитивное направление (А. Бандура, Роттер, Пиаже), исходящее из того, что каждый человек осознает и интерпретирует свой жизненный опыт, объясняет его для себя. Причем любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования. Это направление П.Т.Л. подчеркивает влияние интеллектуальных, мыслительных процессов на поведение человека: каждый человек обладает уникальной мыслительной конструктной системой, которая составляет ядро личности. И наконец, гуманистическое направление в П.Т.Л. (А. Маслоу и др.), согласно которому человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, он в высшей степени разумен и является активным творцом своей жизни без доминирования бессознательных потребностей и конфликтов. Человек стремится к высшему, совершенному, поэтому невозможно понять человека, исследуя поведение животных. ИНДИВИД (от лат. individuum - неделимый) - понятие, употребляемое для обозначения отдельного человека в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Это понятие фиксирует представление об единичном человеке как своего рода социальном атоме, т.е. далее неразложимом элементе социального бытия. Оно описывает человека в аспекте его отдельности и обособленности. И. в качестве особой, единичной цельности характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психологической организации, активностью, устойчивостью во взаимодействии со средой. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - процесс формирования самобытности, уникальности, неповторимого своеобразия человека. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это уникальность, самобытность, непоторимое своеобразие человека. Это то, что характеризует индивидуальные качественные отличия данного человека в противоположность типическому как общему, присущему всем элементам данной социальной группы или ее части. Каждая личность - это индивидуально-самобытное существо. Уникальность личности связана, во-первых, с ее наследственными особенностями, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых личность «взращивается» (социализируется). Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и деятельность личности, развёртывающаяся в этих условиях, формируют социально-психологическую уникальность личности. Подлинный смысл индивидуальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним миром, с особенным способом его бытия в мире, способом мышления, манеройповедения, общения с другими людьми и природой. СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, опыта, норм, идеалов и ценностей общества, к которому он принадлежит, позволяющих ему быть полноправным членом этого общества. Рождаясь, человек выходит на просторы культурного мира, перед ним разворачивается бесконечный мир материальных и духовных ценностей, который ему необходимо освоить. Основными средствами, факторами социализации являются: 1) люди; 2) язык и духовная культура (наука, искусство, мораль, религия и т.д.); 3) материальная, вещная, предметная среда; 4) социальньные институты. Основные пути социализации: социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание, обучение образование, просвещение и т.д.); стихийные, спонтанные процессы, влияюшие на формирование личности (вся система существующих в обществе экономических, политических, нравственных, правовых и других условий жизнедеятельности людей). Формирование личности есть также процесс ее самотворчества, саморазвития, самосовершенствования. СМЫСЛ ЖИЗНИ человека. Смысл - в философии и традиционной логике - то же, что значение. Вопрос о С.Ж. человека пронизывает всю историю философии. Гедонисты видели С.Ж. в наслаждении, И. Кант - в добровольном подчинении нравственному закону, В. Соловьев - в служении Добру, марксизм — во всестороннем развитии личности и т.д. В отечественной литературе одни исследователи под С.Ж. понимают осознание человеком своего отношения к миру и к самому себе; другие -осознание основного содержания своей собственной жизни; третьи - моральную установку личности и направленность ее деятельности; четвертые - способность человека содействовать реализации необходимых людям закономерностей общественного развития и т.д. Во всех подходах есть нечто общее, позволяющее определить С.Ж. как стратегическую цель нашей жизнедеятельности. Эта цель более или менее осознанна. Она, как правило, ориентирована в будущее. Эта цель может изменяться по мере зрелости человека, обогащения его жизненного опыта. Практика показывает, что рационалистическая формула «жить ради общества», будучи односторонней, становится социально опасной, когда ее прямолинейно проводят на практике, пренебрегая самоценностью индивида. Не менее опасна и формула: «Я - превыше всего». Сегодня необходима новая, демократическая формула, синтезирующая индивидуальное и социальное начала, реализация которой приведет к ускоренному общественному прогрессу за счет реального увеличения материальной и духовной инициативы человека. С.Ж. каждый может видеть по-своему. Но важно, чтобы каждый не прошел «мимо цели, мимо смысла бытия». ЧЕЛОВЕК - родовое, т.е. самое общее понятие, характеризующее биологический вид «Homo Sapiens», а также то, что этот вид живых существ имеет общественную природу, социальную сущность и то, что принадлежностьк этому виду дает право называться Ч. Таким oбразом понятие включает в себя те характеристики, которые отличают представителя рода человеческого от других высокоорганизованных животных и это прежде всего природное существо. Как природное существо он наделен определенными природными силами, которые существуют в нем в виде задатков, способностей, влечений. Но в отличие от других природных существ Ч. - деятельное природное существо. Именно в труде он утверждает себя как родовое существо. Развитие трудовой активности измен природную сущность Ч. и повлекло за собой формирование его новых социальных качеств: мышления, языка, общения, нравственных каче убеждений, ценностных ориентации и т.д. Ч. - это существо, биосоциальное, т.е. генетически связанное со всеми другими формами жизни, но в делившееся из них благодаря способности производить, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами, эстетическими вкусами, ценностными ориентациями и т.д. Психоанализ - направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.Основателем психоанализа считается австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856 — 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом • бессознательного - особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание; • реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде " случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, " странностей". Особая форма жизни бессознательного - сны. По Фрейду, сны - это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности. В частности, Альфред Адлер (1870 - 1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе " великих" действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни. Карл Густав Юнг (1875 - 1961) выдвинул теорию архетипов. Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы — универсальные образы, " код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы — " зашифрованная" история человечества, высшие истины. Цель философии - помочь человеку " расшифровать" архетипы, понять их смысл, а через них — себя и окружающую действительность. Эрих Фромм (1900 — 1980) поставил проблему противоречивости человеческого существования. Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования: • патриархат и матриархат; •гуманистическое и авторитарное сознание; • власть и подчинение; *стремление к обладанию и просто жизнь; • личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история); • " свобода от" и " свобода для" — негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения — культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы " желание жизни" повсеместно вытесняло " желание смерти", разрушительные истины. Темперамент- совокупность телесных и психических особенностей людей, проявляющихся, главн. образ., различиями в степени восприимчивости, силе чувствований и активности. Различают четыре главн. Т.: 1)холерический - быстрая восприимчивость, сильная активность; 2)меланхолический - медленная восприимчивость, сильная активность; 3)сангвинический - быстрая восприимчивость, слабая активность; 4)флегматический - медленная восприимчивость, слабая активность.
|