Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Программы и технологии по физическому воспитанию дошкольников






1. В настоящее время существует 5 типовых программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации.

 

1) В Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой предусматривается охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным, доступным видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. В разделе «Физическая культура» предусмотрено последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств, развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений и знания о правилах подвижных игр. Сложность программного материала постепенно нарастает от одной возрастной группы к другой. В конце раздела «Физическая культура» приведен перечень двигательных умений, которые предполагается сформировать к концу каждого учебного года. Завершают содержание

Программы для каждой возрастной группы сценарии праздников и развлечении.

2) В Программе «Детство» процесс физического воспитания раскрыт в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», который состоит из двух частей: обучение основам гигиенической культуры; овладение основами двигательной культуры (точностью, легкостью, красотой выполнения движений). Во второй части представлены задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, перечень общеразвивающих и спортивных упражнений, ритмических движений.

В программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представления о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Программа имеет четкую структуру, подробно и глубоко описана каждая часть раздела. В помощь воспитателям дана характеристика каждого возрастного периода ребенка. Вне пункта «Физическое развитие» программой предусмотрены разделы «Психогимнастика» и «Пальчиковая гимнастика» для психомышечной тренировки и формирования эмоциональной сферы. (В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина, 1995 г., С.С. Бычкова, 2000 г.).

3) Программа «Радуга» Л.Д. Гусарова одной из основных задач считает сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Большое внимание уделяется особенностям организации оздоровительных мероприятий в режиме дня, перечисляются формы физкультурных занятий, условия для реализации движений.

В Программе не выдержана четкая структура разделов физического воспитания дошкольников для каждой возрастной группы. Недостатками программы является и то, что в ней не уделяется достаточное внимание задачам физического воспитания, не представлен перечень подвижных игр, не указаны данные должной физической подготовленности.

4) В отличие от программ «Детство» и «Радуга» в программе «Истоки» содержится материал по воспитанию и развитию детей от рождения до 7 лет. В программе представлены два раздела: физическое развитие, здоровье. В разделе «физическое развитие» заложены начала здорового образа жизни, основы физической культуры, определяются особенности воспитания у детей потребности в физическом совершенствовании и в движении на основе «мышечной радости». Для каждого возрастного периода представлены характеристики возрастных возможностей и задачи физического развития детей. Раскрывается содержание педагогической работы с детьми: упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмичные движения, упражнения в организационных действиях, упражнения в передвижениях с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде. Так же в данном разделе определены показатели развития дошкольников, позволяющие судить об особенностях психофизического развития детей, в частности эмоциональном состоянии, показатели физического и функционального развития, физической подготовленности.

5) Авторы раздела «Здоровье и физическая культура» программы «Преемственность» В.Г.Большенков и В.К. Бальсевич главными принципами своей программы выдвигают: адекватность содержания физической подготовки индивидуальному состоянию ребенка, готовящегося к обучению в школе; гармонизация и оптимизация физической тренировки; свобода выбора форм физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка. В связи с этим выдвигаются следующие разделы программы: общеразвивающие упражнения; гимнастика; легкая атлетика; спортивные игры; планируемые результаты.

2. Кроме типовых, в последнее десятилетие появилось множество авторских программ и технологий по физическому воспитанию дошкольников.

1) Цель программы « Физическая культура - дошкольникам» Л.Д. Глазыриной оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка. По мнению автора, в физическом воспитании детей деятельность педагога регламентируют три основополагающих принципа:

- принцип фасцинации - специально организованное вербальное воздействие - умение очаровать ребенка внешним видом, друг другом, окружающими предметами и действиями с ними, физическими упражнениями и движениями;

принцип синкретичности направлен на установление в двигательной сфере объединяющих связей, с помощью которых ребенок постигает для себя значение физических упражнений и природу их внедрения;

- принцип творческой направленности - самостоятельное создание ребенком новых движений на основе его двигательного опыта.

Автор акцентирует внимание на том, что физическое совершенствование детей возможно лишь при правильном подборе физических упражнений, соответствии методики занятий возрасту ребенка и квалифицированной работе персонала. Отличительной особенностью программы является своеобразие ее структуры. Содержание материала разбивается не только по возрастным группам, но и в соответствии со средствами физического воспитания -массаж, закаливание, физические упражнения. Занятия рекомендуется проводить не только на спортивной площадке или в спортивном зале, но и в лесопарке, бассейне, музыкальном зале. Уделяется большое внимание общению педагога с детьми во время занятия, Инструктор использует не команды, а обращения.

2) Большой интерес представляет Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет В.Т. Кудрявцева. Цель программы заключается в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Приоритетный принцип, используемый в программе В.Т. Кудрявцева -развитие воображения через особые формы двигательной активности детей. Двигательные эталоны задаются не в готовом виде, а в проблемной форме: игровое экспериментирование, имитация, двигательные парадоксы, инсценировки, перевоплощения, импровизация. Ребенок выступает не как объект медико-педагогического воздействия, а как участник игры.

Для реализации второго принципа оздоровительной работы — формирования осмысленной моторики предлагается:

- ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве во время игровых упражнений,

- осваивать навыки рационального дыхания с помощью специальных дыхательных упражнений,

- вводить ребенка в зону ближайшего развития двигательных возможностей посредством диалога с органами собственного тела как с самостоятельно действующими «лицами».

Принцип создания и закрепления позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы. Приобщение к физической культуре происходит посредством использования в работе с детьми упражнений и заданий на развитие основных движений, на принятие и сохранение позы, упражнений и заданий на развитие мелких мышц рук, мимики лица, спортивных и музыкально-ритмических упражнений, подвижных игр и игр-аттракционов.

3) Отличительной особенностью Программы В.Г. Алямовской «Здоровье » является то, что в ней уделяется внимание организации групп реабилитации, физическому развитию и воспитанию часто болеющих детей.

Цель данной программы - создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое его развитие. Программа рекомендует для физического развития детей использовать следующие виды физкультурно-оздоровительных мероприятий и средства физического воздействия:

- Утренняя гимнастика - танцевально-ритмическая, на тренажерах, на полосе препятствий, на воздухе, смешанного типа, в виде подвижных игр, спортивной тренировки, оздоровительного бега.

- Физкультурное занятие — обычного типа, сюжетно-игровое, танцевальное, на спортивных тренажерах, занятие-прогулка, занятие-зачет, тренировка, занятие серии «забочусь о своем здоровье».

- Гимнастика после сна — игровая, на тренажерах, в виде оздоровительного бега, лечебно-восстановительная, музыкально-ритмическая.

4) Новый подход к физическому воспитанию предложил автор Программы «Театр физического воспитания дошкольников» Н.Н. Ефименко. Он видоизменил структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего лишнего, а предыдущий вид освоенных движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены основные двигательные режимы: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый. В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, упражнения в лазании не объединены с упражнениями в ползании. Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, является физическим качеством. Упражнения в метании заменены более естественными предметно-манипулятивные действия. Кроме этого, автор раскрывает новые формы музыки в дошкольных учреждениях. Поскольку классическая музыка несет в себе оздоровительно-профилактическую направленность, на занятии по физической культуре предлагается следующий музыкальный фон: в начале звучит музыка тихая, спокойная, далее - постепенное увеличение громкости и в конце - снова тихая. Голосовое озвучивание движений и цветомузыкальное сопровождение на занятии положительно влияют на качество движений детей. Автор разработал цветовое сопровождение основных двигательных режимов. Представляет интерес выдвинутая автором идея о разнополом физическом воспитании детей. Предлагается на отдельных этапах занятий по физической культуре делить детей на «мальчиковую» и «девичью» подгруппы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал