![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные концепции и подходы к менеджменту. Парадигмы менеджмента ХХI века
Парадигмы менеджмента ХХI века Парадигма – это концепция, взгляды, подходы, направления Существуют важные компоненты, оказывающие влияние на будущее менеджмента. Первая компонента. Проблема соединения человека с инструментом (концепция взаимодействия человека и техники). Первой организационной формой, с которой связано начало управления, является цех. Главным в его основе, в основе его организации был не инструмент, а человек (мастер, подмастерье, ученик). Разная степень квалификации делила людей на эти уровни. Здесь управление осуществляется ради установления нормальных отношений между людьми. Человек с его знаниями, умениями, его позицией был главным в рамках организации, а инструмент не занимал такого лидирующего положения. Мануфактура. Она начинает принижать статус человека с его возможностями и способностями. Она начинает расставлять людей постадийно, по операциям. Очень важно, что мануфактура готовит базу для следующего этапа. В производстве появляется машина, но в мануфактуре нет еще подчинения человека машине. Человек уже полностью подчинен машине. Он уже следует за машиной, за конвейером. Человека расставляют в соответствии с тем, как работает машина. Поэтому фабричное управление задается машиной. В Японии к фабрике перешли сразу от цеха. Не было мануфактуры. А в Европе мануфактура существовала почти 200 лет и она разрушила цеховые отношения. Поэтому Японская система стала резко отличаться от Европейской, а не потому, что там особая культура. В Японии отношения оставались цеховыми, а промышленность развивалась по принципу фабрики. Завод – автомат (роботы). Завод работает как автомат. Здесь уже не нужен человек, машины работают сами, человек имеет уже другую ценность. Человек является придатком машины, управление начинает меняться. Информационная система. (80-90 годы). Здесь происходят еще более существенные изменения в управлении, во взаимодействии людей друг с другом на производстве. Люди могут работать в коллективе, но это уже другая система отношений. ХХ1 век. В концепции взаимодействия человека и инструмента будет серьезная проблема. Это будет проблема информационной совместимости. Суть ее состоит в том, что очень серьезное внимание в управлении будет посвящено тому, чтобы не пропадала нужная информация, и чтобы не надо было искать нужную информацию. Если раньше люди были привязаны к станку, то теперь они будут привязаны даже не к машинам и компьютерам, а к информационным полям. Изменятся коммуникации между людьми. Уйдет эмоциональная часть. Очень серьезной будет организация и управление информационными полями. Вторая компонента, это продукт (это то, что мы делаем, что создаем в организации, над чем работаем). 2.1. Природа – процесс производства выглядит следующим образом: отчуждение (сбор, выращивание) – переработка – воспроизводство. 2.2. Период хотизма. Хотизм – от слова хотеть. Продукт по потребности рынка. Позиция потребителя резко изменяется. Клиент стал как бы главным. Что хочет клиент (рынок), то мы и производим. В этот период получает развитие маркетинг. 2.3. Информация. Информация занимает сейчас все большее место. Если существует информационный продукт, его необходимо хранить, обрабатывать; необходимы средства связи. Технические средства. И формы управления тоже начинают меняться. Значительно выделяются инженерные и творческие коллективы, особенно начинают цениться люди интеллектуального труда (программисты). 2.4. Продуктом 21 века станет человек. Его здоровье, получит развитие фармацевтика, экология, имеджелогия, здоровый образ жизни. 1/5 часть трудоспособного населения будет занята в сфере геронтологии. Геронтология – это поддержание стареющего организма в активном жизненном состоянии. В значительной мере вся деятельность будет переакцентирована на создание, воспроизводство, сохранение активного образа жизни человека. Жизнь человека станет основным продуктом 21 века. И совершенно по другому будет строиться система управления. Третья компонента – культура. 3.1. До 50-х годов в теории управления ведущее место занимала идея так называемого универсального менеджмента. Американский менеджмент стал восприниматься как образец, эталон. Считалось, что он должен использоваться везде. В России тоже была попытка изучения и использования опыта Америки. Это объяснялось тем, что американская промышленность, экономика давали существенные, лучшие показатели. И это в значительной мере связано с тем, что у них другой тип менеджмента, таким образом американский менеджмент стал распространяться по всему миру. 3.2. Интегративный менеджмент. Он стал как бы ответом на Японский вызов. Возникла идея: есть американский менеджмент, который очень хорош, но он не единственный, есть и Японский. Задача: как соединить эти наиболее эффективные (америк. и японс.) менеджменты, т.е. создать один интегративный. 3.3. Различный менеджмент. Означает признание того, что менеджменты не должны стремиться к какой-то интеграции, унификации ради одного правильного., т.е. 21 век – век различных менеджментов.
Суть и содержание стратегического менеджмента, определение понятия «стратегия» Стратегический менеджмент - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как ее основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конечном счете способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе. Стратегический менеджмент (СМ) имеет ряд отличий от оперативного (ОМ): * миссия организации в СМ - выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, в ОМ - производство товаров и услуг с целью получения прибыли; * СМ внимание концентрируется преимущественно на проблемах внешнего окружения, на поиски новых возможностей в конкурентной борьбе, на адаптации к изменениям в окружении, в ОМ - на проблемах, возникающих внутри предприятия, связанных с более эффективным использованием ресурсов: * СМ ориентирован на долгосрочную перспективу, а ОМ - на кратко- и среднесрочную; * основными факторами построения системы управления для СМ являются: люди, система информационного обеспечения и рынок, для ОМ - организационные структуры, техника и технология; * при управлении персоналом СМ рассматривает работников как основу организации, источник благополучия, ОМ - как ресурсы организации, исполнителей работ; * эффективность в СМ выражается в том, насколько своевременно и точно организации в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменятся в зависимости от изменения окружения, в ОМ - в максимизации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала. Стратегический менеджмент обычно рассматривается как совокупность пяти взаимосвязанных процессов: анализ среды (внешней и внутренней), определение миссии и целей, анализ и выбор стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии. 1. Анализ среды является исходным процессом в стратегическом менеджменте, так как он создает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегии развития. Внутренняя среда фирмы анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления. При анализе внешнего окружения исследуются экономические, политические, рыночные, технологические, социальные, международные факторы, а также факторы конкуренции. Иногда внешнее окружение делят на компоненты: непосредственное окружение (среда прямого воздействия) и макроокружение (косвенного воздействия). 2. Процесс определения миссии и целей состоит из трех подпроцессов: • определение миссии фирмы, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования; • определение долгосрочных целей; • определение среднесрочных целей. 3. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Выбор стратегии - сердцевина стратегического менеджмента. Стратегия фирмы может опираться на следующие базовые сценарии: • стратегия ограниченного роста; • стратегия роста; • стратегия сокращения; комбинированная стратегия. 4. Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Существует несколько составляющих успешного выполнения стратегии: * цели стратегии и планы хорошо доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны не только понимания того, что делает фирма, но и их вовлечения в процесс реализации стратегии; * руководство не только своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и имеет план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксирует достижение каждой цели; * в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. 5. Процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет достижение целей, и собственно целями организации. Основными задатками любого контроля являются: * определение того, что и по каким показателям проверять; * осуществление оценки состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами; * выяснение причин отклонения, если они вскрываются в результате оценки.
|