![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ход мероприятия
Ведущий. Давайте отложим дела на потом, О дружбе расскажем, о дружбе споем. Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем, Подарит нам радость, согреет теплом! (Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича). Наша сегодняшняя беседа посвящена дружбе. К ней мы так увлеченно готовились: писали сочинения, рисовали, пели, собирали пословицы. (Подведение итогов конкурса пословиц.) Сегодня мы будем учиться радоваться победе друзей — такова цель игры, которую мы проведем. Мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых еще не очень хорошо получается дружить. Педагог (читает слова на плакате). «Уважен хочешь быть - умей других уважить» - так еще издавна говорили люди. Но всегда ли это получается? Чего нам не хватает для взаимопонимания? Игра-тренинг «Ромашка» Каждый из вас назовет самое необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. (Дети по желанию выходят к доске, на которой прикреплена ромашка, называют и записывают свое слово.) Игра «Азбука добрых слов» Назовите: • слово, которым можно выразить благодарность (спасибо, благодарю); • слово, которым можно поприветствовать (здравствуй, привет, как я рад тебя видеть); • слово, которым можно попросить прощения (прости, пожалуйста, извини); • слово-обращение с просьбой (пожалуйста, будьте добры). Педагог. А каких людей чаще всего не любят в классе, во дворе, в любом коллективе или почему у некоторых дружба не складывается? Какие качества мешают этим людям? Ведущи й. Наверное, вы обращали внимание, как ведут себя драчуны перед схваткой? Они стоят, напыжившись, отведя локти далеко в стороны. Кого они напоминают в этот момент? Пусть не обижаются драчуны, но больше всего они похожи на шимпанзе, которые, когда злятся, становятся в такую же позу. Они еще вздыбливают шерсть, чтобы выглядеть больше и страшнее. Но стоит ли так старательно подражать шимпанзе? Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Мы - друзья» (Подготовлена заранее.) С виду мы не очень схожи: Петька толстый — я худой, Не похожи мы, а все же Нас не разольешь водой! Дело в том, что он и я — Закадычные друзья! Все мы делаем вдвоем: Даже вместе... отстаем! Дружба дружбою, однако И у нас случилась драка... Дрались честно, Как положено друзьям: — Я как стукну! — Я как тресну! — Он как даст! — А я как дам! Скоро в ход пошли портфели. Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду — Драка вышла хоть куда! Только смотрим — что за чудо? С нас ручьем бежит вода! Это Борьки на сестра Облила нас из ведра! А она еще смеется: — Вы действительно друзья! — Вас водой разлить нельзя! Ведущий. Как же научиться обходиться без кулаков, без драки? (Ответы детей.) Педагог. Почему бы нам не говорить людям учтивые и приятные слова столь же легко и естественно, как мы спрашиваем, например, который сейчас час? Посмотрите на плакат и прочтите удивительные слова, написанные в XVIII веке лордом Честерфильдом: «Знания могут придать человеку вес, но только чуткость, деликатность и тактичность могут придать ему блеск...» Ведущий. Делать добро - это не подвиг, не обязанность. Совершать добрые поступки столь же необходимо для культурного человека, как и принимать пищу, спать, быть опрятным. Педагог. В жизни всякое случается. Бывает и такое... Сценка «Чепуха, а не марки...» (Подготовлена заранее.) Папа подарил на день рождения Вове новые марки. Он показал их своему приятелю Славе и радостно сообщил: — Вот какие марки. Редкие и красивые. Тебе нравятся? — Да у меня таких навалом! - захохотал Слава. — Что в них особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх ты! То же мне филателист! И твой отец хорош — в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе свои покажу? Но Вова не захотел. И потом еще три дня со Славой не разговаривал... — Как ты думаешь, почему? (Ответы детей.) Сценка «Давай, давай, рассказывай» (Подготовлена заранее.) За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза. — Чего это у тебя глаза на мокром месте? — громко закричала Катя. — Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну-ну, давай, рассказывай! — подскочила к ней Наташа. — Что случилось? Почему слезы? - закричали все. Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами. — В чем была ошибка школьников? Что бы вы сделали на их месте? (Ответы детей.) Ведущий. Поступай с другими так, как тебе бы хотелось, чтобы поступали с тобой, — если ты будешь следовать этому мудрому совету, ты никогда не ошибешься. А чего в первую очередь ты ждешь от других? Внимания, заботы, теплоты, понимания. Но иногда в жизни складывается так, что тебя о чем-то просят, а времени на выполнение просьбы совсем нет. — Как поступить в таком случае? (Ответы детей.) Педагог. «Человек может обойтись без многого, но не без человека!» Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от людей. (Знакомство с рисунками «Мой лучший друг». Дети называют своих друзей, делятся секретами дружбы, рассказывают, каким успехам своего друга они рады.) Ведущий. Мы рады, что вы научились радоваться за товарищей, а значит, стали настоящими друзьями. Педагог. А теперь, ребята, давайте откроем волшебный почтовый ящик. (Раздают «записки дружбы», в которых ребята красиво написали пожелания своим друзьям. Звучит песня «Настоящий друг» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «Сплочение коллектива» Тема: «Сплочение коллектива» Цель тренингового занятия: Создание благоприятного психологического микроклимата в классе для полноценного развития личности, улучшение условий адаптационного периода к классно-урочной системе. Задачи: - создание положительного эмоционального настроя в группе; - развить умения координировать свои действия с окружающими; - сформировать навыки, способствующие формированию взаимопонимания, дружбы и сплоченности. План занятия: 1. Организационный момент 2. Игра – упражнение «Хлопки по кругу» 3. Игра – упражнение «Построй фигуры» 4. Игра – упражнение «Угадай кто это?» 5. Игра – упражнение «Группа» 6. Рефлексия. Необходимое оборудование и материалы: 1. стулья по количеству участников 2. заранее приготовленные бэйджики с именами участников. Ход занятия: 1. Организационный момент: - Ведущий: – Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в страну по имени «Дружба». – Кто знает что такое дружба? – Отвечают дети. – Ведущий: Дружба- это дар Дружба – это дар нам свыше, Дружба – это свет в окне; Друг всегда тебя услышит, Он не бросит и в беде. Но не каждому дано Знать, что дружба есть на свете, Что с друзьями жить легко, Веселее с ними вместе. Кто без друга прошагал По дороге жизни этой, Тот не жил – существовал. Дружба – это мир планеты. - Ведущий: - Ребята, чтобы стать жителями этой страны " Дружба", и чтобы нас всегда окружали хорошие друзья, нам нужно с вами поиграть: – Ведущий: – Давайте вспомним какие у вас имена? Цель упражнения: знакомство, разминка. Все участники садятся в круг и по очереди называют свои имена. 2. Игра – упражнение «Хлопки по кругу» Цель упражнения: разминка, сплочение, координирование действий, мобилизация внимания. Участники продолжая сидеть в кругу, по очереди после команды ведущего хлопают в ладоши по кругу, увеличивая темп в каждом кругу, выполняется 3-5 раз. 3. Игра - упражнение «Построй фигуры» Цель упражнения: научиться работать в команде, выполняя общую цель. Участники встают в круг и держась за руки по команде ведущего, образуют геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольнк. Обсуждение: - Кому понравилось выполнять это упражнение? - Что помогало вам выполнить это упражнение? 4. Игра- упражнение «Угадай кто это?» Цель упражнения: Упражнение способствует подчеркиванию сходства и различия учеников, что повышает сплоченность группы, дает возможность больше узнать друг о друге. Ведущий называет у каждого ученика отличительные черты, не называя имени ребенка, а остальные дети должны угадать, кого называет ведущий. Например: - у этого мальчика красивые голубые глаза; - а у этой девочки сегодня очень нарядные бантики; - а один из учеников сегодня очень веселый и т. д. по индивидуальным и поведенческим особенностям детей. Обсуждение: - Кому понравилось играть в эту игру? - Чему вы научились в этой игре? - Что вы узнали друг о друге? 5. Игра- упражнение «Группа» Цель упражнения: сплочение коллектива, повышение взаимного доверия между участниками, умение работать в команде. Все прогуливаются по комнате, и ведущий выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. - “Внимание! На нас напали пещерные львы! " После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: - “Дадим отпор пещерным львам”. Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом. Обсуждение: - Кому понравилось играть в эту игру? - Что вы чувствовали во время приближения опасности? - Как вы думаете, что помогло вам преодолеть опасность? - Ведущий: Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою. Всё с друзьями пополам Поделить мы рады! Только ссориться друзьям Никогда не надо! Рефлексия: - Какое у вас настроение ребята? - Вам нравиться дружить с другими детьми? Почему? - Вам нравится учиться в вашем классе?
Функциональные обязанности педагога-психолога в соответствии с новым законодательством.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №9 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закреплено право обучающихся на создание условий, необходимых для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34). Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в соответствии с п. 2 ст. 42 включает в себя: - психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; - коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; - комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; - помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. Таким образом, за педагогом-психологом по-прежнему закреплены такие традиционные функциональные обязанности, как психолого-педагогическое консультирование, проведение коррекционных и развивающих занятий, профориентация и т. д. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373), основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897), среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012г. № 413) (далее - ФГОС). Определены психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ (далее - ООП). Согласно этим документам, одной из важнейших функций педагога-психолога школы становится содействие в создании психолого-педагогических условий реализации ООП. Это предполагает следующие направления деятельности педагога-психолога образовательной организации: 1. Психологическое сопровождение процесса адаптации к условиям обучения на новой ступени: - первоклассников к условиям обучения в начальной школе; - пятиклассников к условиям обучения на основной ступени общего образования. 2. Развитие профессиональной психологической компетентности педагогов и администрации. 3. Развитие психологической компетентности родителей, 4. Реализация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. 5. Психологическое сопровождение подготовки к итоговой аттестации. 6. Психологическая поддержка различных категорий учащихся: - детей с ограниченными возможностями здоровья; - школьников, испытывающих трудности в освоении ООП; - одаренных и высокомотивированных учащихся; - детей «группы риска»; - детей мигрантов. 7. Психологическое сопровождение социальной адаптации и развития коммуникативной компетентности учащихся, включая психологическую поддержку деятельности детских объединений, ученического самоуправления. 8. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения, профориентации. 9. Психологическая экспертиза образовательной среды. 10. Психологическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся. 3. Взаимодействие с территориальными ПМПК. Обучающиеся имеют право на создание условий, необходимых для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. и на получение социально-педагогической и психологической помощи. В первую очередь в создании таких специальных условий (и в т. ч. в психолого-педагогической помощи) нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья, испытывающие трудности в освоении ООП, учащиеся с проявлениями девиантного поведения. Это важно учитывать при разработке функциональных обязанностей педагога-психолога. При этом необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденном приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (далее - Положение), подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания также входит в компетенцию территориальных ПМПК. Родители детей, прошедших обследование в таких комиссиях, имеют право предоставить рекомендации, разработанные комиссией, в образовательную организацию, где учится ребенок. Таким образом, в функциональные обязанности педагога-психолога образовательной организации может входить не только участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ или детей с отклоняющимся поведением в составе школьного ПМП консилиума, но и на выполнение рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи ребенку, зафиксированных в решении территориальной ПМПК. В соответствии с п. 15 Положения в пакет документов, предоставляемых родителями для записи ребенка на ПМПК, включается (при наличии) заключение специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации. Поэтому родители (законные представители) ребенка имеют право обратиться к школьному педагогу-психологу для получения такого заключения. Следовательно, в перечень функциональных обязанностей педагога-психолога наряду с ведением другой документации, возможно включение подготовки заключений для предоставления родителями в территориальные ПМПК. 4. Работа в службе школьной медиации. При реализации такого направления деятельности, как психологическое сопровождение социальной адаптации и развития коммуникативной компетентности обучающихся, включая психологическую поддержку деятельности детских объединений, ученического самоуправления, необходимо использовать медиативные технологии. Школьная медиация включает в себя обучение навыкам конструктивного взаимодействия с другими людьми и умениям предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации. Минобрнауки России издало письмо от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». Методические рекомендации, содержащиеся в данном письме, опираются на целый ряд российских и международных нормативно-правовых документов, в т. ч. и на Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Внедрение в практику деятельности образовательных организаций работы служб школьной медиации имеет большое значение для предотвращения острых конфликтных ситуаций. В настоящих методических рекомендациях нет прямых указаний на то, что педагог-психолог обязательно должен входить в эту службу, однако, важно учитывать, что наиболее подготовленным к реализации медиативных процедур является именно педагог-психолог. Это связано с тем, что конфликтология входит в профессиональную подготовку специалистов данного профиля. Но вместе с этим необходимо учитывать, что процедура медиации предполагает реализацию конкретных поэтапных действий, требующих специальных компетенций, поэтому несмотря на то, что педагог-психолог является «наиболее подготовленным» к участию в медиативной работе «субъектом образовательного процесса», ему также необходимо пройти специальное обучение, в т. ч. и навыкам трансляции медиативных технологий для родителей, учащихся и педагогов. При включении в функциональные обязанности педагога-психолога работы в службе школьной медиации необходимо проанализировать уже имеющийся перечень обязанностей. Если педагог-психолог проводит большое количество коррекционно-развивающих, профилактических занятий с учащимися, консультаций для родителей и педагогов, индивидуальных диагностических обследований, то работа в службе школьной медиации может входить в дополнительные функциональные обязанности. Если в школе нет большой потребности в коррекционной работе с учащимися, то деятельность педагога-психолога в службе школьной медиации может входить в основной функционал и осуществляться в формате деятельности детских объединений. Это обеспечит психологическую безопасность участников образовательного процесса. Функциональные обязанности педагога-психолога должны учитывать: - тип образовательной организации; - содержание основной общеобразовательной программы; - специфику детского контингента; - наличие других специалистов психологического профиля, - материально-техническое оснащение образовательного процесса, - конкретные направления деятельности, которые будет реализовывать данный специалист.
|