Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предпочтения потребителя и их оценка. Кривые безразличия.
В экономической теории существует два подхода к оценке полезности. Первый (кардиналистский) считает, что потребитель может количественно определить величину полезности, приносимую благом. Поэтому общая полезность принимает вид функции полезности от объема благ U=f(X), где X=(X1, X2, …Xn) набор товаров 1, 2, …n Второй подход (ординалистский) считает, что не представляется возможным количественно измерить полезность, поэтому предлагает оценивать полезность на основании предпочтения потребителем одного набора благ по сравнению с другим, т.е. U(X1) > U(X2) Предпочтительнее те наборы благ, которые имеют более высокий уровень полезности для потребителя с его субъективной точки зрения. Ординалистский подход опирается на понятие кривых безразличия. Для того, чтобы понять как они строятся, предположим существование всего двух товаров. Пусть потребитель выбирает первый из них в количестве q1, а второй – в количестве q2. Тогда набор (q1; q2) определит потребительскую корзину, включающую то или иное количество первого и второго товаров и обладающую некоторым качеством, которое можно измерить. (Если наборы пищевые, то таким качеством будет калорийность набора или содержание витамина С; для обуви – срок носки и т.д.). Каждой потребительской корзине соответствует некоторое число U, называемое полезностью. Таблично при функции полезности, имеющей вид U=q1× q2, это можно изобразить так:
Рис. 3 Совокупность потребительских корзин, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения, то есть имеющих одинаковую для него полезность, называется кривой безразличия. Свойства стандартных кривых безразличия следующие. Во-первых, кривая безразличия не может иметь участки возрастания. Во-вторых, кривые безразличия с разным уровнем полезности никогда не пересекаются. В-третьих, кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товара. И, наконец, кривая безразличия выпукла к началу координат и предельная норма замещения (наклон кривой безразличия) уменьшается при движении по кривой безразличия сверху вниз. Предельная норма замещения (MRS) - количество товара q2, от которого потребитель должен отказаться, чтобы получить еще одну единицу товара q1, оставаясь при этом на той же кривой безразличия. Она равна MRS = - ∆ q2 /∆ q1. Пусть функция полезности имеет вид: U=q1× q2. Будем рассматривать уровень полезности U= 60. Пусть q1 = 1; q2 = 60.
M RS 30 10 5 3 2 При увеличении q1 на единицу мы можем уменьшить q2 на 30 единиц и при этом остаться на том же уровне полезности. (Но с каждой единицей q1 нам все труднее отказаться от q2). Геометрически предельная норма замещения равна тангенсу угла наклона отрезка АВ к горизонтальной оси. При движении вдоль кривой норма замещения убывает, следовательно, убывает угол. А это означает, что кривая безразличия является выпуклой в сторону начала координат (рис. 3).
Рис. 3 Рис. 4
|