Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция, сущность и функции управленческого учетаСтр 1 из 6Следующая ⇒
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ИНОВАЦИЙ КАФЕДРА «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
Лекции и рабочая тетрадь по дисциплине для студентов специальности 220601 «Управление инновациями» заочной формы обучения
Нижний Новгород Составитель: Агальцова Т.А. Крюкова Т.М. ББК
Лекции и рабочая тетрадь по дисциплине «Управленческий учет» для студентов специальности 220601 «Управление инновациями» заочной формы обучения / НГТУ; сост.: Агальцова Т.А. Нижний Новгород, 2014. – с.
Рецензент:
Редактор
Разработка компьютерного оригинал-макета
Подп. в печ. 07.04.2014. Формат 60 × 84 1/16. Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ ________________________________________________________________________ Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева Типография НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 603950, Нижний Новгород, ул. Минина 24.
©Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2014 © Агальцова Т.А., Крюкова Т.М. 2014 Концепция, сущность и функции управленческого учета Одна из важнейших задач руководителя любой организации – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом. Весь эволюционный процесс развития и расширения сферы управленческого учета за рубежом как экономической деятельности можно представить в виде следующих четырех этапов, на каждом из которых происходило смещение приоритетов в целях и задачах его применения [2]: 1) до 1950 г., когда управленческий учет использовался исключительно для определения затрат и реализации финансового контроля посредством применения бюджетирования и методов калькуляции себестоимости производимой продукции; 2) в 1950–1965 гг. к сфере применения управленческого учета добавилось предоставление информации в целях управленческого планирования и контроля посредством использования таких методов, как анализ принятия решений и учет по центрам ответственности; 3) в 1985–1995 гг. акцент использования управленческого учета сместился в область сокращения потерь ресурсов, задействованных в бизнес-процессах, посредством применения процессного анализа и более точных методов управления затратами; 4) после 1995 г. цели и задачи управленческого учета фокусируются на управлении целевыми результатами на основе эффективного использования ресурсного обеспечения, применения методов прогнозирования, оценки, планирования и контроля сбалансированных оценочных показателей, управления изменениями и знаниями, а также управления по целям и результатам Таким образом, единая система бухгалтерского учета стала включать финансовый и управленческий учет. В общем виде это можно представить в виде следующего рис. 1.
Рис. 1. Составные части бухгалтерского учета
Выделяют два подхода к пониманию сущности термина «управленческий учет». Первый связан с «management accounting», второй – с европейским «контроллинг» (Германия). В соответствии с первым термином основной задачей любой учетной деятельности является обеспечение управленческого персонала хозяйствующего субъекта своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. Это означает, что деятельность по учету неразрывно связана с управлением организацией в целом и отдельными его частями. Поэтому термин «management accounting» может быть переведен как организация учета исходя из потребностей управления. При таком подходе управленческий учет – не только система сбора и анализа информации о затратах организации, но и система бюджетирования, система оценки деятельности подразделений. В целом, это в большей степени управленческие, чем бухгалтерские технологии. В соответствии со вторым понятием, управленческий учет рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, то есть это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью организации. В узком смысле под управленческим учетом можно понимать учет и контроль затрат и доходов, связанных с деятельностью организации. В российской практике чаще управленческий учет рассматривается в широком смысле (в соответствии с термином «management accounting») как система, которая в рамках одной организации обеспечивает управленческий персонал информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации. Таким образом, управленческий учет – это интегрированная система внутрихозяйственного учета, в которой формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности предприятия и ее структурных подразделений для оперативного принятия необходимых управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Предметом управленческого учета является производственная, коммерческо-сбытовая и инвестиционная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений (сегменты или центры ответственности) в процессе всего цикла управления. Объектами управленческого учета являются затраты, расходы, издержки, доходы организации и ее отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности всей организации и центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность. В качестве объектов учета выделяют следующие экономические категории. Затраты – стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности предприятия материальных, финансовых и трудовых ресурсов за отчетный период. Поведение затрат – это характер их реакции на изменения в деятельности предприятия. Фактор затрат – деятельность, влияющая на затраты. От понятия «затраты» следует отличать понятие «расходы». Понятие «расходы» изложено в ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденном приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, а так же в Налоговом кодексе РФ. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются: 1) расходы по обычным видам деятельности; 2) прочие расходы, которые, в свою очередь, подразделяются: – на операционных расходы; – внереализационные расходы; – чрезвычайные расходы. Налоговым кодексом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками (п. 1 ст. 252 глава 25). Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В отличие от расходов, затраты в момент их признания не оказывают влияния на прибыль. Издержки – денежное выражение затрат, необходимых для осуществления производственной и реализационной деятельности. Издержки могут, возникнут без расходов. Затраты всегда связаны с расходами. В то время как затраты охватывают все израсходованные на предприятии материальные ценности, издержки относятся непосредственно к выработке продукции. В современной экономической литературе издержки подразделяются на постоянные и переменные. В России, на практике, издержки подразделяются на издержки производства (издержки всех производственных форм) и издержки обращения (издержки сбытовых, торгово-посреднических фирм). В последние годы синонимом себестоимости продукции стали бухгалтерские издержки. В экономической литературе выделяют следующие виды издержек: бухгалтерские издержки (себестоимость продукции); технологические издержки (реальные производственные издержки); полные издержки (полные затраты, включая себестоимость продукции налоговые и другие отчисления). Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) согласно положению по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н). Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на: а) доходы от обычных видов деятельности – это выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг; б) прочие доходы. Метод управленческого учета – это совокупность различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия. К методам управленческого учета относятся: – система «Стандарт-кост»; – система «Директ-костинг»; – нормативный метод; – попродуктный метод; – позаказный метод. Концепция управленческого учета – система взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления и учета на предприятии. Существует несколько подходов в управленческом учете, условно подразделяемых на группы: – традиционная модель учета; – современные концепции учета, основными из которых являются следующие: а) концепция Activity-Based Costing (ABC) – калькуляция себестоимости по операциям. Позволяет решить проблему распределения управленческих (накладных) расходов за счет определения затрат предприятия в соответствии с ресурсами, необходимыми для реализации операций, в результате которых производится продукт; б) концепция lifecycle costing (калькуляция на базе жизненного цикла), основывающаяся на положении, что стоимость товара (услуги) должна учитывать затраты на всех стадиях его жизненного цикла, связанных с разработкой, проектированием, выводом и продвижением нового товара (услуги) на рынок и т.д.; в) концепция target costing (ценообразование по целям), позволяющая определять направления для оптимизации себестоимости товара с учетом целевых значений показателей, определяющих желаемое соотношение «цена–качество», – потребительских характеристик, срока службы, уровня сервиса и т.д.; г) концепция backflush accounting (обратная калькуляция) отражает подход к определению себестоимости продукции (работ, услуг) или списание на основании стандартной спецификации («обратное списание»), в отличие от «прямого» списания не требует постоянного отнесения выданных в производство материалов и комплектующих на производственное задавание. Несмотря на меньшую точность учета запасов, широко используется в серийном и мелкосерийном производствах, особенно при низкой стоимости материалов; д) концепция Balanced Scorecard (BSC) – сбалансированная система показателей, которая основана на управлении ключевыми бизнес-процессами, закрепленными за центрами ответственности организации в соответствии с поставленными целями организации, количественно и качественно выраженными в целевых значениях оценочных показателей в разрезе четырех проекций – финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и рост [10, 12]. Шардонне Л. [7, c. 17] выделяет семь задач управленческого учета: 1) рациональное калькулирование себестоимости продукции; 2) анализ работы предприятия с подразделением на центры деятельности (прибыли, рентабельности, себестоимости, капитальных вложений и др.); 3) разработка планов (прогнозов) на короткий и длительный периоды в зависимости от уровня организации производства; 4) выбор оптимальной базы и методологии для планового калькулирования; 5) приближение прогнозов к фактическим результатам в целях выработки необходимой политики управления; 6) учет движения материальных ресурсов и готовой продукции; 7) соизмерение общего финансового результата с данными управленческого учета для арифметического контроля. Целью управленческого учета являются подготовка и предоставление менеджерам достоверной, полной и своевременной информации для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей организации. Целями и задачами управленческого учета определяются его функции, которые можно сгруппировать по следующим направлениям: – обеспечение информацией руководителей всех уровней управления, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений; – формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня; – оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений предприятия в достижении цели; – перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности. Система управленческого учета в организации действует посредством функций, которые обеспечивают организацию и определяют содержание информационных потоков (рис. 2).
Рис. 2. Функции управленческого учета
Цель управленческого учета достигается в рамках указанных функций посредством решения ряда задач, которые сами по себе могут конкретизироваться подзадачами. Набор подзадач индивидуален и зависит от целей самой организации, от сложившейся ситуации в ее бизнес-среде, стратегии и тактики руководства, формализации и стандартизации учетно-аналитических процедур. В качестве задач в рамках перечисленных функций организации обычно решают следующие (табл. 1, 2). Таблица 1 Функции, обеспечивающие организацию управленческих потоков
Таблица 2 Функции, обеспечивающие содержание информационных потоков
|