Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Урок в системно деятельностном подходе
Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения.
Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Стандарт).
В связи с этим учитель начальных классов, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность. Новый подход к пониманию образовательных результатов определяет необходимость отказа от привычной знаниевой парадигмы образования. Рассказ о новых знаниях, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить формирование универсальных учебных действий и, как правило, не пробуждает потребность в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения.
Стандарта, позволяет выявить особенности системно-деятельностный подхода. Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.
СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.
Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
1. Уроки «открытия» нового знания; 2. Уроки рефлексии; 3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности); 4. Уроки развивающего контроля.
Цели уроков выделенных типов:
1. 1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
1. 2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.
1. 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.
1. 4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.
Этапы урока «открытия» нового знания на основе системно-деятельностного подхода
Название и цели каждого этапа в структуре урока
| | I Организационный момент
| | 1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
| | | II Актуализация знаний
| | 5) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. 2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. 3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
| | | | III Проблемное объяснение нового знания
| | 1)Зафиксировать причину затруднения. 2)Сформулировать и согласовать цели урока. 3)Организовать уточнение и согласование темы урока. 4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр. 6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 7) Организовать фиксацию преодолениязатруднения.
| | IV Первичное закрепление во внешней речи
| | 5) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах.
| | | V Самостоятельная работа с самопроверкой
| | 5) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.
| | | VI Включение нового знания в систему знаний и повторение
| | 5) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
| | | VII Итог урока
| | 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. 3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. 4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
| |
Структурные элементы учебного занятия
№
| Этапы
| Дидактические задачи
| Показатели реального результата решения задачи
|
| Организация начала занятия
| Подготовка учащихся к работе на занятии
| Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
|
| Проверка выполнения домашнего задания
| Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися
| Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
|
| Подготовка к основному этапу занятия
| Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
| Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
|
| Усвоение новых знаний и способов действий
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
| Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
|
| Первичная проверка понимания
| Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция
| Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
|
| Закрепление знаний и способов действий
| Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
| Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
|
| Обобщение и систематизация знаний
| Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей
| Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
|
| Контроль и самопроверка знаний
| Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
| Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
|
| Подведение итогов занятия
| Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
| Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
|
| Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
| Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
|
Формы и методы обучения
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.
В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:
1. фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя. 2. индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности. 3. групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.
Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.
В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения. 2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др. 3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)
№
| Основные группы методов обучения
| Основные подгруппы методов обучения
| Отдельные методы обучения
|
| Методы стимулирования и мотивации учения
| 1.1. Методы формирования интереса к обучению
| Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.
| 1.2. Методы формирования долга и ответственности в обучении
| Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.
|
| Методы организации и осуществления учебных действий и операций
| 2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):
- аудиовизуальные методы
- практические методы
2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) 2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) 2.4. Методы самоуправления учебными действиями
| Лекция, рассказ, беседа и др.
Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.
Сочетание словесных и наглядных методов
методы упражнений, выполнение заданий и др. Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.
Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.)
репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.)
Самостоятельная работа с книгой, объектами труда и др.
|
| Методы контроля и самоконтроля
| 3.1. Методы контроля
| Методы устного контроля, письменного контроля и др. Методы самоконтроля.
|
Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода
1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?
2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:
• использование известных знаний, способов работы детей; • формы организации учебной работы учащихся; • создание условий для активной (пассивной) позиции ученика; • позиция учителя и его роль на данном этапе; • использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).
3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет?
Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).
4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.
5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока?
Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя?
Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?
Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке
| Оценка в баллах
| Уровень работы учителя
| 1.Целеполагание
| Учитель формирует содержательную цель урока (формирование системы ценностей по данному предмету)
| 1-2
| низкий
| Формулирует содержательную и развивающую цели урока
| 3-4
| средний
| Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам
| 5-6
| Выше среднего
| Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий)
| 7-8
| Хороший
| Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)
| 9-10
| Высокий
| 2.Мотивация
| Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания.
| 1-2
| Низкий
| В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся
| 3-4
| Средний
| Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием
| 5-6
| Выше среднего
| Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества
| 7-8
| Хороший
| Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.
| 9-10
| Высокий
| 3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)
|
|
| Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока
| 1-2
| Низкий
| Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учетом работы с мотивацией
| 3-4
| Средний
| Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема различение) представлена обучающимся наглядно
| 5-6
| Выше среднего
| Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО
| 7-8
| Хороший
| Единица содержания образования (способ, схема, алгоритм, различение) не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата
| 9-10
| Высокий
| 4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся
| Работает с классом фронтально на всех этапах урока
| 1-2
| Низкий
| Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи
| 3-4
| Средний
| Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе
| 5-6
| Выше среднего
| Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета
| 7-8
| Хороший
| Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний
| 9-10
| Высокий
| 5.Методы обучения
| На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения
| 1-2
| Низкий
| Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, таблицу в график, диаграмму)
| 3-4
| Средний
| Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам
| 5-6
| Выше среднего
| Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию
| 7-8
| Хороший
| Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления
| 9-10
| Высокий
| 6.Рефлексия
| Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся
| 1-3
| Низкий
| Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)
| 3-4
| Средний
| Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать
| 5-6
| Выше среднего
| Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям)
| 7-8
| Хороший
| Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся их деятельности на уроке
| 9-10
| Высокий
|
|