![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия эпохи Средневековья
1. Дайте характеристику эпохе Средневековья: а) Хронологические рамки; б) Культурная, экономическая, социальная характеристика. Христианство как основа средневековой картины мира. Почему в Средние века философия являлась «служанкой богословия»? 2. Какие античные философы были авторитетны в Средние века? Почему? 3. Бог и человек в средневековой философии. Какие вопросы обсуждает философия этой эпохи? 4. Выделите и охарактеризуйте основные периоды Средневековой философии. Назовите имена философов, трудившихся в названные периоды. 5. Какая модель мироздания существовала в Средние века (гелиоцентризм, геоцентризм, космоцентризм)? Охарактеризуйте ее. 6. Одним из знаковых явлений средневековой философии был спор об универсалиях, или спор о природе общих понятий. Что такое универсалии (общие понятия)? В чём суть этого спора? 7. Охарактеризуйте философскую концепцию Фомы Аквинского. Как он доказывает существование Бога? 8. «Верю, ибо абсурдно!» (Тертуллиан), «Без веры нет знания» (Августин Блаженный), «Не только верить, но и знать» (Росцелин), «Верую и понимаю» (Ансельм Кентерберийский), «Никакой веры прежде разума» (П. Абеляр). Опираясь на данные высказывания, объясните, в чем суть проблемы соотношения веры и разума в Средние века. 9. Какие черты средневекового знания отражаются в приведённом отрывке: «Известно…заявление перипатетика, который на приглашение Галилея посмотреть в телескоп и воочию убедиться в наличии пятен на Солнце отвечал: «Напрасно, сын мой. Я дважды прочёл Аристотеля и ничего не нашёл у него о пятнах на Солнце. Пятен нет. Они происходят либо от несовершенства твоих стёкол, либо от недостатка твоих глаз». 10. В труде «О граде Божьем» Августин Блаженный писал: «Времён не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением. Нет никакого сомнения, что мир сотворён не во времени, а вместе со временем». О какой проблеме говорит философ в данном высказывании?
Основные понятия: теоцентризм, теология, догмат, провиденциализм, ревеляционизм, креационизм, догмат, апологетика, патристика, схоластика, номинализм, реализм, концептуализм, монотеизм, теизм, эсхатология. Литература
1. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник [Текст] / С.Р. Аблеев – М.: АСТ: Астрель, 2005. 2. Августин: Pro et contra: личность и идейное наследие Блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст]. СПб: РХГИ, 2003. 3. Алексеев П.В. История философии: учебник [Текст ] / П.В. Алексеев: МГУ им. М.В. Ломоносова – М.: Проспект, 2009. 4. Звиревич, В.Т. Философия древнего мира и средних веков [Текст] / В.Т. Звиревич – М.: Академический проект, 2004 5. История философии: Запад – Россия – Восток. Учебник для вузов под ред. Н.В. Мотрошиловой – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина. Кн. 1. Философия древности и средневековья, 1995. 6. Соколов, В.В. Средневековая философия [Текст] / В.В. Соколов. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. 7. Философия западноевропейского средневековья: учебное пособие. Отв. ред. Д.В. Шмонин. - СПбГУ, 2005. 8. Шмонин Д.В. Введение в средневековую философию. Патристика: учебное пособие [Текст] /Д.В. Шмонин. - СПбГУ: РХГА, 2008. Тема 4
|