![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дисциплины художественного цикла и принципы их преподавания в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования.
Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла – литературу, музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру. Литература - одно из высших проявлений человеческого духа, источник бескорыстной радости постижения мира и самопознания. Цель литературного образования - интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности, формирование взглядов и нравственных ориентиров. Новые программы по литературе предъявляют особые требования к профессионализму учителя, поскольку коренным образом преображается его роль и значение в процессе обучения, необычайно возрастает философский и психолого-педагогический уровень его подготовки. В них последовательно осуществляется принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и художественных произведений, а также путей изучения конкретной темы. Введены произведения, входящие в круг детского чтения, но ранее не изучавшиеся в школе. Обогащены разделы зарубежной литературы, что позволяет учащимся воспринимать классическую словесность в контексте мирового литературного процесса. Музыка. В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, до ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой. Учебно-художественный репертуар программы включает народную музыку, произведения композиторов-классиков (отечественных и зарубежных), сочинения современных композиторов, джаз и рок-музыку, творчество поэтов-бардов. Урок музыки предполагает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество (в доступных пределах). Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Кроме того, в структуру урока вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку. ИЗО. Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей. Мировая художественная культура – предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие её различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей. МХК интегрирует знания учащихся, полученных на уроках истории, литературы, музыки, ИЗО. Цель и задачи преподавания мировой художественной культуры в школе – формирование личности старшеклассника силой воздействия различных искусств – потребовали определить ещё один важнейший принцип построения программы: знания, необходимые для общения с искусством, для понимания его языка, причин изменения художественных форм, раскрываются в курсе в процессе непосредственного общения учащихся с искусством, «изнутри» искусства и с опорой на законы искусства. В ДХШ ребята изучают следующие дисциплины: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, скульптура, история искусств. Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства, как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства. Живопись - наиболее распространенный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. В создаваемых учащимися художественных произведениях используются - рисунок, свет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиция. Композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясной и убедительной. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции, где рисунок, цвет и сюжет объединяются. Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Учащиеся изучают два вида скульптуры: круглую - свободно размещающуюся в реальном пространстве, и рельеф в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Декоративно - прикладное искусство - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью. История искусств - дает представление о художественной культуре как части духовной культуры человечества, познакомит с выдающимися достижениями искусства в разных странах, расскажет и научит их распознавать. Принципы: 1. Принцип единства художественного образования и личностного развития. В процессе образования должны сформироваться ценностно - смысловые отношения к миру, которые позволяют освоить культуру. Образование – это часть культуры. С одной стороны человек сам присваивает культуру, с другой он может сам на нее воздействовать (если он яркий, индивидуальный и творческий).В науке выделяются материальная и духовная культуры. Художественное образование занимается формированием духовой культуры. В духовной культуре несколько сфер: религия, миф, искусство. Искусство создаёт художественные ценности, выражает эстетическое отношение к действительности. Но искусство – это вымышленный, иллюзорный мир, он очень субъективный. Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, это один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.
|