![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций (на основе полихудожественного и информационно-технологического подхода)
Концептуальные основы полихудожественного подхода в педагогике искусства. Методические аспекты интеграции искусств и компьютерно-информационных технологий в художественно-педагогическом процессе. Основы педагогического конструирования педагогических занятий с использованием компьютерной графики, программ, проектов на основе полихудожественного и информационно-технологического подходов. Проектная методика - педагогическая технология нового образования. Сущность и методика проведения проекта в образовательном процессе на занятиях художественного цикла с применением компьютерной графики. Разработка критериев внешнего и внутреннего оценивания различных разработанных информационных источников для проекта. Особенности проведения занятий с применением КТ. Типы и виды уроков. Особенности их проведения с MKT. Компьютер как рабочая тетрадь на уроке. Основы полихудожественного подхода в педагогике искусства: В художественном образовании полихудожественный подход позволяет применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки. · Все виды искусств объединены общими функциями. · Произведения разных видов искусств имеют схожие средства выразительности. Например, такое средство выразительности, как «ритм» существует и в изобразительном искусстве, и в литературе (в поэзии), и конечно, в музыке. То же самое можно сказать и о динамике, и о гармонии (только в изобразительном искусстве это будет называться колоритом). · Большая часть информации воспринимается людьми посредством зрительных анализаторов. Использование полихудожественного подхода помогает учащимся: · Получить дополнительные способы усвоения учебного материала; · Существенно активизировать зрительное и слуховое восприятие; · Сформировать стремление показать свою индивидуальность; · Находиться в активной позиции, в состоянии поиска. Все вышеперечисленные положительные моменты, безусловно, положительны и для педагога, но для него появляется еще несколько «плюсов»: · Приобретенные детьми знания становятся более «живыми» (не «сухими» и академичными); · На уроке создается ситуация успеха для каждого ребенка; · Появляются доверительные отношения между учителем и детьми; · У учащихся формируется интерес к уроку, к искусству в целом. Учитывая педагогические факторы, этапы и уровни художественной интеграции, сформулированы педагогические условия интегрированного освоения изобразительного искусства в общеобразовательном учреждении: полихудожественный подход – выход за рамки «одного искусства» (изобразительного), предполагающий многообразие интегрированных форм и методов работы с детьми, привлечение разных видов творческой, художественной деятельности, развитие воображения и фантазии через природу, социум, искусство, науку, психические процессы; экологический подход к процессу обучения – связь с историей и развитием культуры (мысль, наука, нравственные, духовные, общечеловеческие ценности); обращение к региональному компоненту образования и выделение в нем местных традиций художественной культуры как продуктивного момента в формировании гражданской позиции; перенос педагогического акцента с изучения на творческое проявление самих детей (детское творчество), развитие фантазии и воображения; предметно-пространственная основа освоения изобразительного искусства в реальной художественной среде; опора на возрастное психическое и индивидуальное развитие каждого обучающегося. Что же касается технологии, то, безусловно, в самих графических программах заложена большая палитра знакомых всем средств (карандаш, кисть, аэрограф, ластик и т.п.) и имитационных эффектов (акварель по мокрой бумаге, литография, гравюра, мозаика и тому подобных), что дает возможность любому пользователю почувствовать себя импрессионистом или пуантилистом. Но специфика электронных технологий заключается не в создании на экране монитора акварельного пейзажа или витража. Принципиальное отличие заключается уже в том, что экран не подменяет собой лист бумаги, это – прежде всего, пространство, синтезирующее некий объем информации. Информация распределена не только на плоскости экрана, но и во времени, то есть активно изменяема и организована в нелинейную структуру. Параметры экранного компьютерного образа - это не только высота, ширина, глубина, цвет и контраст, но и параметры движения, динамика взаимодействия между пользователем и программой, единовременное существование нескольких информационных блоков. Проектная методика, сущность и методика проведения на занятиях худ цикла: Организация работы над проектом: 1. Введение в проект, постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта; 2. Начало проектирование, обсуждение результата проекта и процесса («Чего мы хотим и как этого достичь?»); 3. Выявление необходимых для реализации проекта технических умений. («Что нам понадобиться, где и как это получить?»); 4. Планирование и организация (проектирование) работы, создание групп и распределение обязанностей; 5. Выполнение проекта в моделях и объектах реального мира. Совершенствование технических умений. Уточнение результата и плана действий; 6. Представление результатов работы учащимся друг другу; 7. Обсуждение результатов, хода проекта и освоенных навыков, которые могут еще пригодиться. Модель проектного урока: Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы. При реализации проекта одним учителем целесообразно разделять класс на группы. Все проекты должны предполагать как компьютерную, так и предварительную бескомпьютерную технологию реализации. Организация такой деятельности требует наличия простых и удобных инструментов творческой проектной деятельности – редакторов презентаций, текстов, звука, фотоизображений и гипертекстовых страниц. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Особенности проведения занятий с использованием ИКТ: 1. ИКТ в традиционной классно-урочной системе. Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление – доклад ученика по определенной теме). Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания – поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению. 2. Проектная работа с использованием ИКТ. Проектная деятельность: групповая или индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект. С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом: · Осваивает модели учебной деятельности; · Приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов); · Получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий; · Развивает навыки общения. В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое личное информационное пространство. Это пространство включает в себя мультимедиа-объекты класса и каждого учащего, а также – результаты проектной работы. Типы и виды уроков По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков: · урок ознакомления с новым материалом; · урок закрепления изученного; · урок применения знаний и умений; · урок обобщения и систематизации знаний; · урок проверки и коррекции знаний и умений; · комбинированный урок. Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки: · в форме беседы; · лекции; · экскурсии; · киноуроки; · самостоятельная работа учащихся; · лабораторные и практические работы; · сочетание различных форм занятий. Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки: · вводные; · первичного ознакомления материалом; · образования понятий, установления законов и правил; · применения полученных правил на практике; · повторения и обобщения; · контрольные; · смешанные или комбинированные. Компьютер – рабочая тетрадь. Работа с бумажными носителями информации – дело привычное и обычное для школьников, этот вид работы используется на каждом уроке. На уроках компьютерной графики целесообразно использовать компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения. У учащихся появляется возможность формировать свою «компьютерную грамотность». Совершенствуется мелкая моторика и координация руки при управлении курсором мыши. Интерес к выполнению задания заключается в том, что ни на одном другом уроке невозможно так легко выполнить упражнение, а в случае ошибки отменить его выполнение. Учитель легко может проверить выполнение задания, для этого нужно либо пролистать слайды презентации с рукописными примечаниями и записями, сделанными учащимися, либо просмотреть содержимое индивидуальной папки ученика с сохранёнными в ней заданиями. Использование электронной рабочей тетради на уроках позволяет разнообразить виды деятельности на уроке, способствует формированию прочных визуальных образов, которые помогают школьникам прочнее усвоить основные положения курса предмета.
|