![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обеспечение безопасности
Обеспечение безопасности конкретного объекта (в том числе государства) носит двойственный характер: а) обеспечение безопасности объекта в его существующей определенности; б) обеспечение безопасности в его качественной определенности. С учетом этого можно выделить два типа обеспечения безопасности конкретного объекта: 1) обеспечение безопасности как борьба с конкретными опасностями (в медицине – борьба с болезнями), следствие чего является поддержание существования объекта; 2)утверждение безопасности как развитие и укрепление самого объекта и поддержание его природы. Иными словами, обеспечение безопасности как отрицание опасностей и как утверждение безопасности объекта не тождественны. Вследствие этого могут реализовываться две стратегии обеспечения безопасности: · стратегия защиты (отрицание отрицания, отрицание опасностей), при которой основание деятельности составляет обнаружение опасностей и их отрицание, а утверждение объекта в его безопасности является результатом отрицания опасностей; · стратегия утверждения, укрепления безопасности, основывающаяся на самоутверждении природы самого объекта. Безопасность достигается посредством сознательной и организованной деятельности людей. Собственно деятельность по обеспечению безопасности может состоять из нескольких последовательных этапов: · выявление и оценка внешних и внутренних опасностей и угроз объектам безопасности, прогнозирование их пространственно-временной динамики и разработка предложений для принятия решения; · предотвращение опасностей; · их сдерживание и нейтрализация; · пресечение; · локализация; · отражение; · устранение; · уничтожение (ликвидация) угроз. Каждый из этих этапов требует обратной связи, анализа эффективности предпринимаемых действий. Таким образом, сущность обеспечения национальной безопасности заключается в целенаправленной деятельности субъектов по выявлению, предупреждению и противодействию различных опасностей и угроз личности, обществу и государству. Известную формально – организационную упорядоченность деятельности выражает термин «механизм». Вполне обоснованной видится характеристика механизма как совокупности составляющих его элементов, находящихся в состоянии динамического взаимодействия, которое осуществляется в определенных формах и позволяет эту совокупность элементов выделить в относительно самостоятельную систему[81]. Под механизмом обеспечения национальной безопасности следует понимать объективно обусловленную и субъективно реализуемую совокупность властных, управленческих и координационных условий, а также используемых мер, способов действий по определению и организации (привлечению) необходимых и достаточных материальных, духовных и людских сил и средств, интеграции различных сфер общества для предупреждения и уничтожения внешних и внутренних угроз существованию личности, обществу и государству. В самом общем виде алгоритм механизма обеспечения национальной безопасности выглядит так: институциональные субъекты системы безопасности, основываясь на национальных интересах, определяют цели этого механизма, необходимые пути, силы, средства, формы и способы деятельности функциональных субъектов, организуют их взаимодействие, контроль, коррекцию. Функциональные субъекты, руководствуясь определенными принципами, исходя из конкретной обстановки, меняющихся сил и средств, применяют те или иные формы и способы деятельности к возникающим опасностям и угрозам. Таким образом, в содержании механизма обеспечения национальной безопасности можно выделить четыре группы взаимосвязанным и взаимозависимых элементов: а) детерминационное основание: причины, цели, движущие силы; б) основные силы и средства деятельности; в) процесс деятельности по обеспечению безопасности – пути, формы, и способы; г) результат. Все этим элементы в реальном механизме переплетены. Деятельность по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с определенными принципами. К ним следует отнести: - соблюдение конституции и законодательства РФ при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности; - единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации; - приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения безопасности; - реальность выдвигаемых задач (с учетом имеющихся сил и средств); - сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения безопасности. Все эти положения применимы к анализу особенностей обеспечения безопасности в любой из сфер жизнедеятельности общества. К числу о собенностей сущностных задач, выполняемых системой военной безопасности Российского государства относятся: а) выявление и прогнозирование внешних и внутренних военных опасностей и угроз жизненно значимым интересам личности, общества, государства, определение их источников; б) осуществление комплекса мер по предотвращению и нейтрализации внешних и внутренних военных опасностей, рисков, вызовов, дестабилизирующих факторов; в) создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств обеспечения военной безопасности, эффективное управление ими; г) в случае превращения военных опасностей в непосредственную, прямую угрозу – пресечение, локализация, а при необходимости устранение и уничтожение ее. Модели обеспечения военной безопасности все предыдущие столетия сводились к следующим вариантам: а) обеспечение военной безопасности с опорой на военный союз с сильным государством, участие в этом союзе; б) обеспечение своей военной безопасности с опорой на военный союз, не являясь его членом, но поддерживая его; в) обеспечение военной безопасности с опорой на геополитически активное государство - лидера; г) обеспечение военной безопасности с опорой на свои собственные силы; д) обеспечение военной безопасности через политику нейтралитета. В современных условиях эти модели приобрели следующий вид: а) обеспечение военной безопасности с опорой на НАТО, являясь членом этого блока; б) обеспечение военной безопасности с опорой на США; в) обеспечение военной безопасности с опорой на свои собственные силы; г) обеспечение военной безопасности через политику нейтралитета. Среди форм обеспечения безопасности отметим: военно-политическую интеграцию с другими государствами. В свою очередь, эта интеграция может осуществляться в 3-х видах: военного или военно-политического сотрудничества государств (союзнические обязательства на особый период при отсутствии единых координирующих органов, единого или объединенного командования), военного или военно-политического союза (система постоянно действующих политических и военных органов, единых или объединенных военных структур, группировок сил и средств, взаимосогласованных оперативных планов и планов подготовки войск и штабов), глубокой военной интеграции (с коалиционными структурами, обладающими наднациональными полномочиями, решения которых обязательны для государств-участников, с общим (помимо национальных) военным бюджетом, с едиными вооруженными силами, под единым коалиционным командованием).
|