Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологический анализ воинской деятельности






Деятельность, преломляясь через характер конкретных общественных отношений и воплощаясь в конкретном характере, может рассматриваться с позиций диалектики общего, особенного, единичного. Таким особенным является воинская деятельность. Качественные особенности воинской деятельности связаны с особенностями войны, её условиями, особенностями ее субъекта, объекта, цели и средств. Рассматривая сущность и структуру военной деятельности, в качестве методологической посылки следует отметить, что военная деятельность является результатом и продолжением деятельности политической.

Если рассмотреть воинскую деятельность с позиций системного подхода, то в ней существуют структурный, типологический и функциональный аспекты. В структурном аспекте воинская деятельность, как и всякая другая, выступает как взаимосвязь и взаимодействие её инвариантов - субъекта, объекта, целей, средств, результата. Кроме того, структурный аспект воинской деятельности включает в себя и те подходы, которые были рассмотрены ранее.

С точки зрения типологического подхода в воинской деятельности выделяется:

1. Вневойсковая деятельность: её субъекты не принимают непосредственного участия в вооружённой борьбе. К ней относится военно-экономическая, военно-научная, военно-дипломатическая и т.д.

2. Войсковая деятельность - действия субъектов направлены на участие в боевых действиях. Она разделяется на:

а) обеспечение боевой деятельности - это материальное, техническое, инженерное, медицинское обеспечение и т.д.;

б) боевая деятельность - это такая деятельность, субъекты которой непосредственно участвуют в боевой работе.

В функциональном плане военная деятельность протекает в двух сферах, основаньями для выделения которых служат различия в состоянии общества (мир или война), а также различия в объекте деятельности, (реальный противник или условный).

а) применение средств военного насилия - это ведение войны, вооружённой борьбы, ведение боёв, операций;

б) подготовка к применению средств военного насилия; она ведется во всех сферах общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной.

В каждой сфере присутствуют военная подготовка, воинская подготовка, боевая подготовка. Эти термины являются самостоятельным объектом исследования. Отметим лишь, что боевая подготовка - это приведение в соответствие с требованиями боевых действий тех элементов вооружённые сил, которые их непосредственно ведут, т.е. войск, их органов и штаба. Боевая подготовка - это основная форма боевой деятельности в условиях отсутствия реального боя.

Субъекты воинской деятельности, как войсковой, так и вневойсковой, выступают в качестве её организаторов и исполнителей.

Коллективный субъект воинской деятельности рождает особые интегративные качества. Интегративный субъект обладает коллективной волей, потребностями, интересами, целями, а также набором профессий, специальностей. Коллективная деятельность здесь основывается на принципе деятельностного взаимодополнения её субъектов. Заметим, что военное формирование любого масштаба будет тем прочнее и мобильнее, чем гармоничнее в нем согласованы все виды интересов, построено " дерево" целей, а также разграничены функциональные обязанности, определены границы каждой специальности: военно-техническая, физиолого-психологическая, экономическая и т.д. Качественный уровень сотрудничества коллективного субъекта деятельности характеризуется сплочённостью. Это отдельная проблема социальной психологии. Однако, следует отметить, что сплочённость - это постоянная регулируемая система связей, взаимодействий коллективного субъекта воинской деятельности, выражающаяся в гармонии потребностей, интересов, целей, действий воинов, обеспечивающая эффективное выполнение боевой задачи.

Проблема коллективного субъекта воинской деятельности включает в себя и проблему социальных ролей. Деятельность связана с ролевым анализом места человека в обществе, особенно в сети малых групп и общностей. Каждый человек, вступая во взаимодействие с коллективом вступает и в отношения: служебно-функциональные; общественно-организационные; личные.

От субъекта деятельности ожидается образ действия - роль, система определённых социальных действий, стандарт поведения, посредством которых личность включается в деятельность. Эта роль регламентируется правовыми документами, приказами, общественным мнением, опытом поведения многих людей.

Сущность управленческой деятельности заключается в приведении всей деятельности командиров, штабов в соответствии с объективными законами вооружённой борьбы и военного дела в целях обеспечения постоянной боевой готовности. Или, управление в армии есть процесс регулирования взаимодействия трех разнокачественных сфер, подсистем: военно-боевой, социально-политической, бытовой, поддержания их в оптимальное состоянии друг другу и задачам армии.

Управление охватывает все стороны жизнедеятельности войск; боевую деятельность, обеспечение боевой готовности, обучение и воспитание личного состава и т.д. Эта деятельность имеет свои законы, принципы, методы. Системы управления динамичны, сложны и представляют собой отдельный объект исследования.

Мы же остановимся лишь на проблеме эффективности управленческой деятельности. Выделяются три группы критериев, а также общий критерий: эффективности:

Первая группа обеспечивает оценку соответствия системы управления, предъявляемым к ней требованиям по боевой готовности, оперативности, качеству, устойчивости непрерывности и скрытности.

Вторая группа критериев определяет: насколько в данной системе соблюдены требования специфических законов управления.

Третья группа критериев характеризует уровень подготовки должностных лиц, органов управления.

Общий критерий - это критерий внешней (боевой) эффективности.

К проблеме управления современная наука подходит с позицией синергетики и теории нелинейных систем. Неэффективное управление, с точки зрения синергетики, природной или социальной системой заключается в навязывании системе некоторой формы организации ей чуждой. Такое управления наносит вред, приводит к эффекту бумеранга, благодаря нелинейным обратным связям.

Проблема управления заключается в том, чтобы следовать естественным тенденциям саморазвития процессов, действовать резонансными колебаниями в момент бифуркации.

В соответствии с законами саморазвития необходимо ориентироваться на собственные тенденции развития. Нужен диалог на основе принципа необходимого разнообразия вариантов. Такой диалоговый способ управления представляет собой искусство: неформальные, нелинейное мышление, логику, интуицию.

Под управление повседневной деятельностью войск следует понимать целенаправленное и непрерывное воздействие командующих органов управления на воинские формирования с целью успешного выполнения ими задач.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал