Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прогнозирование эффективности мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности персонала.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения и требования к разделу «Безопасность жизнедеятельности» дипломного проекта…………………………………….. Литература……………………………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………... ПРИЛОЖЕНИЕ Б(Пример оформления)……………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………
Безопасность жизнедеятельности» дипломного проекта Общие положения 1.1.1 Раздел «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью дипломного проекта. Содержание раздела определяется темой проекта и результатами анализа вредных и опасных производственных факторов. 1.1.2 Задание на разработку вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности (БЖД) выдается преподавателем- консультантом. 1.1.3 Раздел оформляется в виде расчетно- пояснительной записки объемом 10…15 страниц. В тексте пояснительной записки требуется привести анализ вредных и опасных производственных факторов, обосновать разрабатываемые мероприятия, обеспечивающие БЖД, предложить технические и организационные решения, улучшающие условия труда на рабочих местах, привести необходимые расчеты, схемы, графики и ссылки на другие части дипломного проекта, где нашли отражение вопросы БЖД. 1.1.4 При оформлении пояснительной записки и графической части должны быть соблюдены требования государственных стандартов по оформлению дипломного проекта. 1.1.5 В списке использованной литературы должны быть указаны источники, на которые сделаны ссылки в разделе БЖД. 1.1.6 Выполненный раздел предъявляется консультанту по БДЖ, без визы которого не может быть принят к защите Государственной аттестационной комиссией. Раздел БЖД помещается после организационно- экономического раздела пояснительной записки дипломного проекта. Содержание раздела 1.2.1 Раздел должен включать три подраздела: Анализ условий труда. Мероприятия по обеспечению и улучшению условий труда жизнедеятельности персонала. Прогнозирование эффективности мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности персонала. 1.2.2 Анализ проводится с целью выявления наиболее вредных и опасных факторов, воздействующих как на работников, так и на окружающую среду, определения источников их возникновения. В процесс анализа необходимо использовать материал, собранный на преддипломной практике, для сопоставления фактических значений санитарно- гигиенических параметров условий труда и показателей безопасности при эксплуатации электронно- вычислительной техники (ЭВТ) с нормативными требованиями. Результаты проведенного анализа используются для обоснования выбора способов и технических средств, которые позволяют привести значения вредных и опасных факторов к нормативным значениям. 1.2.3 Во втором подразделе разрабатываются мероприятия по уменьшению негативного воздействия выявленных факторов на человека и окружающую среду. 1.2.4 В третьем подразделе по одной из методик дается прогноз экономической эффективности предложенных мероприятий по БЖД, а также рассматриваются вопросы пожарной безопасности и обеспечения устойчивости функционирования предприятия в ЧС. ЛИТЕРАТУРА
Машиностроение, 1985-400с. 3 экз.
М.: Машиностроение, 1989-366с. 4 экз.
О.Н. // М.: Машиностроение, 1989-541с.: илл-17 экз. 5. Юдин, Е.Я. Охрана труда в машиностроении. Учебник [Текст]// Е.Я. Юдин// М.: Машиностроение, 1983-430с. 7 экз. 6. Богусловский Е.И. Охрана труда в строительстве. Учебник [Текст]/ Под ред. Богусловского Е.И., 2011-1экз. .
ПРИЛОЖЕНИЕ А (основное) Выписка
Из СанПиН 2.2.2/.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы».
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящие государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы (далее Санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года, № 52-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 1999, №14, ст.1650) и Положением о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года №554(Собрание законодательства РФ, 2000, №31, ст.3295). 1.2 Санитарные правила действуют на всей территории РФ и устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к персональным электронно- вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда. 1.3 Требования Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ. 1.4 Настоящие Санитарные правила определяют санитарно- эпидемиологические требования к: - проектированию, изготовлению и эксплуатации отечественных ПЭВМ, используемых на производстве, в обучении, быту, игровых автоматах на базе ПЭВМ; - эксплуатации импортных ПЭВМ, используемых на производстве, в обучении, быту, игровых автоматах на базе ПЭВМ; - проектированию, строительству и реконструкции помещений, предназначенных для эксплуатации всех типов ПЭВМ, производственного оборудования и игровых комплексов (автоматов) на базе ПЭВМ; -организации рабочих мест с ПЭВМ, производственным оборудованием и игровыми комплексами (автоматами) на базе ПЭВМ; 1.5 Требования Санитарных правил распространяются: -на условия и организацию работы с ПЭВМ; - на вычислительные электронные цифровые машины персональные, портативные; периферийные устройства вычислительных комплексов (принтеры, сканеры, клавиатура, модемы внешние, электрические компьютерные сетевые устройства, устройства хранения информации), устройства отображения информации (видеодисплейные терминалы (ВДТ) всех типов) и игровые комплексы на базе ПЭВМ. 1.6 Требования Санитарных правил не распространяются на проектирование, изготовление и эксплуатацию: - бытовых телевизоров и телевизионных игровых приставок; -средств визуального отображения информации микроконтроллеров, встроенных в технологическое оборудование; - ПЭВМ транспортных средств; - ПЭВМ, перемещающихся в процессе работы. 1.7 Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих: - разработку, производство и эксплуатацию ПЭВМ, производственное оборудование и игровые комплексы на базе ПЭВМ; - проектирование, строительство и реконструкцию помещений, предназначенных для эксплуатации ПЭВМ в промышленных, административных общественных зданиях, а также в образовательных и культурно- развлекательных учреждениях. 1.8 Индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе производства и эксплуатации ПЭВМ должен осуществляться производственный контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил. 1.9 Рабочие места с использованием ПЭВМ должны соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил
2 ТРЕБОВАНИЯ К ПЭВМ
2.1 ПЭВМ должны соответствовать требованиям настоящих правил, и каждый их тип подлежит санитарно- эпидемиологической экспертизе с оценкой в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке. 2.2 Перечень продукции и контролируемых гигиенических параметров вредных и опасных факторов представлен в таблице А1. 2.3 Допустимые уровни звукового давления и уровней звука, создаваемых ПЭВМ, не должны превышать значений представленных в таблице А2. 2.4 Временные допустимые уровни электромагнитных полей (ЭМП) создаваемых ПЭВМ, не должны превышать значений, представленных в таблице А3. 2.5 Допустимые визуальные параметры устройств отбражения информации представлены в таблице А4. 2.6 Концентрации вредных веществ, выделяемых ПЭВМ в воздух помещений не должны превышать предельно допустимых концентраций (ПДК), установленных для атмосферного воздуха. 2.7 Мощность экспозиционной дозы мягкого рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0, 05 м от экрана и корпуса ВДТ (на электронно- лучевой трубке) при любых положениях регулировочных устройств не должна превышать 1 мк3в/ч (100мкР/ч). 2.8 Конструкция ПЭВМ должна обеспечивать возможность поворота корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении для обеспечения фронтального наблюдения экрана ВДТ. Дизайн ПЭВМ должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус ПЭВМ, клавиатура и другие блоки и устройства ПЭВМ должны иметь матовую поверхность с коэффициентом отражения 0, 4-0, 6 и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики. 2.9 Конструкция ВДТ должна предусматривать регулирование яркости и контрастности. 2.10 Документация на проектирование, изготовление и эксплуатацию ПЭВМ не должна противоречить требованиям настоящих Санитарных правил.
3 ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЭВМ
3.1 Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. 3.2 Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. 3.3 Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно- лучевой трубки (ЭЛТ) должна быть составлять не менее 6м2, в помещениях культурно- развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные)- 4, 5м2. При использовании ПЭВМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств- принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4 ч в день допускается минимальная площадь 4, 5м2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования). 3.4 Для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны использоваться диффузно отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка- 0, 7-0, 8; для стен -0, 5-0, 6; для пола -0, 3-0, 5. 3.5 Полимерные материалы используются для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ при наличии санитарно- эпидемиологического заключения. 3.6 Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации. 3.7 Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.
4 ТРЕБОВАНИЯ К МИКРОКЛИМАТУ, СОДЕРЖАНИЮ АЭРОИОНОВ И ВРЕДНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХЕ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ, ОБОРУДОВАННЫХ ПЭВМ
4.1 В производственных помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ является вспомогательной, температура, относительная влажность и скорость движения воздуха на рабочих местах должны соответствовать действующим санитарным нормам микроклимата производственных помещений. 4.2 В производственных помещениях, в которых работа с использование ПЭВМ является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.) и связана с нервно- эмоциональным напряжением, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата для категории работ 1а и 1б в соответствии с действующими санитарно- эпидемиологическими нормативами микроклимата производственных помещений. На других рабочих местах следует поддерживать параметры микроклимата на допустимом уровне, соответствующем требованиям указанных выше нормативов. 4.3 В помещениях всех типов образовательных и культурно- развлекательных учреждений для детей и подростков, где расположены ПЭВМ, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата таблица А6. 4.4 В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ. 4.5 Уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений, где расположены ПЭВМ, должны соответствовать действующим санитарно- эпидемиологическим нормативам. 4.6 Содержание вредных химических веществ в воздухе производственных помещений, в которых работа с использованием ПЭВМ является вспомогательной, не должно превышать предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны в соответствии с действующими гигиеническими нормативами. 4.7 Содержание вредных химических веществ в производственных помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.) не должно превышать предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест в соответствии с действующими гигиеническими нормативами. 4.8 Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений, предназначенных для использования ПЭВМ во всех типах образовательных учреждений, не должно превышать предельно допустимых среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха в соответствии с действующими санитарно- эпидемиологическими нормативами.
5 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЯМ ШУМА И ВИБРАЦИИ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ, ОБОРУДОВАННЫХ ПЭВМ
5.1 В производственных помещениях при выполнении основных или вспомогательных работ с использованием ПЭВМ уровни шума на рабочих местах не должны превышать предельно допустимых значений, установленных для данных видов работ в соответствии с действующими санитарно- эпидемиологическими нормативами. 5.2 В помещениях всех типов образовательных и культурно- развлекательных учреждений для детей и подростков, где расположены ПЭВМ, уровни шума не должны превышать допустимых значений, установленных для жилых и общественных зданий. 5.3 При выполнении работ с использованием ПЭВМ в производственных помещениях уровень вибрации не должен превышать допустимых значений вибрации для рабочих мест (категория 3, тип «в») в соответствии с действующими санитарно- эпидемиологическими нормативами. В помещениях всех типов образовательных и культурно- развлекательных учреждений, в которых эксплуатируется ПЭВМ, уровень вибрации не должен превышать допустимых значений для жилых и общественных зданий в соответствии с действующими санитарно- эпидемиологическими нормативами. 5.4 Шумящее оборудование (печатающие устройства, серверы и т.п), уровни шума которого превышают нормативные, должно размещаться вне помещений с ПЭВМ.
6 ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ, ОБОРУДОВАННЫХ ПЭВМ 6.1 Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, а естественный свет падал преимущественно слева. 6.2 Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно- общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, следует применять системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов). 6.3 Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300лк. 6.4 Следует ограничивать прямую блесткость от источников освещения, при этом яркость светящихся поверхностей (окна, светильники и др.), находящихся в поле зрения, должна быть не более 200кд/м. 6.5 Следует ограничивать отраженную блескость на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура и др.) за счет правильного выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения, при этом яркость бликов на экране ПЭВМ не должна превышать 40кд/м2 и яркость потолка не должна превышать 200 кд/м2. 6.6 Показатель ослепленности для источников общего искусственного освещения в производственных помещениях должен быть не более 20. Показатель дискомфорта в административно- общественных помещениях не более 40, в дошкольных и учебных помещениях не более 15. 6.7 Яркость светильников общего освещения в зоне углов излучения от 500-900 с вертикалью в продольной и поперечной плоскостях должна составлять не более 200 кд/м2, защитный угол светильников должен быть не менее 400. 6.8 Светильники местного освещения должны иметь непросвечивающий отражатель с защитным углом не менее 400. 6.9 Следует ограничивать неравномерность распределения яркости в поле зрения пользователя ПЭВМ, при этом соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать 3/1-5/1, а между рабочими поверхностями стен и оборудования 10/1. 6.10 В качестве источников света при искусственном освещении следует применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ). При устройстве отраженного освещения в производственных и административно- общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп. В светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания, в т.ч. галогенных. 6.11Для освещения помещений с ПЭВМ следует применять светильники с зеркальными параболическими решетками, укомплектованными электронными пуско-регулирующими аппаратами (ЭПРА). Допускается использование многоламповых светильников с ЭПРА, состоящими из равного числа опережающих и отстающих ветвей. Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается. При отсутствии светильников с ЭПРА лампы многоламповых светильников или рядом расположенные светильники общего освещения следует включать на разные фазы трехфазной сети. Общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении видеодисплейных терминалов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору. 6.12 Коэффициент запаса (К3) для осветительных установок общего освещения должен приниматься равным 1, 4. 6.13 Коэффициент пульсации не должен превышать 5%. 6.14 Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для использования ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.
7 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЯМ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ, ОБОРУДОВАННЫХ ПЭВМ
7.1 Временные допустимые уровни ЭМП, создаваемых ПЭВМ на рабочих местах пользователей, а также в помещениях образовательных, дошкольных и культурно- развлекательных учреждений, представленных в таблице А5.
8 ТРЕБОВАНИЯ К ВИЗУАЛЬНЫМ ПАРАМЕТРАМ ВДТ, КОНТРОЛИРУЕМЫМ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ
8.1 Предельно допустимые значения визуальных параметров ВДТ, контролируемые на рабочих местах, представлены в таблице А7.
9 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПЭВМ
9.1 При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеоманитора) должно быть не менее 2, 0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов- не менее 1, 2м. 9.2 Рабочие места с ПЭВМ в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом. 9.3 Рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1, 5-2, 0м. 9.4 Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500мм с учетом размеров алфавитно- цифровых знаков и символов. 9.5 Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения0, 5-0, 7. 9.6 Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно- поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. 9.7 Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
10 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОБОРУДОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ С ПЭВМ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
10.1 Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680-800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм. 10.2 Модульными размерами рабочей поверхности стола для ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину800, 100, 1200 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм. 10.3 Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной- не менее 500 мм, глубиной на уровне колен- не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног- не менее 650 мм. 10.4 Конструкция рабочего стула должна обеспечивать: - ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400мм; - поверхность сиденья с закругленным передним краем; -регулировку высоты поверхности сиденья 400-550 мм и углов наклона вперед 150 и назад до 50; - высоту опорной поверхности спинки 300*120мм, ширину не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости в пределах -400мм; - угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах ± 300; - регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260-400мм; - стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной -50-70мм. 10.5 Рабочее место пользователя ПЭВМ следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300мм, глубину не менее 400мм, регулировку по высоте в пределах до 150мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 200. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10мм. 10.6 Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
Таблица А1 Перечень продукции и контролируемые гигиенические параметры
Таблица А2 Допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот и уровня звука, создаваемого ПЭВМ
Измерение уровня звука и уровней звукового давления проводится на расстоянии 50 см от поверхности оборудования и на высоте расположения источников звука. Таблица А3 Временные допустимые уровни ЭМП, создаваемых ПЭВМ
Таблица А4 Допустимые визуальные параметры устройств отображения информации
Для дисплеев на ЭЛТ частота обновления изображения должна быть не менее 75Гц при всех режимах разрешения экрана, гарантируемых нормативной документацией на конкретный тип дисплея, и не менее 60Гц для дисплеев на плоских дискретных экранах (жидкокристаллических, плазменных и т.п.).
Таблица А5 Временные допустимые уровни ЭМП, создаваемых ПЭВМ на рабочих местах
Таблица А6 Оптимальные параметры микроклимата во всех типах учебных и дошкольных помещений с использованием ПЭВМ
Таблица А7 Визуальные параметры ВДТ, контролируемые на рабочих местах
ПРИЛОЖЕНИ Б 1. Анализ условий труда программиста
Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно- лучевой трубки (ЭЛТ) должна быть составлять не менее 6м2, в помещениях культурно- развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные)- 4, 5м2. При использовании ПЭВМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств- принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4 ч в день допускается минимальная площадь 4, 5м2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования). Для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны использоваться диффузно отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка- 0, 7-0, 8; для стен -0, 5-0, 6; для пола -0, 3-0, 5. Полимерные материалы используются для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ при наличии санитарно- эпидемиологического заключения. Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации. Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.
1. 1Дверь помещения открывается наружу. У всех работников свободный проход к выходу. Вся документация хранится в специальных шкафах. Необходимо также обеспечить нормальные метероологические условия в помещении отдела. Метероологические условия или микроклимат характеризуются следующими показателями: - температура воздуха; -относительная влажность воздуха; - интенсивность теплового излучения и тд. Все эти параметры регламентируются Сан Пин 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы». В таблице представлены оптимальные параметры микроклимата для первой категории работ.
Реальные параметры микроклимата в помещении с ПЭВМ имеют некоторые отличия от нормативных. В летнее время отмечается высокая температура воздуха в помещении 26-28С0. Это обусловлено расположением окон. Влажность воздуха составляет 64%. В зимний период для обогрева помещения применяется система парового отопления и температура воздуха располагается в границах 24-26С0, что несколько превышает норматив. Уровень шума в помещении постоянный 43дБ и не превышает допустимого 50дБ. В помещении отдела предусмотрено смешанное освещение: - Естественное (боковое) через окно в боковой стене. Естественное освещение представлено тремя окнами два из которых выходят на запад, а одно на юг. Площадь каждого окна равна 1, 95м2 соответственно их суммарная площадь равна 5, 85 м2. КЕО равен 1, 2%. - Искусственное (с помощью боковых светильников). Освещение в помещении преимущественно естественное. В отделе присутствует 3 окна (может быть более в зависимости от места прохождения преддипломной практики). Общее искусственное освещение представлено 3 светильниками, в каждом из которых находится по 3 лампы накаливания мощностью каждая 100Вт. Помещение оборудовано 1 компьютером, 1 принтером, 1 сканером, 1 телефоном. Компьютер используется постоянно. Для защиты от излучений применяются защитные экраны. Рабочее место располагается с учетом требований СанПин 2.2.2.542-96, расстояние между этим рабочим местом и другими не менее 1, 2 м. Регламентированные перерывы составляют до 50 минут. Сотрудники периодически проходят медосмотр. В помещении с ПЭВМ проведен анализ условий труда на соответствие СанПин 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы». Результат анализа представлен в таблице. Анализ соответствия условий труда нормам
Продолжение таблицы
Из таблицы видно, что некоторые из основных параметров не соответствуют допустимым нормам. В частности отсутствует пожарная сигнализация. В случае возникновения пожара будет значительно затруднена эвакуация работников из зоны возгорания, причиной тому служит наличие лишь одного эвакуационного выхода, что не соответствует норме (не менее 2-х). Имеется огнетушитель марки ОПУ 5-04. Также помещение оборудовано медицинской аптечкой. Температура воздуха в помещении отдела превышает установленную норму. Это обусловлено отсутствием нормальной системы вентиляции и кондиционирования воздуха. В отделе также имеются инструкции по технике безопасности гигиенический сертификат.
2 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОМЕЩЕНИИ С ПЭВМ.
В процессе анализа условий труда работающих в помещении с ПЭВМ, было выявлено несколько недостатков в системе охраны труда. Для их устранения и создания оптимальных условий труда предлагается внедрить некоторые мероприятия: - обеспечение нормируемых параметров воздушной среды; - организация рабочего места оператора методом сокращения затрат вспомогательного времени. В качестве факультативных мероприятий можно предложить предусмотреть еще один выход, и предложить по возможности перевести одного человека в другое помещение в связи с недостатком площади, установить кондиционер.
Обеспечение нормируемых параметров воздушной среды.
Вентиляционные установки- устройства, обеспечивающие в помещении такое состояние воздушной среды, при котором человек чувствует себя нормально и микроклимат помещений не оказывает неблагоприятного действия на его здоровье. Для обеспечения требуемого по санитарным нормам качества воздушной среды необходима постоянная смена воздуха в помещении, вместо удаляемого вводится свежий, после соответствующей обработки, воздух. В данном подразделе будет произведен расчет общеобменной вентиляции от избытков тепла. Общеобменная вентиляция- система, в которой воздухообмен, найденный из условий борьбы с вредностью, осуществляется путекм подачи и вытяжки воздуха из всего помещения. Количество вентиляционного воздуха определяется по формуле:
Gвент= (1) г де Qизб- выделение в помещении явного тепла, Вт; С- теплоемкость воздуха (С=1, 0кДж/кг*К); р- удельная плотность воздуха (1, 3кг/м3); tух, tпр- температура удаляемого и приточного воздуха, град. Температура удаляемого воздуха определяется по следующей формуле:
tух=tпз+d(h-2) (2)
где tпз- температура воздуха в рабочей зоне (tпз=24 град) d- коэффициент нарастания температуры на каждый метр высоты (d= 1, 0 град/ м) h- высота помещения (h= 2, 90 м) Отсюда tух= 25 град Количество избыточного тепла определяется из теплового баланса, как разница между теплом, поступающим в помещение и теплом, удаляемым из помещения и поглощаемым в нем. Qизб=Qприх-Qрасх (3)
Поступающее в помещение тепло определяется по следующей формуле:
Qприх=Qобор +Qл+ Qосв +Qрад (4)
где Qобор- тепло от работы оборудования; Qл- тепло, поступающее от людей; Qосв- тепло от источников освещения; Qрад- тепло от солнечной радиации через окна.
Qобор=j*Pуст=0, 15*14520=2178 (5)
где j- доля энергии, переходящей в тепло; Pуст- мощность установки
Qл=n/q=4*90=360 (6) где n- количество человек в зале (n=4); q- количество тепла, выделяемое человеком (q= 90Вт)
Qосв= j*Росв=1, 0*900=900 (7)
где j=1 для ламп накаливания; Росв- мощность осветительной установки (9 ламп по 100Вт)
Qрад= А*к*S*m= 180*2, 1*3*0, 8=907, 2 (8)
где А- теплопоступление в помещение с 1 кв.м стекла (127-234Вт/м); S- площадь окна (S=2, 1м2); m- количество окон (m=3)$ k- коэффициент, учитывающий характер остекления (k= 0, 8)
Qприх=4345 Вт.
Qрасх=0, 1* Qприх=434, 5Вт (9)
Отсюда по формуле Qизб=3911 Вт Находим необходимый воздухообмен по формуле
Gвент
Определяем необходимую кратность воздухообмена
К= (10) р- удельная плотность воздуха (1, 3кг/м3)) Vпом=n*Sчел*h n=4- число людей в помещении Sчел- площадь производственного помещения, приходящаяся на 1 человека (по нормам для умственного труда Sчел=4м) h= 2, 90м- высота помещения Кратность воздухообмена К= Произведем подбор вентилятора по аэродинамическим характеристикам и специальным номограммам, составленным на основе стендовых испытаний различных видов вентиляторов. Исходными данными для выбора вентилятора являются: - расчетная производительность вентилятора:
Vрасч= 1, 1* Vвент= 1, 1*2707Вт=2978Вт (11) где 1, 1- коэффициент, учитывающий утечки и подсосы воздуха - напор (полное давление), обеспечиваемый вентилятором:
Нв= (12) где р=1, 3 кг/ м- плотность воздуха, v- окружная скорость вентилятора, ограничивается предельно допустимым уровнем шума в помещении. Для центробежных вентиляторов низкого давления в помещениях с малым шумом v должна быть не более 35 м/с. Для расчета примем v=25м/с Тогда Нв=406Па По исходным данным выбираем центробежный вентилятор низкого давления Ц4-70N5. По номограммам определяем его характеристики: - число оборотов- 1000щб/мин; -КПД вентилятора-08. Необходимая установочная мощность электродвигателя
N=
где в КПД вентилятора.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ОПЕРАТОРА МЕТОДОМ СОКРАЩЕНИЯ ЗАТРАТ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ.
В настоящее время для улучшения условий труда работников предприятия и, как следствие, для увеличения производительности их труда широко используется эргономическое обоснование или расчет. При этом зачастую определяются или анализируются удобства габаритов зоны обслуживания или рабочего места в целом, а также рациональность движений работников. Облегчить такую работу позволяет применение соответствующих компьютерных программ, которые существенно сокращают продолжительность расчетов и дают объективную (типа документации) информацию. Важную роль в проведении таких расчетов играет прикладная эргономика. Прикладная эргономика изучает функциональные возможности человека в трудовом процессе, дает общие и конкретные рекомендации по оптимизации производственной среды и, в конечном счете, способствует поддержанию работоспособности человека на уровне, детерминированном заданной производительностью труда. Существенное место в современной прикладной эргономике продолжает занимать учет размеров характерных частей тела человека (антропометрия), параметров углов и зон его зрения, закономерностей трудовых движений и перемещений ((биомеханика). Мы провели эргономический анализ рабочего места оператора ПЭВМ, используя методику компьютерного анализа рабочего места. Антропометрический анализ зоны обслуживания (рабочего места) показал, что в общем габариты рабочего места отвечают требованиям удобства и безопасности. Исключением является неудобное положение принтера, он находится вне зоны досягаемости оператора. Также был проведен расчет условий зрительной зоны. После вычерчивания трех основных зон провели анализ зрительной работы оператора. По результатам анализа можно сказать, что зоны зрения соответствуют расположению объектов зрительного контроля. Анализ затрат вспомогательного времени оператора показал реальные затраты времени на определенную операцию, и выявил непродуктивные потери времени и уточнил недостатки рабочего места. К недостаткам можно отнести: неудобное положение принтера, отсутствие подставок для бумаг, неудобный стул. Расчет коэффициента эргономичности производился следующим образом. Выбирается операция и делится на приемы, которые в свою очередь делятся на микроэлементы, а затраты времени на них, затраты времени на лишние элементы и количественная оценка удобства рабочего места рассчитывается Кэ= (13) Коэффициент эргономичности по базе получился равным Кэб=0, 65 Принимаем от 0, 7 до 0, 9
Для улучшения эргономичности показателя рабочего места путем сокращения вспомогательного времени предложим ряд мероприятий: установку принтера в зону досягаемости, использование подставок для бумаг и специальных стульев с регулируемым углом отклонения спинки. Пересчитав коэффициент эргономичности с учетом предложенных мероприятий получим: Кэп=0, 9 Определим величину ликвидированных потерь рабочего времени: В= (Кэп- Кэб)*100 (14) где В= 25% Вычисли коэффициент уплотнения рабочего дня Ку= (15) где Фд- действительный фонд рабочего времени за смену Тр- затраты рабочего времени за смену на выполнение ручных приемов и перемещений в течении рабочего дня К- доля затрат на выполнение ручных приемов и перемещений (К=0, 2), (Ку=5%) Рост производительности труда составит Δ П= (16) где Δ П =5, 26%
4. ПРОГРНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Оценим значимость мероприятий по улучшению условий труда. Оценку будем производить по 2 критериям: - производительности труда -годовой экономический эффект. Для оценки воспользуемся методом определения эффективности за счет сокращения компенсирующего отдыха. Этот метод применяется в тех случаях, когда имеют место значительные вредные факторы и планируется компенсирующий отдых. Устанавливаем по таблице время на компенсирующий отдых в зависимости от вредных факторов условий труда. Зависимость длительности компенсирующего отдыха от вредных факторов
Перечислим предложенные мероприятия которые повлекли за собой улучшение условий труда: Установка кондиционера позволит нормализовать температурный режим в помещении отдела, так как ранее температуру можно было охарактеризовать как незначительно повышенную (1). Данное мероприятие позволит время на компенсирующий отдых по данному фактору свести к нулю (0). А также это мероприятие позволит снизить загрязненность воздуха со средней (2) до незначительной (1). Замена обычных ламп накаливания люминесцентными позволит улучшить освещенность и привести ее в соответствие норме (0), а ранее ее можно было охарактеризовать как недостаточное (1). За счет замены офисной мебели, в частности стульев удастся улучшить положение работающих. Ограниченное (1), недостаточное (2). Компенсирующий отдых по базе составил: 1+2+1+2=6% Компенсирующий отдых по проекту составит: 1+0+1+0=2% Время на компенсирующий отдых по базе за месяц, час по формуле: tк.о.б.=tк.о. (17) где tк.о.б- время на компенсирующий отдых в % отработанного времени Фд- действительный фонд рабочего времени.
tк.о.б.= Время на компенсирующий отдых по проекту за месяц, час по формуле: tк.о.п.=tк.о. (18) где tк.о.п- время на компенсирующий отдых в % отработанного времени Фд- действительный фонд рабочего времени. tк.о.п.= Далее рассчитаем экономию рабочего времени за счет сокращения компенсирующего отдыха по формуле: Δ tк.о.= tк.о.б- tк.о.п (19)
Δ tк.о.=10, 56-3, 52=7, 04 Теперь рассчитаем коэффициент уплотнения рабочего дня сотрудника отдела Ку= (20) Рост производительности труда определяем по формуле Δ П= (21) И наконец рассчитаем годовой экономический эффект, руб: Эгод= (22) где Зср- среднемесячная заработная плата работающего R- среднесписочное число работников отдела Эгод=
Подводя итог данного раздела мы можем сказать, что предложенные нами мероприятия по улучшению условий труда и технике безопасности будут иметь благотворные для нас результаты выразившиеся в повышении производительности труда на 4, 17 %. А конечный экономический эффект составит 7759 рублей.
|