Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод SWOT-анализа
SWOT-анализ – аббревиатура, дословно означающая: Strengths – «силы», Weaknesses – «слабости», Opportunities – «возможности», Threats – «угрозы», что расшифровывается следующим образом: S – Strengths – сильные стороны предприятия. W – Weaknesses – слабые стороны предприятия. O – Opportunities – возможности развития предприятия. T – Threats – угрозы развитию предприятия. В ходе SWOT-анализа исследуются сильные и слабые стороны предприятия, а также позитивное и негативное влияние отдельных внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов. Результаты комплексного исследования влияния основных факторов представляются таблично или графически. SWOT-анализ применяется для исследования комплексного влияния факторов внешней и внутренней среды предприятия на те или иные аспекты его функционирования и развития. Факторы внешней среды рассматриваются как угрозы, несущие предприятию грядущие убытки, или как благоприятные условия, потенциально способные составить предприятию дополнительные возможности для экономического роста и развития бизнеса. Факторы внутренней среды рассматриваются с позиций сильных сторон (сил – преимуществ), которыми располагает предприятие, а также с позиций его недостатков – слабостей, от которых желательно избавиться или ослабить их влияние. Методика SWOT-анализа может использоваться также при определении перспектив развития компании. Силы – это внутренние качества, составляющие достоинства предприятия, которые дают ему преимущества перед конкурентами (наличие квалифицированного персонала, новейших технологий, производственного и рыночного опыта и т.п.). Это то, в чем компания преуспела, что открывает ей дополнительные возможности. К потенциально сильным сторонам компании можно отнести наличие финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей: хорошую репутацию в глазах потребителей, хорошо продуманные функциональные стратегии; низкие издержки; наличие технологий, защищенных правом собственности; совершенство управления; хорошо организованную рекламу; отлаженную систему обновления продукции; лидерство по «кривой опыта». Слабости – недостатки, осложняющие предприятию борьбу с конкурентами (наличие особенностей, которые нельзя отнести к числу достоинств, скорее, наоборот, все, что осложняет деятельность предприятия, может препятствовать ему занимать прочное положение на рынке). Это отсутствие чего-либо важного для функционирования компании, что не удается ей по сравнению с другими. Слабая сторона может делать её уязвимой, но может и не иметь отрицательного влияния, в зависимости от того, важна она или нет в конкурентной борьбе. К потенциально слабым сторонам относят: отсутствие четкой стратегии, устаревшие производственные мощности, недостаток навыков и таланта управления у руководства фирмы, отставание в области НИОКР, плохо организованную систему сбыта, недостаток финансовых ресурсов для реализации планов, узкую номенклатуру выпускаемой продукции, слабые навыки в области маркетинговой деятельности. Возможности (рыночные возможности) – это положительные тенденции во внешней среде, которые могут способствовать увеличению доходности бизнеса компании (например, изменение внешнеэкономической политики, снижение налогов, изменение инвестиционного климата, рост доходов населения, ослабление позиций конкурентов). В зависимости от особенностей отрасли возможности могут быть как многообещающими, так и бесперспективными. Они могут изменяться от очень привлекательных (тогда их надо использовать) до интересующих фирму в последнюю очередь, находящихся в самом конце списка приоритетов компании. При этом надо учитывать, что интересы отрасли и интересы компании – это не всегда одно и тоже. Не каждая компания может иметь достаточно хорошие позиции, чтобы использовать все существующие в отрасли возможности. Наиболее выгодными являются те возможности, которые обеспечивают компании максимальный рост прибыли, те, при которых фирма приобретает наибольшие конкурентные преимущества и которые являются приемлемыми для фирмы в финансовом отношении. Угрозами считаются отрицательные тенденции, которые могут привести к снижению доходности бизнеса компании, такие как изменение демографической ситуации, рост безработицы и т.д. К ним относятся также появление в отрасли более дешевых технологий, у конкурента новых или усовершенствованных продуктов; выход на рынок новых конкурентов с низкими издержками; неблагоприятная политика государственного регулирования при спадах и колебаниях уровня деловой активности; опасность поглощения более крупной фирмой; неблагоприятные демографические изменения; невыгодные изменения курсов иностранных валют; политические перемены в стране, где компания осуществляет свою деятельность; рост влияния поставщиков и покупателей; замедление темпов роста рынка и т.п. При разработке рыночной стратегии необходимо ориентировать её на использование тех перспектив, которые соответствуют возможностям, а также на обеспечение защиты фирмы от внешних угроз. Данные, полученные в ходе анализа факторов внешней и внутренней среды, оцениваются экспертами с помощью какой-либо системы балльных оценок, а также взвешиваются (в долях единицы) с точки зрения их значимости для предприятия, после чего подсчитываются взвешенные балльные оценки для каждого фактора. Предварительная обработка собранной информации осуществляется с помощью табл. 1. Оценка влиятельности факторов и выделение главных из них может производиться экспертными методами, аналогичными тем, что применяются в процедуре метода «5х5». Чаще всего оценка влияния различных факторов производится по 5-балльной шкале, характеризуя степень влияния фактора на рыночную позицию предприятия от незначительного до существенного. При получении оценки до 2, 25 балла можно считать, что степень воздействия внешней среды по сравнению с максимумом в 5 баллов является несущественной в целом, но имеются факторы, на которые следует обратить особое внимание и учесть их при планировании деятельности. В их числе чаще всего оказываются рост безработицы, политическая нестабильность. Таблица 1 Классификация факторов (пример)
Примечание. По данным табл. 1 далее производится деление информации на три группы: релевантная, фон, шум.
Применительно к исследованию конкурентов SWOT-анализ включает следующие элементы: · выявление изменений структуры потребительских предпочтений (новые возможности); · оценка предполагаемых действий конкурентов по использованию новых возможностей (угрозы); · определение целей и стратегии фирмы по реагированию на появляющиеся угрозы и возможности; · изучение сильных и слабых сторон конкурентов и собственной фирмы по основным аспектам хозяйственной деятельности. Далее производится конкретизация факторов по направлениям влияния каждого из них и им присваиваются взвешенные балльные оценки. (табл. 2 и табл. 3). Таблица 2 Конкретизация и оценка факторов внешней среды (пример)
Таблица 3 Конкретизация и оценка факторов внутренней среды (пример)
Примечание. После заполнения табл. 2 и 3 далее: 1.Указанные в них факторы преобразуются в показатели (известные, общепринятые индикаторы). 2.Показатели располагаются в таблице 4, и с учетом взвешенных балльных оценок, полученных в табл. 2 и 3 соответствующими им факторами, определяется рейтинг предприятия по каждому показателю. 3.На основе данных табл. 4 формируется описание состояния предприятия и делаются выводы по поводу действий, которые следует предпринять руководству для повышения общего рейтинга предприятия. 4.Число учитываемых при анализе показателей в каждом разделе табл. 4 может быть различным. При этом исполнитель может ориентироваться на собственное мнение. 5.Состав разделов табл. 4 принимается по усмотрению исполнителя. При этом могут вводиться также разделы, не входящие в число известных компонентов менеджмента. 6.Состав показателей табл. 4 может приниматься аналогичным образом.
Затем производится классификация факторов по направлениям влияния каждого из них на все компоненты менеджмента, и им присваиваются ранги с учетом полученных взвешенных балльных оценок (табл. 4). Значения рейтингов SWOT-анализа принимаются следующими: 1. – лидирующее положение в отрасли; 2. – выше среднего уровня; 3. – средний уровень; 4. – уровень ниже среднего; 5. – кризисная ситуация. Подсчет общего числа факторов, соответствующих каждому рангу, характеризует состояние дел на предприятии с точки зрения места, которое оно занимает в рамках своей отрасли, какие стороны его деятельности развиваются успешно, по каким положение может считаться удовлетворительным, а какие требуют неотложного первоочередного вмешательства ввиду их неудовлетворительного состояния. Удается также выяснить причины, которые обусловливают существующие недостатки. Благодаря получению такой сводной информации руководство можем разработать стратегию своей деятельности и целевые программы развития тех направлений, которые оказались в числе слабых сторон предприятия. Существует несколько вариантов SWOT-анализа: ситуационный SWOT-анализ, предназначенный для выявления положительных и отрицательных черт в развитии предприятия. Его результаты дают информацию для разработки плана развития или для оценки того, что сделано в рамках существующего плана с целью корректировки последнего. траекторный SWOT-анализ, предназначенный для отслеживания поведения факторов внешней и внутренней среды на некотором интервале времени. Позволяет визуально представить траекторию развития предприятия как следствие принятой руководством стратегии, оценить общую тенденцию его развития, в том числе тенденцию развития отдельных направлений его деятельности. Таблица 4 Контрольный лист SWOT-анализа (пример)
Методы решения маркетинговых проблем.
|