![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационно–управленческий аспект педагогической деятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
САМОМЕНЕДЖМЕНТПЕДАГОГАВКЛЮЧАЕТ: Ø умения и навыки организовывать и управлять собственной педагогической деятельностью с учетом времени на подготовку и проведения занятий со студентами в аудиториях вуза; Ø умения выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие его индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса; Ø умения пользоваться оборудованием, лабораториями и источниками информации в порядке предусмотренном уставом учебного заведения; Ø менеджерские функции преподавателя ВУЗа реализуются в процессах организации и управления учебной деятельностью студентов как в аудитории, так и вне ее (самостоятельная учебная работа по заданным на дом заданиям). В умениях развивать в студентах их творческие способности, поддерживать интерес к учебной и научно-исследовательской деятельности.
В процессе обучения преподаватель ВУЗа решает задачи обучения и развития личности студента, что и определяет основные функции его деятельности. 1. Получение и накопление новых знаний в области как предмета преподавания, так и форм, приемов и методов преподавания. Реализация этой функции предполагает наличие способности овладевать специальными знаниями, знаниями по педагогике, психологии и т.д., а также творчески использовать накопленные знания. Не секрет, что уровень специальных знаний преподавателя ВУЗа значительно выше знаний методики преподавания, и это большая проблема высшей школы. 2. Проектирование процесса обучения. Исходя из целей изучения дисциплины, преподаватель разрабатывает программу, структуру курса, выбирает методику и технологию преподавания. Умение планировать изучение целого курса и каждое отдельное занятие, соотносить содержание отдельных тем с общими целями учебной дисциплины, знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей студентов – необходимые составляющие деятельности преподавателя ВУЗа. При проектировании учебного процесса преподаватель творчески подходит к использованию уже разработанных технологий, методов, приемов обучения или предлагает оригинальные, собственные. 3. Отбор и структурирование содержания учебного занятия. Исходя из знания особенностей аудитории, собственной подготовки, преподаватель конструирует каждое занятие. Важно, что одна тема может быть преподнесена разным группам студентов по-разному: отобран другой материал, иначе распределено время на изучение отдельных вопросов, использованы иные методы и приемы преподавания. 4. Организация учебно-воспитательного процесса. Речь идет не только об организации деятельности студентов, но и об умении преподавателя организовывать себя, свою работу по достижению целей обучения.
5. Установление коммуникативных связей, без которых не представляется возможным личностное развитие. Важное значение в профессиональной деятельности преподавателя имеют его взаимоотношения с коллегами, со студентами, так как они становятся источником и катализатором процесса обогащения знаниями, условием совершенствования профессионализма, средством воспитательного воздействия на студентов.
Эффективность коммуникативных связей преподавателя обусловливается рядом позиций: *объективное восприятие человека в процессе общения с ним; *взаимное доверие в совместной деятельности; *взаимообмен информацией; *исключение конфликтов; *справедливая, но тактичная критика; *изменение при необходимости собственного поведения по отношению к партнеру делового общения. 6. Воспитательное воздействие на студентов. Формирование личности студента – процесс многогранный: помимо передачи знаний и выработки определенных умений преподаватель влияет на социально-нравственную сферу воспитанника. Положительное воздействие возможно только при эмоциональной гармонии со студентами и совместной целенаправленной деятельности с ними. Учет состояния, настроения, мотивов воспитанников, тактичность в деловом общении с ними значительно повышают эффективность педагогического воздействия, обусловливают позитивную динамику в личностном развитии обучающихся.
Сущность деятельности преподавателя ВУЗа можно определить следующими ее составляющими: во-первых, передача знаний, умений, навыков (преподаватель обучает, сообщает, передает систематические сведения по какому-нибудь предмету); во-вторых, это воспитательное воздействие; в-третьих, оценки и контроль результатов обучения. Сегодня в ведущих странах мира идет процесс гуманизации образования. Гуманистический подход в образовании основывается в основном на научных концепциях К. Роджерса и А. Маслоу. В своей научной концепции К. Роджерс рассматривает человека как субъекта учения, инициирующего и осуществляющего процесс собственного саморазвития. А. Маслоу в своей теории самоактуализации утверждает, что в каждом человеке изначально заложено стремление полностью реализовать себя и для этого он наделен необходимыми возможностями. И, следовательно, с позиции гуманистической концепции: личность – это целостный человек и как субъект собственной жизни, несет ответственность за взаимодействие с внешним миром, включая и других людей, и с миром внутренним, с самим собой. Поэтому в современных условиях обучение приобретает характер обмена мнениями. Преподаватель перестает быть хранителем и передатчиком научных знаний, он помогает студенту ориентироваться в мире научной информации. Равноправное общение становится обязательным условием подлинных субъектных межличностных отношений в рамках образовательного процесса ВУЗа. Равноправные отношения между преподавателем и студентом необходимы для творческого самораскрытия студента. И деятельность преподавателя должна быть направлена на активизацию творческого потенциала студентов, стимулирование их самостоятельности в поиске решений учебных и научных проблем.
Литература: 1. Айнштейн В. Преподаватель и студент: искусство общения // Высшее образование в России. – 2000.- № 6. 2. Алексеева Л., Шалдыбина Н. Интеграционные процессы в образовании и профессионализм преподавателей высшей школы. – М., 2003. 3. Андреев А. Подготовка преподавателей высшей школы // Высшее образование в России. – 2006.- № 5. – С. 160-162.
Задание для самостоятельной работы: Назовите, какие основные цели своей деятельности преподаватель реализует на занятиях со студентами сегодня и как преподавателю ВУЗа следует строить деловые отношения со студентами, чтобы достигнуть этих целей?
|