Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Набор и отбор работников
Одна из составных частей кадровой политики – это подбор персонала. Цель подбора кадров состоит в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учетом будущих организационных и кадровых изменений: увольнения, перемещения, ухода на пенсию. В крупных организациях подбор персонала осуществляет отдел кадров. Научный подход к подбору кадров предполагает разработку требований к той или иной должности, чтобы при появлении претендента можно было сравнить данные характеристики с требованиями к должности. Для этого необходимо в деталях знать, какие задачи работники будут выполнять. Существует несколько методов анализа содержания работы: наблюдение за работником и регистрация всех выполняемых им действий; сбор информации посредством собеседования с работником или его непосредственным начальником; описание своей работы дает сам работник. На основе полученной информации и типовых справочников создается должностная инструкция, которая включает перечень обязанностей, знаний и умений. По каждой специальности может быть разработана профессиограмма. В ней указываются особенности данной профессиональной деятельности, основные действия, операции, их последовательность, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, физическая и интеллектуальная тяжесть труда, используемое оборудование. В связи с тем, что неточности в подборе персонала отрицательно сказываются на коллективе, руководителе и самом работнике, необходимо учитывать следующие рекомендации: - оценить достаточность информации для принятия решения; - определить позиции сторон, мотивы их поступков, ожидания; - обратить внимание на моральные аспекты поведения и ожидания; - если есть возможность, оценить степень риска того или иного решения для каждой из сторон; - сформулировать наиболее предпочтительный вариант для выхода из ситуации. При решении вопроса о найме необходимо уточнить, где искать потенциальных работников, т.е. уточнить источники привлечения персонала. В случае обращения к внешнему рынку труда велика вероятность получения работника с качествами, которые не могут быть выявлены на стадии приема и испытательного срока, т.к. человек может их скрывать сознательно. Кроме того, появление новичка требует адаптации его с коллективом, условиями и средствами труда. В тоже время свежий взгляд на состояние дел в коллективе может способствовать появлению новых идей. При этом не исключена возможность разрушения нормального коллектива вновь принятой конфликтной личностью, и поэтому не следует экономить средства на выявление истинных профессиональных и личностных качествах претендентов. Источниками подбора кадров из внешнего рынка могут быть: - центры занятости; - учебные заведения; - случайные претенденты; - прежние сотрудники, уволившиеся ранее. Самыми массовыми методами набора персонала на внешнем рынке являются подача заявок в Центры занятости, ВУЗы и другие учебные заведения, набор по объявлениям претендентов, а также размещение объявлений о наборе в средствах массовой информации. При составлении объявлений о приеме на работу необходимо, чтобы они содержали следующую информацию: 1) о ключевых элементах работы; 2) о требуемой квалификации; 3) о местонахождении предприятия, контактных телефонах; 4) о правовом статусе предприятия; 5) о предполагаемом уровне оплаты. Методы набора персонала из внутренних источников, т.е. из работников самого предприятия: 1 Внутренний конкурс. Здесь служба персонала рассылает по всем подразделениям информацию об открывшихся вакансиях и о предъявляемых требованиях. 2 Совмещение профессий и должностей. 3 Ротация. Весьма эффективна для предприятий, находящихся в стадии интенсивного роста. Возможны следующие варианты ротации: - повышение (или понижение) в должности с расширением должностных обязанностей; - повышение уровня квалификации, сопровождающееся поручением более сложных задач, не влекущих за собой повышение в должности, но сопровождающихся повышением заработной платы; - смена круга обязанностей, не вызывающая повышение квалификации и не влекущая роста заработной платы. Отбор кадров – процесс изучения профессиональных и деловых качеств претендентов с целью установления их пригодности для выполнения определенной работы. Процедура эта сложная и дорогостоящая, поэтому проводится поэтапно: 1) предварительный отбор или беседа; 2) заполнение бланков или анкетирование; 3) собеседование; 4) тестирование; 5) проверка рекомендаций; 6) медицинский осмотр (при необходимости); 7) принятие окончательного решения. Предварительный отбор следует за фазой поиска. Он включает в себя отсев неподходящих кандидатов на основании документов (по полу, возрасту, образованию). После этого тем, кто попал в более узкий круг претендентов, предлагается заполнить бланки анкеты и автобиографии (ФИО, место жительства, дата и место рождения, семейное положение, образование, работа по профессии, повышение квалификации и т.д.). Анкетирование позволяет больше узнать о предыдущем опыте работы, профессиональных склонностях, личных увлечениях и интересах. Количество пунктов анкеты должно быть минимальным, они должны касаться прошлой работы, ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, склада ума претендента. Вопросы анкеты должны быть нейтральными, т.е. предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа от ответа. Собеседование – основной метод отбора. Его суть в том, что это активный обмен информацией между представителем организации и кандидатом на вакантную должность. Цель интервью – это оценка деловых и личных качеств собеседника таких как: - профессиональные знания и опыт; - степень заинтересованности в данной работе; - актуальность жизненных позиций; - степень самостоятельности в принятии решения и ответственности за результаты своей работы; - стремление к лидерству, способность руководить и готовность подчинятся; - способность творчески решать проблемы; - готовность к риску; - степень самокритичности; - честность и порядочность; - умение хорошо говорить и слушать; - внешность и манера поведения. Собеседование должно выполнить 4 главные задачи: 1) собрать подробную информацию о кандидате; 2) дать кандидату всю открытую информацию о работе; 3) решить, сможет ли кандидат вписаться в сложившийся коллектив; 4) убедить кандидата в правильности сделанного выбора, если он принят. Оценка кандидата должна быть произведена непосредственно после собеседования, в противном случае острота восприятия исчезнет и можно упустить важные детали. Отборочное собеседование несмотря на его широкое применение, не является идеальным методом и требует тренировки навыков и умений: умение ставить вопросы, контролировать ход беседы в желаемом направлении и т.д. Рекомендации эффективного проведения собеседования: 1 установите взаимопонимание с кандидатом и дайте возможность почувствовать себя свободным; 2 концентрируйте внимание на требованиях к работе; 3 не оценивайте по первому впечатлению, подождите, пока не получите всю информацию; 4 подготовьте комплект вопросов, которые необходимо задать и будьте готовы, чтобы исследовать другие возникшие вопросы; Тестирование. При отборе претендентов, особенно на руководящие должности, внимание должно уделяться не только профессионализму, но и оценке качеств и черт характера. Для этого чаще всего используется 3 типа тестов: 1) на квалификационные знания; 2) на общий уровень развития интеллекта; 3) на наличие и степень проявления личностных качеств. После проверки рекомендаций и медицинского осмотра (при необходимости) принимается решение о приеме кандидата на должность. В последнее время все большее распространение получает практика приема на работу с испытательным сроком.
|