Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Географический детерминизм и мальтузианство. Техногенная эра, экологический императив и будущее человечества






Оценивая значение природы в жизни общества, некоторые мыслители приходили к выводу, что она полностью определяет его развитие. Указывая на гармонию и красоту природы, один из представителей философского романтизма — Ж. Ж. Руссо утверждал, что выделение человечества из природы и переход его к цивилизации (которую он характеризовал как порочную) является источником всех бед и несчастий людей. Сохранение же органического единства с природой — залог благополучия общества, каждого человека. Истинность и ценность суждений о единстве общества и природы особенно ясны нам сегодня.

На решающую роль природы в развитии общества указывали античный мыслитель Геродот и мыслители Нового времени Ш. Монтескье, А. Тюрго и др. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, словом, всю их общественную и личную жизнь. Так, Ш. Монтескье утверждал, что климат, почвы и географическое положение страны являются причиной существования различных форм государственной власти и законодательства, определяют психологию людей и склад их характера. Он писал, что «народы жарких климатов робки как старики, народы холодных климатов отважны как юноши» (Монтескъе Ш.Л. О духе законов. Избр произв. М., 1966. С. 350). По его мнению, климат и географическая среда определяют «характер ума и страсти сердца», что неизбежно сказывается на психологии людей, характере их искусства, нравов и законов.

Для отечественного мыслителя Л. Н. Мечникова (1838-1888) определяющим фактором в развитии общества всегда была вода. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Это была " речная" цивилизация. Затем возникает средиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с обладанием морскими пространствами. С открытием Америки возникает глобальная океаническая цивилизация.

Географический детерминизм выступил вначале как антирелигиозное учение, стремившееся доказать земное происхождение общественных порядков. Однако со временем он переродился в так называемую геополитику, т.е. теорию и политическую доктрину, согласно которым в качестве главного условия развития той или иной страны выступает расширение ее территории, жизненного пространства, сфер ее жизненных интересов. Термин этот был введен шведским ученым Р. Челленом и означал учение о государстве как географическом и биологическом организме, стремящемся к постоянному расширению. Основные понятия геополитики - " жизненное пространство", " естественные границы". Такой подход сближает геополитику с расистскими и фашистскими доктринами.

Одной из важнейших глобальных проблем, связанных с географической средой, является современная демографическая ситуация. В свое время английский экономист и священник Т. Мальтус (1766—1834) сформулировал закон динамики народонаселения, *

Дополнительная информация:

Народонаселение является естественным фактором развития общества. Под народонаселением понимается вся совокупность людей, проживающих в различных странах, частях света, на Земле в целом.

Народонаселение характеризуется следующими параметрами: численностью (есть определённый минимум людей, без которых невозможна ни материальная, ни духовная деятельность), плотностью (число на кв.км.), темпом роста (прирост населения: рождаемость - смертность), компактностью (т.е. распределение людей по территории). Все эти параметры народонаселения являются важными в развитии общества и оказывают на него большое влияние, но они не являются определяющими в историческом развитии общества. Известно, что плотность населения в Пакистане намного выше чем в США, если бы плотность населения была решающей в развитии общества, то Пакистан должен быть в своём развитии выше США, однако, в действительности Пакистан намного отстаёт в экономическом развитии от США. Тоже можно сказать и относительно такого параметра как численность населения. Например, по численности населения Индия превосходит США, однако, по уровню развития она отстаёт от США. Не является определяющим в развитии общества и темп роста населения. Параметры народонаселения могут либо ускорять, либо сдерживать развитие общества.

При определении, например, исходных возможностей развития производства в той или иной стране необходимо учитывать не только природные но и демографические факторы.

Изменения в народонаселении связаны с общим ходом социального прогресса и состоянием экономики любого общества, поэтому прогнозирование динамики и качественных характеристик народонаселения - неотъемлемая часть социально-экономической политики любого современного государства. Однако процессы роста общественного богатства и населения отнюдь не являются пропорциональными. Так, экономически богатые страны, как правило, имеют весьма низкий и даже нулевой уровень прироста населения, несмотря на меры по стимулированию рождаемости, а в развивающихся странах этот уровень гораздо выше, несмотря на низкий уровень медицинского обслуживания и высокую детскую смертность. Во многих странах рост производства продовольственных товаров искусственно сдерживается, в других ощущается его острая нехватка. Способность природы обеспечивать человечество продуктами питания напрямую связана с умением контролировать экологическую ситуацию, с безотходностью промышленного производства, использованием новых видов энергии, общим уровнем развития науки и техники и принципиально новым отношением человека к освоению природы. Это ставит демографическую проблему в ряд других глобальных проблем современности и показывает их неразрывную взаимосвязь. Только объединив все свои усилия, человечество будет способно справиться с ними и выйти на новый виток социального прогресса.

Так, например, успешное решение проблемы разоружения, позволит выделить новые средства на медицину, безотходные технологии, новые методы освоения и восстановления почвенных и водных ресурсов планеты. Несмотря на то, что Мальтус и его последователи предлагают в качестве лечения чрезмерно расплодившегося человечества опустошительные войны, вся наша современная социальная практика показывает, что такой способ регуляции населения подобен лечению зубной боли при помощи гильотины, поскольку, современные методы ведения войны оставляют после себя выжженную пустыню, на которой многие десятки лет ничего не будет произрастать. Объединение усилий для выживания, а не для истребления - вот первая насущнейшая задача всего человечества.

____________________________________________________________________

в котором попытался выразить соотношение роста населения и возможностей его обеспечения средствами питания. Он исходил из того, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а производство продуктов питания — в арифметической прогрессии, т.е. существенно отстает от роста народонаселения. Отсюда делались выводы о возможном мировом голоде и гибели человечества вследствие перенаселения планеты.*

Дополнительная информация:

Основные работы Т. Мальтуса приходятся на конец XVIII - первую треть XIX века. Его главный труд " Опыт о законе народонаселения" был издан на рубеже этих столетий и привлек к себе большое внимание. Т. Мальтус выдвинул следующее положение: " Если размножение населения не встречает никакого препятствия, то оно удваивается каждые 25 лет и возрастает в геометрической прогрессии... Средства [же] существования при самых благоприятных условиях для труда ни в каком случае не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии" (Указ. соч. СПб., 1868. Т. 1. С. 99, 102.). Т. Мальтус не был материалистом в целом; он ссылался на божественную силу как на исходный фактор общественного развития. Ему были близки и непосредственные духовные факторы, связанные с обычаями, познанием и т.п. Вместе с тем он считал, что рост численности народонаселения есть фактор социального развития. Численность населения не является все же постоянным фактором прогресса. При достижении определенного уровня численность народонаселения может стать тормозом, а затем и угрозой развитию общества. Здесь Т. Мальтус во многом прав. Создание книги, фактически посвященной материальному фактору и обоснованию его позитивного и негативного значений (в разных условиях), дает основание причислять его с известными оговорками к материалистическому направлению.

Концепция Т. Мальтуса не была апологетической по отношению к существовавшему тогда в Западной Европе строю (как оценивали до недавних пор его теорию в марксизме). Т. Мальтус был встревожен ростом нищеты во многих странах и обращал внимание на то, что если не принять каких-то действенных мер по ослаблению обнаруженного им противоречия, то изменения в обществе могут стать негативными (революции, войны, эпидемии и т.п.). Он видел выход из положения в обуздании половой распущенности, в регулировании рождаемости, в улучшении средств обработки земель (с целью увеличения урожайности земли) и т.п. Однако имя Т. Мальтуса, поставившего важную социальную проблему (в чем, кстати, надо видеть его историческую заслугу), стало использоваться для целей, далеких от науки.

С конца XIX столетия и особенно в первой половине XX века возникло и широко распространилось неомальтузианство, стремящееся объяснить все отрицательные стороны нашей жизни быстрым ростом народонаселения. Неомальтузианство вместе с геополитикой вошло неотъемлемым элементом в идеологию нацистов и империалистических кругов Японии в 30-х - первой половине 40-х годов. Неомальтузианцы последних десятилетий утверждают, будто наступающий экологический кризис общества имеет главной причиной быстрый рост народонаселения, и " избыток населения" следует любой ценой ликвидировать. Так, X. Шмутцер заявил в 1986 году, что единственным средством, которое мировые державы еще имеют в резерве, если не одержит верх здравый смысл, чтобы сократить невыносимое число лишнего народонаселения, является нейтронная бомба.

Наряду с антигуманистичным неомальтузианством имеется, что следует отметить, и прямо противоположная философская установка, основывающаяся на учете угрозы развитию человечества на Земле из-за роста народонаселения и в то же время преследующая гуманные цели: сохранение жизни (даже воскрешение из мертвых) и переселение части населения Земли на другие планеты космоса (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский).

____________________________________________________________________

Хотя Мальтус поставил вполне реальную проблему возможностей обеспечения питанием быстро растущего населения Земли, которую решает и современное человечество, он решал ее слишком прямолинейно, без учета многих факторов общественной жизни. Речь идет, прежде всего, о развитии материального производства, существенно расширяющего возможности решения проблем продовольствия путем более рационального использования природы. Не учитывались и возможности науки, способной помочь в решении указанной проблемы. Наконец, нельзя не учитывать культурно-этическую сторону развития потребления, ограничения последнего до разумного уровня. Важное значение имеет формирование разумных потребностей людей, в чем проявляется их подлинная культура. Эти стороны проблемы потребления и возможности сознательного воздействия на него не учитывались Мальтусом и его единомышленниками. Не учитываются они и современными мальтузианцами.

Разумеется, далеко не все мыслители разделяют взгляды мальтузианцев. Многие ученые говорят о далеко не использованных ресурсах планеты, в том числе находящихся на Земле и в Мировом океане. Обосновывается вывод о том, что при современной технике можно использовать в хозяйственных целях 13, 4 млрд. гектаров доступной для обработки земли. Пока что в этих целях используется только 1, 5 млрд. гектаров земли (10, 8%). Резервы очевидны. В среднем на каждого жителя планеты приходится сегодня 1 гектар земли, однако эта величина снижается в связи с ростом народонаселения и с тем, что часть земли выпадает из сельскохозяйственного оборота, поскольку используется на нужды промышленности, строительства и т.д. Это вызывает тревогу. И все-таки, по данным экспертов ООН, человечество уже сегодня может ввести в оборот столько же пахотной земли, сколько ее имеется на данный момент (Сытник К.М., Брайон А.В., Гордецкий А.В. Биосфера, экология, охрана природы. Киев, 1987. С. 239.). Огромные резервы имеются в освоении пустынь, гор, северной части планеты, Мирового океана. Сегодня продукты Мирового океана составляют не более двух процентов потребляемой человечеством пищи. В основном это рыба. Другие его продукты добываются и потребляются пока в ничтожном количестве.

Таким образом, человечество еще имеет возможности более или менее успешно решать продовольственную проблему за счет рационального потребления и воспроизводства природных продуктов. Эти возможности, однако, далеко не одинаковы в разных регионах и странах. Все зависит от природных богатств страны, уровня развития ее производительных сил, а также от количества населения и его структуры, скажем, от соотношения работоспособных и неработоспособных слоев населения.

В XX-м столетии благодаря развитию научно-технической революции общество вступило в техногенную эру своего развития. Влияние науки и техники на человека и его общество стало главным источником современных изменений. Фактически, создаётся искусственная среда обитания человека. Человек благодаря генетике видоизменяет растительный и животный мир, всё больше появляется плодов, овощей и других сельскохозяйственных культур, животных, несуществующих в естественной природе. Развитие и расширение городов, транспортной техники, совершенствование производительных сил приводит с одной стороны, к обеспечению домашнего уюта, комфортности многих рабочих мест, с другой стороны, наносит огромный вред окружающей среде и приводит к глобальному экологическому кризису, что отрицательно сказывается на здоровье человека. В этой связи, само время потребовало у человечества выработки экологического императива, от соблюдения которого зависит выживание всего человечества. Императив – (от лат. требование, приказ, закон) устанавливает формы и принципы, которым нужно следовать в поведении. Экологический императив выражает безусловное, неуклонное выполнение принципов экологической этики. Предполагает осознанного принципа примата биосферы, первичности экологического сознания и мышления по отношению к материально-экономическому фактору и способу производства. Это требует ломки стереотипа мышления, по которому главными являются экономические потребности, а биосфера второстепенна.

Термины, необходимые для запоминания:

Географическая среда – совокупность предметов и явлений живой и неживой природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлечённых на данном историческом этапе в процесс общественной жизни и составляющих необходимое условие существования и развития всякого общества.

Биосфера (греч. bios – жизнь и sphaira - шар) – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью.

Ноосфера (греч. noos — ум, разум) – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Антропосоциогенез - происхождение человека и общества в целом.

Этногенез (греч. этнос - народ) - возникновение народа.

Географический детерминизм – концепция утверждающая, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений.

Геополитика – политическая доктрина, согласно которой в качестве главного условия развития той или иной страны выступает расширение ее территории, жизненного пространства, сфер ее жизненных интересов.

Императив – (лат. - требование, приказ, закон) – категория, устанавливающая формы и принципы, которым нужно следовать в поведении.

Экологический императив – требование, выражающее безусловное, неуклонное выполнение принципов экологической этики.

 

 

Вопросы для закрепления материала:

1.Каков характер взаимодействия природы и общества?

2.Что относят к природным предпосылкам исторического развития общества?

3.Что понимается под географической средой?

4.Дайте понятие географического детерминизма.

5.В чём сущность геополитики?

6.Какова роль географической среды в развитии общества?

7.Дайте определение понятию антропосоциогенезу.

8.Какие существуют взгляды на проблему антропосоциогенеза?

9.Каковы первые социальные механизмы становления общества?

10.Дайете понятие народонаселения.

11.Дайте характеристику демографическим факторам.

12.Какова роль демографических факторов в развитии общества?

13.Раскройте сущность теории Т. Мальтуса.

14.Что понимается под экологическим императивом?

15.Чем обусловлено становление техногенной эры?

 

Литература:

Список основной литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.: ПБОЮЛ, 2002.

2. Кохановский В.П. Философия: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

3. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2003.

5. Философия: Учебное пособие. - М.: Издательство РДЛ, 2002.

 

Дополнительная литература

6. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

7. Баландин Р. К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.: Знание, 1988.

8. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

9. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.

10. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2002.

11. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

12. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь, М., 1973.

13. Философский энциклопедический словарь. М., 2001.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал