Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура культуры и ее основные элементы
Определив понятие культуры, ознакомившись с подходами к ее осмыслению и определив важнейшие функции этого феномена, приступим к изучению структуры (внутреннего строения) культуры, являющейся предметом раздела культурологии – морфологии культуры. Первоначально можно формально представить структуру культуры как единство духовной и материальной культур, далее же выделить хозяйственную, социальную и физическую культуру. Таким образом, мы можем представить культуру как единство пяти ее взаимосвязанных основных элементов и условно выразить это в следующей схеме:
Где: 1 – материальная культура; 2 – духовная культура; 3 – хозяйственная культура; 4 – социальная культура; 5 – физическая культура.
Охарактеризуем выделенные нами элементы культуры более подробно. 1. Материальная культура. К этому элементу относится все, что возможно отнести к искусственной среде обитания человечества, ко «второй природе». Материальная культура – это процесс и результат материальной деятельности человека. 2. Духовная культура. В ней можно выделить четыре сферы: а) Проективная – предшествует материальной практике, предоставляя ей идеальные модели будущих конструкций. б) Познавательная – совокупность знаний, упорядочивающих интеллекту- альные инициативы людей. в) Ценностно-ориентационная – способствует осмыслению познавательной деятельности человека, может быть представлена тремя подсистемами: - моральной культурой, дающей нормативно-ценностную ориентацию индивидам и социальным группам; - художественной культурой, ценностно-эмоциональным элементом духовной культуры, центральным звеном которого является искусство; - религиозная культура, в которой, в свою очередь, можно выделить идеологический и психологический уровни. г) Духовное общение – проявляется во многих конкретных формах, определяемых особенностями предмета коммуникации. В целом духовная культура способствует созданию образов индивидуального и общественного сознания – духовных ценностей, идей, знаний и т.п. 3. Хозяйственная культура. К ней относятся не только технические средства материального производства и его вещественные плоды, но и динамично обновляющиеся способы (технологии) производительной деятельности, и культура производства. Хозяйственная культура детерминируется, прежде всего, экономической деятельностью – созданием и постоянным усовершенствованием средств производства, производственными отношениями и хозяйственным творчеством человека. 4. Социальная культура определяется производством, развитием и совершенствованием общественных условий жизни. В рамках этого элемента культуры выделяют, прежде всего, политическую и правовую культуры. 5. Физическая культура. Это понятие намного объемнее привычного нам еще со средней школы. В физической культуре можно выделить четыре сферы: а) Культура воспроизводства человеческого рода – способы поведения человека в сфере интимных отношений, становление подрастающего поколения и передача ему накопленных знаний. б) Физкультура в знакомом нам узком значении и спорт. в) Здоровый образ жизни – культура питания, организация труда и досуга, постоянная забота о здоровье человека и его окружающих, отсутствие вредных привычек и т.д. г) Деятельность в области медицины. Не следует забывать об условности любого деления, в том числе и приведенного деления культуры на элементы. Простое суммирование частей не дает полного представления о целом, поэтому культуру необходимо рассматривать системно, в единстве ее элементов и в многообразии конкретных форм. Мировая культура пестра и богата, неисчерпаема в своих проявлениях, имеет массу модификаций и переходных форм. Тем не менее, для нее всегда характерны такие общие черты, как: - внебиологичность, выступающая в качестве первичной основы культуры; - технологичность, то есть наличие механизмов преобразовательной дея- тельности человека по отношению к природе; - продуктивность, определяющая творческий характер бытия человека в окружающем мире; - стереотипичность – способность к самовоспроизводству культуры. Первоосновой любой культуры является язык – понятийно-логический аппарат, который в той или иной мере, присущ мировосприятию каждого народа. Язык не просто средство общения между людьми, но и один из главных способов освоения человеком окружающего его мира. Конечно, способ понятийно-логического упорядочивания и восприятия мира во многом определяется типом хозяйственной деятельности, но и она, в свою очередь, испытывает на себе обратное воздействие со стороны языковых структур. При этом язык может быть выражен не только в речевой форме, но и жестом, мимикой, обрядом, танцем, музыкой, а на более позднем этапе развития первобытного человеческого общества язык закрепляется в знаковой системе – письменности. Не менее значимы для культуры знания и убеждения. Если знания содержат в себе определенные сведения, информацию об окружающем мире в виде мифологических, религиозных, философских, научных представлений, технических и обыденно-практических навыков, то убеждения являются значительно более эмоционально окрашенными, в них содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной жизни и деятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения. Убеждение – это определенное состояние человека, для которого характерно единство интеллектуального, эмоционально-чувственного и волевого компонентов. Это умственное переживание знания как личностно-значимого, наполненного энергией воли. Убеждения, носящие социальный характер, выражают себя в традициях, ритуалах, эталонах поведения, во всем том, что считается общественно-значимым для той или иной культуры. Убеждения как единство знаний, эмоций и воли выступают в самых разнообразных формах. Среди них наиболее важными являются ценности и ценностные ориентации людей, социальные установки, мотивы и принципы поведения. Ценности – это определяющий элемент культуры, ее ядро; они затрагивают все сферы деятельности людей – от природных явлений до политического устройства общества, от технических изобретений до элементарного этикета. Ценности и оценки придают конкретный смысл как самим явлениям культуры, так и деятельности людей по поводу них, регулируют и направляют эту деятельность на достижение наиболее значимых целей, решение самых важных задач и наиболее острых проблем современности. Мир ценностей в своем верхнем ярусе образует так называемую общественную идеологию. Но сама идеология также имеет несколько ярусов. Первый – базисный или общечеловеческий, в котором находят свое выражение общечеловеческие гуманистические ценности и идеалы. Эта система идеологических взглядов и принципов должна быть доминирующей в культуре любого общества. Второй ярус идеологии образуют общенациональные ценности, которые зачастую фиксируются в конституциях конкретных государств. Третий ярус идеологии выражает специфические интересы определенных классов, социальных групп и слоев, политических партий и профессиональных объединений. При этом в подлинно цивилизованном обществе различные частные идеологии не должны противоречить в своей основе общенациональным и, тем более, общечеловеческим, универсальным ценностям, идеалам и устремлениям.
|