Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика отраслей права Республики Беларусь.




Конституционное право – это ведущая отрасль права. Она закрепляет с помощью правовых норм и институтов общественное и государственное устройство, организацию и принципы деятельности органов государственной власти и управления, а также основные права, свободы, обязанности граждан. Административное право регулирует организационно-властные отношения, связанные с исполнительно-распределительной деятельностью органов государства. К административному праву относится правовое регулирования деятельности министерств, других центральных и местных органов государственного управления в области регулирования экономикой, социально-культурной сферой, обороной, безопасностью и т.д. Гражданское право регулирует имущественные отношения между равноправными собственниками, некоторые отношения не имущественного характера по поводу защиты определенных личных благ (например: чести, достоинства, деловой репутации и т.д.). Регулирует отношения в области имущественного, авторского, изобретательного права, наследственного права, права на открытие и т.д. Уголовное право определяет, какие общественно-опасные деяния признаются преступлениями и какие наказания предусматриваются за их совершение. Финансовое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в области бюджета, налогов, кредита, банковского дела, страхования, денежного обращения и финансового контроля. Семейное право охватывает нормы, устанавливающие порядок и условие вступления в брак, развода, регулирует личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, отношения, возникающие в связи с усыновлением, опекой, попечительством, принятием детей на воспитание и т.д.

Нормативно-правовой акт - это письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение”. Нормативно правовой акт - это официальный документ, в котором содержатся общеобязательные правила поведения, обращённые к относительно неопределённому кругу субъектов (например, граждане, лица, проживающие в зоне радиационного контроля и т.д.) и который действует постоянно, до его официальной отмены (3, стр. 339). Этим он отличается от актов, которые не обладают признаками нормативности (правовые акты, принимаемые с целью осуществления конкретных мероприятий или рассчитанные на иное однократное применение). Индивидуальные юридические акты также не являются нормативными. Например, когда судья выносит приговор по уголовному делу, он применяет соответствующие юридические нормы к конкретному лицу. Такой акт носит правоприменительный характер. Уже существующая, действующая правовая норма, которая содержится в нормативно-правовом акте, применяется соответствующим должностным лицом. Нормативно-правовые акты: -дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвлённую структуру органов с определёнными правотворческими полномочиями и значительным объёмом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов; -иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить; -конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках (1, стр.198). В любом современном государстве источники права упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определённый правовой режим.(11, стр. 201).Структура нормативно-правового акта. Преамбула - вступительная часть, содержащая информацию о причинах, условиях и целях его принятия, предмете и методе его правового регулирования. Включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается (38, ст. 1) В большинстве стран после преамбулы нормативного акта обязательна глава «Термины и понятия». Статьи и пункты, на которые подразделяется текст нормативного правового акта - основные структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Исторический опыт правотворчества выработал правило сплошной нумерации статей и (или) пунктов независимо от нумерации глав (8, стр. 28). Данное положение применяется практически во всех цивилизованных странах. Общая часть кодифицированного нормативного правового акта должна содержать (38, ст. 1, 29) фундаментальные положения (принципы, определения понятий, основные институты); 2)специализированные нормативные положения (презумпции, преюдиции); 3)иные исходные нормативные положения, которые характеризуются высокой степенью обобщенности, стабильности и закладывают правовую основу использования (применения) норм Особенной части. Особенная часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать нормы, которые обозначают (38, ст29): 1) вид и меру (правила) возможного и должного поведения (юридические права и обязанности); 2) вид и меру негативных (отрицательных) последствий возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность). С пределами действия нормативного акта связано осуществление требований законности. Эти пределы должны быть регламентированы так, чтобы принятые нормативные акты своевременно вводились в действие, старые отменялись, строго определялась их субординация, не допускались случаи произвольного применения акта к отношениям, которые не попадают в сферу его функционирования. (1, стр.237-238). Действие нормативно-правового акта во времени ограничено моментом вступления в юридическую силу (38. Ст. 66) и моментом утраты юридической силы (38, ст.58). Временные рамки определяют такие понятия, как обратная сила (ретроактивность) нормативно-правового акта (3, стр.361) и переживание действия (ультраактивность) нормативно-правового акта (20, стр. 11). Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте, или в специальном сопутствующем документе. Называется конкретная дата, причем чаще всего срок между принятием и введением в действие нормативно-правового акта не превышает одного-трех месяцев. Если же принимается, достаточно сложный, важный нормативно- правовой акт, то срок между принятием и введением его в действие может быть и больше (3, стр. 361). Так, Гражданский кодекс Республики Беларусь был принят Палатой представителей 28 октября 1998 года., одобрен советом Республики 19 ноября 1998 года, подписан Президентом Республики Беларусь 7 декабря 1998 года, а введен в действие с 1 июля 1999 года. Срок между принятием и введением в действие увеличивается и в случае невозможности или нецелесообразности немедленной реализации предписаний, содержащихся в нормативно-правовом акте. Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно, в этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий (38, Ст.6). Так, Указ Президента Республики Беларусь № 117 от 07 марта 2000 года «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров.» введен в действие с 10 марта 2000 года, в то же время его положения о наказаниях в виде штрафа вводятся в действие с 01 июля 2000 года. Один из наиболее популярных в последнее время сроков, на которые указывают при вступлении нормативно-правовых актов высших органов государства в юридическую силу - с момента опубликования (38, ст. 62).

Именно этот Основной Закон государства регулирует все стороны его жизнедеятельности, определяет политические, экономические, социальные и другие основы государственности. И от того, насколько мы знаем этот Основной Закон государства, насколько следуем ему в своей повседневной деятельности, зависит наше будущее, будущее нашей страны, будущее наших потомков. Быть гражданином своей страны — значит любить свою страну, а чтобы ее любить - надо ее знать. Это обязательный элемент в жизни каждого человека, когда освоение политико-правовых отношений человека с государством вызывает гражданскую зрелость, ответственность и потребность в деятельности во благо страны, во благо своего народа. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь. Слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution» - установление, устройство. Конституция - это Основной Закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституцию можно определить как нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует второе название - Основной Закон. Во-первых, Конституция устанавливает особый объект регулирования. Чаще всего в конституциях регулируется механизм решения общегосударственных вопросов. Во-вторых, Конституция принимается особым субъектом. Существуют различные способы принятия конституций. Например, основные законы Лихтенштейна, Непала были «дарованы» народу монархом. Такой же характер носили конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента. Общепризнанные легитимные способы принятия конституции - с помощью учредительного собрания или референдума. Первым способом, например, была принята ныне действующая Конституция США (Конституционным конвентом в 1787 году), а также Конституции Италии (1947 год), Индии (1948 год), Болгарии и Румынии (1991 год); а вторым (референдумом) - во Франции (1958 год), Испании (1978 год), Российской Федерации (1993 год), Армении (1995 год). Во многих странах конституция принимается парламентом (Украина - 1996 год, Молдова - 1994 год, Узбекистан - 1992 год, Грузия, Польша, Нидерланды, Вьетнам, Мозамбик и др.). В Республике Беларусь Конституция была принята в 1994 году, а в 1996 и 2004 годах в нее были внесены некоторые изменения, принятые на референдуме. Конституции обладают следующими функциями, то есть государственно-общественным предназначением и способами его реализации: Юридическая - Конституция Республики Беларусь является Основным Законом, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений. Политическая - Конституция Республики Беларусь определяет государственный строй, основы отношений личности с государством, является правовой основой политической системы, определяет конституционные рамки избирательной системы. Экономическая - Конституция Республики Беларусь закрепляет две формы собственности: государственную и частную (статья 13). Социальная - Конституция Республики Беларусь (статья 1) провозглашает наше государство социальным. Любая конституция обладает совокупностью различных свойств - юридических, политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждой стране имеют свою специфику и во многом зависят от содержания конституции. Указанные свойства позволяют установить место конституции в общей системе правовых источников государства, определить ее влияние на политическое, экономическое, социальное, духовное развитие общества. В силу того что Конституция Республики Беларусь прежде всего юридический документ, рассмотрим сначала юридические свойства.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал