Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и задачи учебной дисциплины. Рабочая программа, методические указания и контрольные заданияСтр 1 из 20Следующая ⇒
ЭКОЛОГИЯ Рабочая программа, методические указания и контрольные задания Для студентов заочного отделения всех направлений и специализаций Института геологии и нефтегазового дела
Томск 2007
УДК 574
Экология: Рабочая программа, метод. указания и контр. задания для студентов заочного отделения всех направлений и специализаций Института геологии и нефтегазового дела /Сост. Н.В. Крепша.– Томск: Изд. ТПУ, 2007.– 16 с.
Рабочая программа, методические указания и контрольные задания рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры экология и безопасность жизнедеятельности 16 апреля 2007 г. протокол № 52.
Зав. каф. проф., д-р техн. наук_______________ В.Ф. Панин
Аннотация Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экология» предназначены для студентов заочного отделения всех направлений и специализаций Института геологии и нефтегазового дела. Приведено содержание основных тем дисциплины, а также варианты заданий для контрольных работ. Даны методические указания по выполнению контрольных работ.
Цели и задачи учебной дисциплины
Дисциплина ''Экология'' в настоящее время обязательна при подготовке специалистов-геологов при многоуровенной системе обучения в Томском политехническом университете, включая все направления бакалавриата, дипломированных специалистов и магистров. Цель – формирование у студентов экологического мировоззрения и мышления. Задача – ознакомить будущего специалиста с фундаментальными законами общей экологии как биологической науки с учетом геологической профессии; грамотным восприятием общих причинно-следственных закономерностей в биосфере; законами взаимосвязей человека и окружающей среды, ее состоянием, причинами ухудшения, глобальными экологическими проблемами и кризисами, представляющими опасность для дальнейшего развития цивилизации; а также с представлением о человеке, как части природы; о единстве и ценности всего живого; невозможности выживания человечества без сохранения и рационального использования природных и минеральных ресурсов; с основами прикладной экологии – геоэкологией, теория которой рассматривается как основа при решении практических задач рационального природопользования и охраны геологической среды при проведении геологоразведочных работ. Принцип – высшее экологическое образование на базе специального технического для формирования гуманной, фундаментально образованной и профессионально подготовленной личности, которая должна придти в новое тысячелетие с развитым ноосферным мышлением. В результате изучения дисциплины специалист должен ЗНАТЬ: · концептуальные основы популяционной (фундаментальной) экологии; · общие черты глобальных экологических проблем; · пути выхода из экологического кризиса, а также ПОНЯТЬ, что и как может подсказать сама природа для грамотного хозяйствования на Земле; ЗАДУМАТЬСЯ над некоторыми моментами взаимосвязи природы и человека в своей профессиональной деятельности; ОСОЗНАТЬ свою ответственность перед Природой, свое место в ней, зависимость человека от законов существования окружающей его среды. Эта дисциплина связана с общими дисциплинами – физикой, химией, информатикой, общей геологией, петрографией, исторической геологией, так как физические, механические, химические и информационные процессы подчиняются общим законам, происходящим в биосфере. Используются методы технической и горно-геологической графики. Дисциплина “Экология” рассчитана на 70 часов, из них 10 часов лекций и 49 часов самостоятельных занятий. В самостоятельную работу студентов входят: освоение теоретического материала, выполнение контрольных работ. Итоговой формой отчетности является экзамен.
2. Содержание теоретического раздела дисциплины
Часть 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ 1. Введение Предмет, цель и содержание дисциплины. Структура экологии, ее системность. Связь с другими областями научного знания. Основные понятия и определения: экология, геоэкология, биосфера, экосистема, биоценоз, биотоп, энергия. История экологии в России. Человек и природа. Современное состояние экологии в России и Томске. 1.1. Закономерности развития биосферы Биосфера и ее составляющие. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Схема геосфер Земли. Основные свойства биосферы. Примеры круговоротов веществ в биосфере. Модель биотического круговорота вещества. 1.2. Экологические факторы среды и воздействия Классификация экологических факторов. Действие климатических факторов: поступающая от солнца лучистая энергия, влажность воздуха, ветер и атмосферное давление; почвенно-грунтовые факторы. Взаимодействие организмов и экологических факторов. Лимитирующие факторы. Закон внутреннего динамического равновесия. Закон толерантности. Экологическая ниша. Экологические системы и процесс передачи вещества и энергии в них. Основной закон экологии. Организация (структура) экосистем. Синергетика. Продуктивность экосистем. Экологические пирамиды. Динамика и развитие экосистем. Сукцессии. Стабильность и устойчивость экосистем. 1.3. Системные законы экологии О всеобщей связи вещей и явлений в природе и обществе. О законах сохранения. О цене развития, О главном критерии эволюционного отбора. Закон ограниченности ресурсов. Часть 2. СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК – ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА» 2.1. Техносфера и ее роль в формированиилика Земли Ноосфера и ее роль в формировании лика Земли. Понятие техносферы. Классификация территории России по степени экологического неблагополучия. Природно-техногенная система. Проблемы и методы геологического исследования техносферы. 2.2. Человечество в экосистеме Земли Антропогенез и эволюция человека. Основные факторы антропогенеза. Численность человечества. Современный антропогенез и качество людей. Социальные следствия большой группы людей. 2.3. Зональные типы экологической стабилизации ландшафтов России Основные типы экологической дестабилизации ландшафтов суши на территории России: тундры, тайги, дубрав, лесостепей и степей. 2.4. Уязвимые звенья экологической системы мирового океана. Контакт океана с сушей. Контакт океана с атмосферой. Дно океана. Часть 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 3.1. Современное состояние и охрана атмосферы Структура и состав атмосферы. Назначение атмосферы в экосистеме Земли. Классификация загрязняющих атмосферу веществ. Последствия загрязнения атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, смог; их влияние на здоровье людей и окружающую среду. Вред локального загрязнения воздуха. Состояние воздушной среды города Томска. Меры по охране атмосферы. 3.2. Современное состояние и охрана гидросферы Общие сведения. Состав гидросферы. Фундаментальные свойства воды. Назначение воды. Проблема чистой воды. Источники и виды загрязнения гидросферы. Загрязнение поверхностных водоемов: биологическое, химическое и физическое. Загрязнение подземных вод. Качество воды и состояние здоровья населения. Пути выхода из водного кризиса. Парадигма сохранения гидросферы. Пути и принципы организации водопользования и управления водными ресурсами. 3.3. Проблема охраны недр Общие терминологические понятия: земная кора (литосфера), природные ресурсы, природопользование, минеральные ресурсы. Исторические периоды в развитии горнорудного дела и их экологическая значимость. Цепочка ресурсного цикла на современном этапе. Современные черты и особенности горнодобывающей промышленности в России. Полезные ископаемые Томской области. Охрана недр – как часть единой проблемы охраны окружающей среды. Правовая охрана. Инженерная охрана – разработка и внедрение экологически чистых источников энергии и использование малоотходных технологий и производств в горнодобывающей промышленности. Проблемы рационального освоения недр.
|