Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.1. Античная философия






 

Предпосылки возникновения античной философии и основные этапы ее развития.

Ранняя греческая философия

Проблема первоначала в учениях милетских философов Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра и Гераклита из Эфеса. Стихийная диалектика Гераклита и его учение о логосе и противоположностях как источнике развития.

Элейская школа. Учение Парменида о бытии. Апории Зенона и их философский смысл.

Основные черты ранней греческой философии.

Классическая философия

Атомистическое учение Демокрита. Понятие атома и пустоты. Проблема детерминизма.

Сократ: его жизнь и характер философствования. Этический рационализм Сократа как учение о тождестве знаний и добродетели. Диалектика Сократа как метод беседы. Аспекты сократовского метода: ирония и майевтика. Поворот от натурфилософии к проблемам человека.

Платон. Эволюция взглядов Платона. Его учение об идеях как первообразах и причинах вещей. Развитие парменидовской концепции бытия. Учение о душе и познании. Рационализм Платона. Диалектика. Учение о государстве. К.Поппер об идеальном государстве Платона как источнике тоталитаризма.

Аристотель. Критика Аристотелем учения Платона об «идеях». Онтология Аристотеля. Единство материи и формы. Учение о причинах и об Уме-Перводвижителе. Теория познания. Логика и учение о методе: теория силлогизма и теория доказательства. Этика. Учение об обществе и государстве. Модель идеального государства. Идеи о стабилизирующей роли среднего класса. Оценка К.Поппером социальных идей Аристотеля.

Эллинистически-римская философия

Общая характеристика эллинистической эпохи и ее философии. Основные школы эллинистической и римской философии.

Эпикуреизм. Эпикур: жизнь, произведения, школа. Каноника, физика, этика Эпикура. Развитие атомистического учения Демокрита. Принцип удовольствия как основа этики Эпикура. Сенсуализм.

Стоицизм: ранний, средний, поздний. Философские учения Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия. Физика стоиков. Этика как центральная часть философии стоиков. Ее основные принципы: принцип согласия с природой и подчиненность человека судьбе. Проблема соотношения свободы и необходимости в философии стоиков и эпикурейцев: сравнительный анализ. Идеи сознательного смирения с судьбой и социальной пассивности.

Философия киников: Антисфен, Диоген из Синопа, Кратет. Разработка киниками этических проблем и правил поведение: аскесис, апайдеусиа, автаркия. Практическая философия Кратета.

Неоплатонизм. Божественный принцип Плотина как абсолютизация мира идей Платона. Его учение о мировой иерархии как отражение социальной иерархии Римской империи. Понятие эманации. Учение о человеке.

 

План семинара

Ранняя греческая философия

1. Предпосылки возникновения греческой философии.

2. Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

3. Философское учение Гераклита.

4. Основные черты ранней греческой философии.

5. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон.

6. Философия софистов.

Античная философия классического периода

1. Развитие атомистического учения в античной философии: Демокрит, Эпикур, Л.Кар.

2. Этический рационализм Сократа.

3. Философия Платона: а) учение об идеях; трактовка души и тела; б) диалектика Платона; в) социально-политические взгляды.

4. Философия Аристотеля: а) учение о бытии и познании; б) учение о человеке и душе; в) социально-политические взгляды.

Эллинистически-римская философия

1. Особенности эллинистической и римской философии.

2. Стоицизм: ранний, средний, поздний. Философские учения Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия. Этическое учение стоиков.

3. Эпикуреизм (Эпикур, Л.Кар). Развитие Эпикуром атомистического учения Демокрита. Этика. Учение об обществе.

4. Философия киников (Антисфен, Диоген, Кратет).

5. Неоплатонизм. Учение Плотина о мировой иерархии, человеке и обществе.

 

Литература

Учебники

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т.Фролова. –М., 1989. –Ч.1. –Гл.2.

2. История философии в кратком изложении / Пер.с чеш. –М., 1991. –С.67-195.

3. Краткий очерк истории философии. –М., 1981.

4. Рассел Б. История западной философии: В 3 кн. –Новосибирск, 1997.

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –Книга 1. Античность. –СПб., 1994.

6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. –М., 1991.

7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. –М., 1981.

Первосточники

1. Антология мировой философии. –М., 1969. –Т.1. –Ч.1. –С.370-475.

2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. –М., 1975-1984.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. –М., 1979.

4. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –2-е изд. –Т.40. –С.147-197.

5. Материалисты Древней Греции. –М., 1976.

6. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. –М., 1991. –Ч.1. –С.130-176.

7. Платон. Диалоги. –М., 1986.

8. Платон. Сочинения: В 3 т. –М., 1968-1972.

Монографии и статьи

1. Асмус В.Ф. Античная философия. –М., 1976.

2. Богомолов А.С. Античная философия. –М., 1985.

3. Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. –М., 1982.

4. Волков Г. У колыбели науки. –М., 1971.

5. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. –М., 1072.

6. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. –М., 1989.

7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. –М., 1993.

8. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. –М., 1990.

9. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности: ранняя греческая наука о природе. –М., 1991.

10. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. –М., 1991.

11. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: Вопросы теории и истории. –Л., 1989.

12. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. –М., 1992.

13. Фролов Э.Д. Огни диоскуров. Античные теории переустройства общества и государства. –Л., 1984.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы предпосылки возникновения греческой философии?

2. Назовите основные черты ранней греческой философии. Почему ее называют натурфилософией?

3. Раскройте философский смысл фрагментов Гераклита:

а) «Все происходит через борьбу противоположностей»;

б) «Многознание уму не научает»;

в) «Миром правит логос».

4. Кто из античных философов совершил поворот «от космоса к человеку»?

5. Аристофан в своей комедии «Облака» изображает Сократа как софиста и натурфилософа. Прав ли он?

6. Как вы понимаете изречение Протагора «Человек – мера всех вещей»?

7. В чем состоит философский смысл апорий Зенона?

8. Какие коррективы внес Эпикур в атомистическое учение Демокрита и с чем это связано?

9. В чем суть демокритовского понимания пространства?

10. Почему учение Сократа называют «этический рационализм»?

11. Покажите, что учение Аристотеля непоследовательно, и он колеблется между материализмом и идеализмом.

12. Объясните смысл фразы Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже».

13. В чем основные отличия философии Аристотеля от философии Платона?

14. К.Маркс писал, что Эпикур своим атомистическим учением полностью изменил конструкцию мира. Поясните это замечание К.Маркса.

15. М.Хайдеггер отмечал, что понимание бытия, идущее от Парменида и Платона оказало влияние на формирование мировоззрения и ценностных установок западноевропейского человека. Что имел в виду М.Хайдеггер?

16. К.Поппер в своей книге «Открытое общество и его враги» утверждает, что корни тоталитаризма лежат в социальной утопии Платона. Можно ли с ним согласиться? Почему?

17. Как решается проблема соотношения свободы и необходимости в философии стоиков и в философии эпикурейцев? Сравните.

18. Как понимать фразу стоиков: «Мудрого судьба ведет, глупого – тащит»?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал