Философия: конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения / сост. А. П. Мядель: Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет». – Витебск, 2008. – 76 с.
Составитель: к.ф.н., доцент Мядель А.П.
Конспект лекций по философии подготовлен в соответствии с типовой программой учебного курса. Материал пособия способствует формированию у студентов целостного представления о развитии мировой философии, выработке навыков теоретического осмысления актуальных проблем современности.
Рекомендуется студентам, изучающим курс «Философия».
Одобрено кафедрой философии УО " ВГТУ" 12 марта 2008 года, протокол №7.
Рецензент: доцент О.И. Чеснокова
Редактор: ст. преподаватель В.А. Гришанов
Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом УО «Витебский государственный технологический университет»
Ответственный за выпуск: Антонова Н.Н.
Подписано к печати___________ Формат ______________ Уч.-изд. л.________
Печать ризографическая. Тираж ______экз. Заказ _________Цена _________р.
Отпечатано на ризографе УО " Витебский государственный технологический университет "
Лицензия № 02330/0133005 от 01.04.2004г.
210035, г. Витебск, Московский пр-т, 72.
Лекция 1 Круг проблем философии и ее роль в жизни общества
|
|
| 1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы
|
|
| 1.2. Философия как особый тип мировоззрения. Основной вопрос философии и две его стороны
|
|
| 1.3. Функции философии
|
|
Лекция 2 Философия Древнего мира
|
|
| 2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока
|
|
| 2.2. Характерные особенности философии античности
|
|
Лекция 3 Философия средних веков
|
|
| 3.1. Характерные особенности философии Средневековья
|
|
| 3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
|
|
| 4 Философия эпохи Возрождения
|
|
| 4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения
|
|
| 4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения
|
|
| 4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения
|
|
Лекция 5 Философия Нового времени
|
|
| 5.1. Эмпиризм в философии Нового времени
|
|
| 5.2. Рационализм в философии Нового времени
|
|
| 5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения
|
|
Лекция 6 Немецкая классическая философия
|
|
| 6.1. Субъективный идеализм И. Канта
|
|
| 6.2. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля
|
|
| 6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
|
|
Лекция 7 Возникновение и развитие философии марксизма
|
|
| 7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма
|
|
| 7.2. Основные идеи философии марксизма
|
|
| 7.3. Марксизм после Маркса
|
|
Лекция 8 Философия позитивизма
|
|
| 8.1. Классический позитивизм
|
|
| 8.2. Эмпириокритицизм (махизм)
|
|
| 8.3. Неопозитивизм
|
|
Лекция 9 Философский иррационализм
|
|
| 9.1. Иррационализм как философское направление
|
|
| 9.2. Основные темы экзистенциализма
|
|
| 9.3. Эволюция психоаналитической философии
|
|
| 9.4. Прагматизм
|
|
Лекция 10 Основные течения современной западной философии
|
|
| 10.1. Критический рационализм
|
|
| 10.2. Структурализм
|
|
| 10.3. Герменевтика
|
|
Лекция 11 Философия и национальное самосознание
|
|
| 11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии
|
|
| 11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси
|
|
Лекция 12 Исходные категории философского анализа мира
|
|
| 12.1. Бытие и его структура
|
|
| 12.2. Формирование научно-философского понимания материи
|
|
| 12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь
|
|
| 12.4. Пространство и время как формы бытия материи
|
|
Лекция 13 Сознание как предмет философского анализа
|
|
| 13.1. Проблема сознания в истории философии
|
|
| 13.2. Происхождение сознания, его сущность и структура
|
|
Лекция 14 Диалектика и ее альтернативы
|
|
| 14.1. Проблема метода в философии. Принципы материалистической диалектики
|
|
| 14.2. Законы диалектики
|
|
| 14.3. Категории диалектики
|
|
Лекция 15 Проблема человека в философии
|
|
| 15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо
|
|
| 15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность
|
|
| 15.3. Проблема смысла жизни в философии
|
|
Лекция 16 Природа как предмет философского анализа
|
|
| 16.1. Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества
|
|
| 16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения
|
|
Лекция 17 Деятельность и практика
|
|
| 17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности
|
|
| 17.2. Практика и ее виды
|
|
Лекция 18 Познание
|
|
| 18.1. Виды познания. Субъект и объект познания
|
|
| 18.2. Чувственное и рациональное познание
|
|
| 18.3. Проблема истины в философии
|
|
| 18.4. Методы научного познания
|
|
| 18.5. Формы научного познания
|
|
Лекция 19 Философия науки
|
|
| 19.1. Понятие науки, ее структура и функции
|
|
| 19.2. Язык науки. Проблема классификации наук
|
|
| 19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления
|
|
Лекция 20 Общество как объект философского познания
|
|
| 20.1. Основные концепции общественного развития
|
|
| 20.2. Общество как развивающаяся система
|
|
| 20.3. Общественный прогресс и его критерии
|
|
Лекция 21 Ценности и их роль в жизни общества
|
|
| 21.1. Сущность и природа ценностей
|
|
| 21.2. Оценка, ее структура и функции
|
|
| 21.3. Проблема классификации ценностей
|
|
| 21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций
|
|
Лекция 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего
|
|
| 22.1. Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности
|
|
| 22.2. Сущность прогнозирования. Методы научного прогнозирования
|
|
Список рекомендуемой литературы
|
|