Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и элементы формы государства.
Форма правления, форма устройства, форма политического режима. 21. Форма правления государства: понятие и виды. Форма правления - структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. 1.монархические (единоличные, наследственные) 2.республиканские (коллегиальные, выборные) Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит по наследству. Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок передачи верховной власти; представительство монархом государства по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха. Виды: 2. Сословно-представительская - власть монарха ограничена сословно-представител ьским органом (собранием). 3. Абсолютная - верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. 4. Конституционная - власть монарха ограничена в значительной степени представительским органом, ограничение выражено в конституции, которую монарх не в праве изменять. 5. Парламентарная - правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент; лидер партии, обладающей наибольшим количеством мест в Парламенте, становиться главой государства; в законодательной, исполнительной и судебной власти власть монарха - символическая; законодательные акты принимаются Парламентом и формально подписываются монархом; Правительство согласно конституции несет ответственность перед Парламентом, а не перед монархом. Республика - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существование единоличного и коллегиального главы государства, выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов власти; осуществление власти не по собственному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом обязательность решений верховной государственной власти для всех госорганов, преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства. Виды: 1. Парламентарная республика - верховная власть принадлежит Парламенту: Правительство формируется из депутатов Парламента, с коллегиальной ответственностью перед Парламентом за деятельность, в случае потери доверия - уход в отставку. 2. Президентская республика - президент сочетает функции главы государства и правительства, избирается внепарламентскими методами, Правительство - формируется президентом, отвечает перед президентом, а не парламентом. Более широкие права главы государства по сравнению с парламентарной республикой. 22. Форма государственного устройства: понятие и виды. Форма государственного устройства - национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между составными частями государства и местными органами власти. Показывает: какие части имеет внутренняя структура государства; правовое положение отдельных частей и взаимоотношение органов; отношения центральных и местных органов власти; какой государственной формой выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории государства. Унитарное государство - единое гос. образование, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся органам центральной власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Единые конституция, высший представительский, исполнительный и судебный орган, законодательство, гражданство, денежная система, налоговая и кредитная политика. Составные части суверенитетом не обладают (нет законодательства, армии и т.д.), но обладают самостоятельностью – самоуправление; допускается национальная и законодательная автономия для малочисленных наций; внешние сношения осуществляются центральными органами власти, единые вооруженные силы. Федерация - добровольное объединение нескольких ранее независимых государств в одно союзное государство. Состоит из территорий субъектов, верховная судебная, законодательная и исполнительная власть принадлежит федеральным органам. Разграничение полномочий межу федерацией и субъектами регулируется федеральной конституцией. Субъекты имеют право принятия собственных конституций и имеют свои высшие суд, законодательные и исполнительные органы. Единое федеральное гражданство и гражданство субъектов. Представление внешнеполитической деятельности - федеральные органы власти. При федеральном Парламенте есть палата, представляющая интересы субъектов. Виды: 1.Территориальная федерация. Территориальные образования не являются суверенными государствами, разграничение компетенции и полномочий; нет права прямого представительства в международных органах; запрещен односторонний выход из союза, управление армией осуществляется на союзном уровне. 2.Национальные федерации. Субъекты - национальные государства и национально-государственного образования; принцип добровольности объединения субъектов и их равные права в федерации; государственный суверенитет больших и малых наций; высшие органы формируются из представителей субъектов; право на самоопределение - свободный выход. Конфедерация - временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Члены сохраняют свои права как во внешнем так и во внутреннем деле. Нет единых законодательных, исполнительных и судебных органов; армии, налогов, бюджета; сохранение гражданства тех государств, кои находятся в союзе; могут договориться о единой денежной, таможенной, визовой и т.д. системе, недолговечность. 23. Политический режим: понятие и виды. Политический режим - совокупность приемов и способов государственного руководства, уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых норм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни. Виды: 1.Антидемократические. Подавление личности через ущемление прав и помехи ее свободному развитию, отсутствие у нее политических свобод. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни, огосударствление всех общественных организаций, лишение личности субъективных прав, хотя бы даже и провозглашенных. Преобладание государства над правом. Милитаризация общественной жизни, карательные меры и принуждение. Ущемление прав национальных меньшинств и их государственных образований, прав личности на свободу вероисповедания. Преобладание одной партии и идеологии, одной формы собственности. 2.Демократические режимы. Свобода личности в экономической сфере, гарантированность провозглашенных свобода прав и свобод, прямое воздействие граждан на характер государственной власти, защита личности от произвола, беззакония, т.к. охраняются органами правосудия. Возникает в следствии разделения властей, то есть их взаимонеподчиненности друг другу и автономии. Учитывание интересов большинства и меньшинства. Плюрализм как государственный принцип. Базируется на законах отражающих объективные потребности общества и личности. Законодательная власть предоставлена коллегиальным органам, выбираемым народом. Участие населения в решение государственных вопросов напрямую (прямая демократия: референдум) или через представительские, выборные органы (парламентская, представительская демократия), многопартийность, многообразие форм собственности. ПСО - единство государственных и общественных организаций, осуществляющих социально-политическое управление обществом. Элементы: государство, партии, профсоюзы, молодежные организации, политические движения и другие социальные институты. По степени участия в политической жизни: 1.Собственно-политические - государство, полит. партии, отдельные общественные организации. Эти организации связаны с политикой, активное воздействие на политику. Цель их создания и функционирования политическая. 2.Несобственно-политические объединения - организации, которые возникают и развиваются в силу экономических и других причин: профсоюзные, кооперативные и др. Цель никогда не политическая. 3.Имеющие незначительный политический аспект. Возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельность: объединения типа нумизматов, филателистов, авто- и мотолюбителей, туристов и др. Политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны политических органов и организаций. 4.Церковь как социальный институт, занимающийся духовной деятельностью. На характер политической системы оказывают влияние различные факторы: структура политической системы, ее элементный состав, характер социальной среды и другие критерии. Решающую роль среди всех составных частей политической системы всегда играло государство. Будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления, государство выступает как главная сила в руках любого господствующего класса или слоя, как важнейшее средство осуществления политической власти.
|