Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет, метод экономического анализа, его место в системе экономических наук. Виды анализа.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Значение анализа, субъекты и пользователи анализа Анализ финансово-хозяйственной деятельности играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций. Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности организации пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств организации, инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал и руководство организации. Вторая группа пользователей – это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности организации, но либо защищают, либо представляют интересы первой группы пользователей. Это – аудиторские фирмы, консалтинговые фирмы, биржи, юристы. Предмет, метод экономического анализа, его место в системе экономических наук. Виды анализа. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации. Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: · определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций; · установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих; · выявление формы взаимосвязи между факторами; · выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи; · количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель. Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа: внутренний управленческий анализ, внешний финансовый анализ, перспективный (предварительный) анализ, ретроспективный (последующий) анализ, оперативный анализ, итоговый (заключительный) анализ, отраслевой анализ, анализ ведомств и предприятий, анализ составных элементов производства и производственных отношений и другие. Экономический анализ дает оценку состояния экономики какого-либо объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.
Себестоимость, планирование себестоимости Одним из важнейших разделов экономического анализа деятельности промышленных предприятий является изучение себестоимости выпускаемой и реализуемой продукции. Себестоимость — это сумма затрат данного предприятия на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) — стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во сколько предприятию обошлось производство продукции. Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается (наряду с ростом накоплений) увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции. Плановая себестоимость определяется путем технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида изделий. План по себестоимости продукции включает следующие разделы: 1. Смета затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам). 2. Расчет себестоимости всей товарной и реализованной продукции. 3. Сравнение плановых калькуляций отдельных изделий. 4. Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам. Экономическое содержание понятия ликвидности
В условиях кризиса неплатежей и частого применения процедур несостоятельности (банкротства) объективная оценка финансового состояния предприятий имеет приоритетное значение. Главными критериями такой оценки являются показатели ликвидности. Ликвидность определяют способностью предприятия быстро и с минимальным уровнем финансовых потерь преобразовать свои активы (имущество) в денежные средства. Она характеризуется также наличием у него ликвидных средств в форме остатка денег в кассе, денежных средств на счетах в банках и легкореализуемых элементов оборотных активов (например, краткосрочных ценных бумаг). На практике различают несколько уровней ликвидности: • нормальная ликвидность выражается способностью предприятия своевременно рассчитываться по своим обязательствам со своими партнерами и государством в течение всего года; • ограниченная ликвидность означает, что предприятие не может воспользоваться возникающими выгодными коммерческими возможностями и у него ограничена свобода выбора приемлемых финансовых решений;
• низкая ликвидность означает, что предприятие не способно своевременно погасить свои текущие долговые обязательства. Это может привести к вынужденной продаже долгосрочных активов, а в самом худшем варианте — к длительной неплатежеспособности и банкротству. Ликвидность баланса предприятия характеризует его способность своевременно рассчитываться по долговым обязательствам. Неспособность предприятия погасить свои долговые обязательства перед партнерами приводит к его финансовой несостоятельности (банкротству). Основаниями для признания хозяйствующего субъекта банкротом являются не только невыполнение им в течение ряда месяцев обязательств перед государством, но и неудовлетворение требований юридических и физических лиц, имеющих к нему имущественные или финансовые претензии.
|