№
| № раздела
| Тестовые задания
|
848.
| 2.
| В XV–XVII вв. в похоронных обрядах казахов соблюдались традиции поклонения:
A) Умай.
B) предметам.
C) духам.
D) животным.
E) Тенгри.
|
849.
| 3.
| Более интенсивно развитие культуры протекало:
A) в городских и земледельческих центрах.
B) в районах взаимодействия городов со Степью.
C) там, где проходили караванные пути.
D) на зимних стоянках
E) полупустынных и пустынных районах.
|
850.
| 4.
| Более развитыми в экономико-культурном отношении были:
А) южные районы Казахстана.
B) северные районы Казахстана.
C) центральные районы Казахстана.
D) восточные районы Казахстана.
E) районы Сарыарки и Южной Сибири.
|
851.
| 5.
| Свадебные песни казахского народа:
A) жарапазан.
B) жоктау.
С) жар-жар, беташар.
D) естирту.
E) тагар.
|
852.
| 6.
| Такие персонажи, как Аяз би и Жиренше встречаются:
А) В героическом эпосе.
В) В лирических поэмах.
С) В импровизации сказок.
D) В сказках.
Е) В песнях.
|
853.
| 7.
| Зеркалом всех сторон жизни казахов являлось:
А) Состязания джигитов.
В) Устное народное творчество.
С) Обычаи.
D) Традиции.
Е) Религиозные верования.
|
854.
| 8.
| Исторические произведения на казахском языке стали появляться в:
A) XIII-XIV вв.
B) XIV-XV вв.
C) XV-XVI вв.
D) XVI–XVII вв.
E) XVII-XVIII вв.
|
855.
| 9.
| Казахский язык выделился из кыпчакско-ногайской подгруппы тюркских языков в:
А) XVI–XVII вв.
В) XIII–XIV вв.
С) XV–XVI вв.
D) XIV–XV вв.
Е) XII–XIII вв.
|
856.
| 10.
| «Жамиг-ат-таурих» Кадыргали Жалаири написан арабским алфавитом на
А) казахском языке.
В) ногайском языке.
С) уйгурском языке.
D) узбекском языке.
Е) кыпчакском языке.
|
857.
| 11.
| Поэты-импровизаторы:
A) жырау.
В) жырши.
C) салы.
D) акыны.
E) сери.
|
858.
| 12.
| Поэты-песенники у казахов назывались:
А) сал и сере.
B) жырау.
C) есепчи.
D) акыны.
E) миршикары.
|
859.
| 13.
| Состязание акынов называлось:
A) курес.
B) байга.
C) жамбы ату.
D) айтыс.
E) кокпар.
|
860.
| 14.
| «Кодекс куманикус» – наиболее известный памятник:
А) казахского языка.
В) кыпчакского языка.
С) уйгурского языка.
D) ногайского языка.
Е) узбекского языка.
|
861.
| 15.
| Правящая казахская элита в XVI–XVII вв. активно распространяла в степи религию:
А) ислам.
В) христианство.
С) синтоизм.
D) буддизм.
Е) иудаизм.
|
862.
| 16.
| Часами в ночное время казахам служило созвездие.
А) Жеты каракшы.
В) Темирказык.
С) Шолпан.
D) Косжулдыз.
Е) Уркер.
|
863.
| 17.
| В XV–XVII вв. казахи пользовались графикой:
А) Арабской.
В) Китайской.
С) Иранской.
D) Русской.
Е) Тюркской.
|
864.
| 18.
| После официального принятия ислама в XV–XVII вв. у казахов сохраняется культ поклонения:
А) предкам.
В) духам.
C) оберегам.
D) животным.
E) огню.
|
865.
| 19.
| В ХVI–ХVII вв. казахи покровителем домашнего очага считали:
А) солнце.
В) огонь.
С) ветер.
D) духов предков.
Е) землю.
|
866.
| 20.
| Обычай, сохранившийся у казахов, когда огнем изгоняют злой дух:
А) Урын.
В) Калындак ойнау.
С) Беташар.
D) Отпен аластау.
Е) Балуан курес.
|
867.
| 21.
| В ХVI–ХVII вв. покровителя домашнего очага казахи называли.
А) Жер-ана.
В) Су-ана.
С) От-ана.
D) Ойсыл-кара.
Е) Зенги-баба.
|
868.
| 22.
| Мужской головной убор из мерлушки и шкур диких зверей:
А) тымак.
B) жаргак.
C) калпак.
D) малахай.
E) тон.
|
869.
| 23.
| Дома с надворными хозяйственными постройками у казахов назывались:
A) юрты.
B) ханака.
C) летовки.
D) хисар.
Е) зимовки.
|
870.
| 24.
| Из кобыльего молока казахи готовили(-ят):
A) шубат.
B) катык.
C) шай.
D) айран.
E) кумыс.
|
871.
| 25.
| Казахский мужской плащ из верблюжьей шерсти:
A) шекпен.
B) ишик.
C) жаргак.
D) каттау. Е) тон.
|
872.
| 26.
| Свадебный головной убор девушки:
А) кундик.
В) жаулык.
С) желек.
D) кимешек.
Е) саукеле.
|
873.
| 27.
| Из верблюжьего молока изготовляют целебный напиток:
А) Айран.
В) Катык.
С) Кумыс.
D) Шубат.
Е) Ряженка.
|
874.
| 28.
| Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и жареных в масле внутренностей:
A) шужук.
В) казы.
С) куырдак.
D) жая.
E) катырма.
|
875.
| 29.
| Одно из изысканных лакомств у казахов, приготовленное из проса:
A) курт.
B) казы.
C) кеспе.
D) жент.
E) шубат.
|
876.
| 30.
| Знаменитые казахские акыны и жырау XVI–XVII вв.:
A) Татикара, Суюнбай.
B) Шернияз, Акансерэ.
C) Орынбай, Жаяу Муса.
D) Махамбет, Дулат.
E) Доспамбет, Жиембет.
|
877.
| 31.
| Участвовал в подавлении мятежа Турсуна знамений бый Младшего жуза:
A) Актамберды.
B) Доспамбет.
C) Бухар.
D) Жиембет.
E) Айтеке.
|
878.
| 32.
| Один из знаменитых казахских жырау, живший в XVI веке: А) Жиембет-жырау. В) Асан-кайгы. С) Бухар-жырау. D) Есен-Берди. Е) Доспамбет-жырау.
|
879.
| 33.
| Поэты-исполнители эпоса:
А) жырау.
B) салы.
C) сери.
D) кюйши.
E) акыны.
|
880.
| 34.
| Наиболее распространенным жанром устной народной литературы был (и): А) заклинания.
В) эпосы.
C) поминальные плачи.
D) сказки.
E) гимны.
|
881.
| 35.
| Представители казахской устной поэзии XVI–XVII вв.:
А) Шернияз и Бухар-жырау.
В) Сыпыра-жырау и Кодан-Тайши.
С) Доспамбет-жырау и Жиембет.
D) Асан-Кайгы и Казтуган.
Е) Акан сере и Жаяу-Муса.
|
882.
| 36.
| В XV–XVI вв. в Дешт-и-Кыпчаке были известны имена певцов (жырау):
А) Акан-серы и Жаяу-Муса.
В) Шернияза и Бухар-жырау.
С) Курмангазы и Даулеткерея.
D) Асана-Кайгы и Казтугана.
Е) Сапыра-жырау и Кодана-Тайши.
|
883.
| 37.
| К героическому эпосу относится дастан:
А) «Макпал кыз».
В) «Кыз Жибек».
С) «Кулше кыз».
D) «Козы Корпеш и Баян Сулу».
Е) «Ер Косай».
|
884.
| 38.
| Казахские музыканты играли на музыкальном инструменте, сделанном из камыша и дерева:
А) Домбра.
В) Кобыз.
С) Сырпай.
D) Свирель.
Е) Арфа.
|
885.
| 39.
| Исторический труд XVI в. Мухаммеда Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди» написан на:
A) кыпчакском языке.
B) уйгурском языке.
C) казахском языке.
D) узбекском языке.
E) персидском языке.
|
886.
| 40.
| Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVII в. является сочинение «Сборник летописей»:
А) «Диуан-и-хикмет» Ходжа Ахмеда Яссауи.
В) «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Хайдара.
С) «Диуани лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари.
D) «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни.
Е) «Жамиг ат-таурих» Кадыргали Жалаири.
|
887.
| 41.
| Образец письменной литературы XVI–XVII вв. книга Кадыргали Жалаири:
A) «Сборник летописей» («Жамиг ат-таурих»).
B) «Слова назидания» («Гаклие»).
C) «Словарь тюркских наречий» («Диуани лугат ат-тюрк»).
D) «Думы ученика» («Шакирт ойы»).
E) «Благодатное знание» («Кутадгу билик»).
|
888.
| 42.
| Произведение историка XVII в. Мухаммеда Хайдара Дулати:
А) «Шынгынаме».
В) «Тарих-и-Рашиди».
С) «Хроника».
D) «Тарих-и Абулхайр-хани».
Е) «Шежире-и тюрк».
|
889.
| 43.
| Кадыргали Жалаири свое произведение «Жамиг ат-таурих» подарил:
A) Борису Годунову.
B) Екатерине I.
C) Петру I.
D) Шуйскому.
E) Ивану Грозному.
|
890.
|
| Автор исторического произведения «Тарих-и Абулхайр-хани»:
А) Усман Кухистани
В) Кадырсали Жалаири
С) Утемис Хаджа
D) Абулгази Бахадур
Е) Мухаммед Хайдар Дулати
|
891.
|
| В 40-х годах XVI в. историю правления хана кочевых узбеков Абулхаира «Тарих-и Абулхаир-хани» написал:
А) Махмуд Кашгари
В) Ходжа Ахмед Йасауи
С) Мухаммед Хайдар Дулати
D) Кадыргали Жалайри
Е) Усман Кухистани
|
892.
| 44.
| История правления Абулхаира, хана кочевых узбеков, описана в 40-х гг. XVI в. Усманом Кухистани в труде:
A) «Жамиг ат-тауарих».
B) «Шынгыснаме».
C) «Диуани лугат ат-тюрк».
D) «Тарих-и-Рашиди».
Е) «Тарих-и Абулхаир-хани».
|
893.
| 45.
| История династии хана Джучи описана в историческом труде середины XVI в.
А) «Шынгыснаме».
В) «Сборник летописей».
С) «Тюркская родословная».
D) «Хроника».
Е) «Тарих-и Абулхайр-хани».
|
894.
| 46.
| Ценные сведения об истории тюркоязычных племен, вошедших в состав казахского народа, содержит исторический труд, написанный в XVII веке:
А) Кадыргали Жалаири.
В) Мухаммед Хайдар Дулати.
С) Шах-Махмуд Чорас.
D) Абулгазы Бахадур.
Е) Усман Кухистани.
|
895.
|
| Труд «Шежнрс-и тюрк», содержащий ценные сведения об истории тгоркоязычных племён, вошедших в состав казахского народа, написал и XVII веке:
A) Кадыргали Жалаири
B) Мухаммед Хайдар Дулати
C) Шах-Махмуд Чорас
D) Абулгазы Бахадур
Е) Усман Кухистани
|