![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные характеристики и показатели мировой торговли на современном этапе (объемы, динамика, структура).
Международная торговля – традиционная и основная форма МЭО. Через нее реализуется международное разделение труда, преимущества которого связаны с повышением эффективности производства, сокращением издержек производства и поиск лучшего удовлетворения экономических интересов. Через МЭО сотрудничество происходит международное разделение труда за счет экспортно-импортных операций. За 2000-2012 стоимостной объем мирового экспорта вырос с 6, 4 до 18, 4 трлн. долл, импорт – с 6, 7 до 18, 5 трлн.долл. Наибольшая доля (в экспорте в 2012 г.) принадлежит развитым странам – 52, 5%, развивающиеся – 44, 6%, странам с переходной экономикой – 4, 6%. Причины быстрых темпов роста мировой торговли: 1) Углубление МРТ и интернационализация мирового хоз-ва - рост открытости экономик (растет экспортная квота) 2) НТП стимулировал структурную перестройку экономики развитых стран - появление новых товаров (срок жизни товара сократился с 15 до 5 лет), обновление основного капитала, появление новых отраслей промышленности, 10% новых товаров в год => растет номенклатура => никто не может полностью себя обеспечить => углубление международной специализации и кооперации, углубление МРТ, рост межд. торговли и глобализации 3) концентрация и централизация производства и капитала - активизация деятельности ТНК на мировых рынках (доля ТНК доходит до 40%). 4) увеличение масштабов и темпов вывоза капитала - экспорт капитала содействует вывозу товаров. 5) распад колониальной системы, образование новых независимых гос-в. 6) усиление регулирования мировой торговли международными организациями - либерализация международного товарообмена (ГАТТ снизила пошлины с 45 до 3-4%). 7) интенсификация и углубление региональных интеграционных процессов - создание ЗСТ, таможенных союзов - достигается беспошлинная торговля. 8) активное вмешательство гос-ва во внешнеэкономическую деятельность для создания благоприятных условий торговли 9) НТП в сфере транспорта и связи, финансовых услуг появление электронной торговли - ускорение доставки продукции 10) милитаризация экономики - рост торговли оружием 11) перенос промышленно развитыми странами отдельных видов производства в развивающиеся страны. 12) рост цен на сырьевые товары. Основные тенденции международной торговли: 1) темпы роста МТ опережали темпы роста ВВП МТ=19, 9% в 2011г. (0, 45% в 2012г: у развитых стран отрицательные темпы роста (-2, 67%), развивающихся – 4, 1%, страны с переходной экономикой – 1, 6%). ВВП 2011г. - 2, 74%, в 2012 г. – 2, 24% (т.е. в 2012 г. темпы роста ВВП опережали темпы роста торговли согласно ЮНКТАД). 2) кардинальные изменения в товарной структуре мирового экспорта на основе сокращения доли сырья, топлива и продовольствия и увеличения доли готовых изделий и полуфабрикатов. 3) Смещение торговых связей из развитых стран в развивающиеся. 4) Влияние интеграционных группировок на мировую торговлю, а также СЭЗ и внешнеторговой политики 5) Лидеры экспортеры 2012 г.: Китай (11%), США (8%), Германия (7, 6%), Япония (4%), Нидерланды (3, 6%), Франция (3, 1%), Корея (2, 9%), Россия (2, 87%), Италия (2, 7%), Гонконг (2, 68%). 6) Лидеры импортеры 2012 г.: США (12, 6%), Китай (9, 8%), Германия (6, 3%), Япония (4, 8%), Великобритания (3, 7%), Франция (3, 6%), Нидерланды (3, 2%), Гонконг (2, 9%), Корея (2, 8%), Индия (2, 6%)…. Россия (1, 8%). 7) Рост внутрирегиональной торговли. Рост торговли услугами больше темпов роста товарами. 21 век: занижение темпов роста: экономический спад в мире (америк. эк-ка), рост экспорта КНР. (в 2009 г. темпы роста мировой торговли услугами были отрицательные, в 2010г – резкий рост, с 2011 по 2012 – падение темпов роста) На 2012 г. темпы роста (экспорт) составляли 2, 1% (в 2011 г – 11, 5%). Рост электронной торговли: совокупность коммерческих сделок, реализованных на основе использования средств компьютерной и телекоммуникационной техники. 25-35% продаж и покупок в сфере международной торговли. Увязывает всех субъектов сделки сразу, снижение стоимости и рост прибыльности для всех сторон. Автоматизация цепочки поставок => снижение издержек, рост прозрачности. Информационная поддержка. Стимулирующие факторы: глобальное присутствие на мировом рынке => свобода вступления в контакт с партнером из любой страны; непрерывный режим работы; огромная номенклатура, 40% оборота – заказы; равные возможности для крупных и мелких компаний из др. стран, открытость и прозрачность. 2012 г.: ВВП мировой экономики=71, 4 трлн долл, ВВП РФ=1, 98 трлн долл. 2012 г.: мировой экспорт=18, 4 трлн.долл., РФ=529 млрд.долл. На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:
Глобализация является важнейшей тенденцией развития современного мира, его экономики и международных экономических отношений. Глобализация — это всеобщая мировая взаимозависимость стран, предприятий и людей в рамках открытой системы финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на базе современных коммуникационных и информационных технологий. Движущие силы глобализации: изменения в сфере производства, высокие технологии, рост специализации и кооперации труда, информационная революция.
|