Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Экологическое сознание






Философия ХХ в. в лице, прежде всего, экзистенциализма призвала отказаться от присущего новоевропейской культуре агрессивности и подошла к пониманию важнейшего значения природной среды для существования и развития человечества. Одним из основоположников экологического мировоззрения может быть назван А. Швейцер с его концепцией «благоговения перед жизнью». Можно говорить и собственно об экологической философии как направлении исследований с характеризующим его понятием «глубинной экологии». Предлагаются термины экософия, ноософия, витософия и др.; исходя из философских оснований, экологические философы пытаются сформулировать некие «правила жизни» как совокупность экологических заповедей. Таким образом, в конце ХХ века антропоцентрическое сознание, основанное на «человеческой исключительности», заменяется экоцентрическим мировоззрением, в основу которого берется экологическая этика. Сравним основные позиции антропоцентризма и экоцентризма (Табл. 12).

Таблица 12. Позиции антропоцентрического и экоцентрического мировоззрений

 

Антропоцентризм Экоцентризм
1. Высшую ценность представляет человек Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы
2. Иерархическая картина мира Равноправность всего живого
3. Цель взаимодействия с природой – получение полезного продукта Должны удовлетворяться не только потребности человека, но всего природного сообщества
4. «Прагматический императив»: разрешено то, что полезно человеку Экологический императив: разрешено то, что не нарушает природное равновесие
5. Этические нормы людей не распространяются на природу Этические нормы распространяются в том числе на взаимодействие с природой
6. Прогресс мыслится как подчинение природы человеку Прогресс возможен лишь как коэволюция природы и человека

 

Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах. Под культурой в ее высшем измерении поднимается процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира (слово «культура» - от возделывание экологично само по себе). Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи. Так, установка в культуре на господство над природой и использование ее прежде всего в утилитарно-потребительских целях, даже если совершаемое действие не подпадает под природоохранительный закон, тесно коррелирует с отношением к окружающим людям, как к вещам, и желанием использовать их, может быть тоже формально вполне законным, но нравственно порочным.

Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры, их скоординированное развитие, направляемое основными экологическими ценностями.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал