Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурно-идеологические транснациональные практики






В работах многих авторов можно встретить утверждение о том, что ключ к контролю гегемонистского характера в любом обществе находится не в сфере экономики или политики, а в пространстве культуры и идеологии. (...)

В 80-х и начале 90-х годов нынешнего века продолжился бес­прецедентный рост глубины и масштабов возможностей электронных средств связи. Для этого периода характерными были технологиче­ские нововведения, международная конкуренция и последовательное относительное понижение цен на профессиональную и массовую элек­тронику. Все это привело к тому, что ведущие транснациональные корпорации (ТНК) США, Западной Европы и Японии, контролиру­ющие в большей части электронные медиа, разработали глобальные стратегии, ориентированные на реализацию различных практик ге­гемонистского характера. Подобное было технически невозможным и даже трудно представляемым лишь несколько десятилетий назад59. Появилась возможность для распространения сообщений в недости­жимых ранее масштабах. Поэтому утверждение о том, что теперь мы вступили в новую эру в глобальной истории коммуникации, является вполне обоснованным60. Все это имело место в рамках глобальной капиталистической системы и одновременно являлось ее результатом. Последнее укрепило меня относительно идеи установления новых ка­чественных отношений между культурой и идеологией.

'См.; McPail Т. Electronic Colonialism. London: Sage, 1987.; Schiller H. Who Knows: Information in the Age of the Fortune 500. Norwood, NJ: Ablex, 1981.

Srebemy-Mohammadi A. The Global and the Local in International Cooperation. In: Curran J., Gurevitch M. (eds.) Mass Media and Society. London: Edward Arnold, 1991.

59,

Л.

Хрестоматия

 

 

По моему мнению, глубоко ошибочным является утверждение о том, что средство, канал, а не сообщение характеризует суть рево­люции в коммуникациях. Тот факт, что значительно большая сово­купность сообщений может быть теперь распространена в значительно больших масштабах, чем ранее, отнюдь не противоречит другому фак­ту. А именно - центральные, важнейшие сообщения продолжают оставаться и даже становятся более зависимыми в рамках глобаль­ной капиталистической системы. Известная формула Маклюэна “само средство - есть сообщение” справедлива лишь до тех пор, пока корпорации, особенно транснациональные корпорации контролируют каналы распространения “своих” сообщений. Кстати, сам Маклюэн иногда признавал это. Индикатором подобного является феноменаль­ный рост в 80-х годах коммерческого спонсорства того, что раньше относили к области чисто культурных событий, например, оперных постановок, музейных выставок, спортивных мероприятий61. Коммер­ческая поддержка Олимпийских игр некоторыми крупнейшими ТНК является одним из классических примеров62.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал