Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Петровское барокко 18 века




Первая половина 18 века – одна из ярких страниц в истории России и одновременно период необычайного подъема садово – паркового искусства. Путешествуя по Европе, Петр 1 высоко оценил привлекательность голландского барокко, основанного на уюте и любви к цветам, столь свойственной русской душе. Российского монарха вдохновила идея создания вокруг новой столицы резиденций, напоминающих ему виллы Голландии. Однако задачи, которые были поставлены им при планировании Санкт-Петербурга в качестве новой столицы – репрезентативность, торжественность, даже некоторая помпезность стиля, - требовали иной идейной насыщенности и садово – паркового искусства. Поэтому при создании «морских парадизов» на южном побережье Финского залива (Стрельны, Петергофа и Ораниенбаума) он практически предложил свой собственный стиль (его так и называют – стиль Петровского барокко). Личным вкладом Петра 1 стала положенная в основу проектов мощная патриотическая символика (утверждение факта выхода России к новым морским рубежам). Она выражается в ориентации ансамблей на морские просторы, в скульптурной символике победы России над Швецией, в частности, аллегорически отраженной во множестве мельчайших деталей всего Большого каскада Петергофа. И, конечно, в российском размахе дворцово–парковых ансамблей, как в территориальном отношении, так и в художественном. В России регулярные композиции петровского времени выражают идею иерархического порядка, торжественности, величия. Петр 1 внес черты более реалистичного подхода в устройство регулярных парков. Каналы имеют не только декоративное значение - они служат путями подъезда с моря и реки, с помощью скульптуры не только украшали аллеи, но и «просвещали» публику, смело вводились элементы светской культуры, что было важным для будущего развития русского общества, увековечения памятных исторических событий, определивших судьбу нации. Парки позволили соединить в одном торжественном, развлекательном или нравоучительном действии самые разные виды искусства – архитектуру и музыку, театр и скульптуру, поэзию и «огненную потеху». Они обрели значение символа нового времени, воплотили в себе происходящие общественные перемены. В рамках нового регулярного стиля сохранялась и древнерусская традиция свободного живописного расположения зданий в соответствии с особенностями местного рельефа. Существенным нововведением, связанным с садами регулярного стиля, явились стриженые шпалеры и боскеты, которые ранее в России были мало известны. Шпалеры – стены из густо насаженных, укрепленных каркасом и ровно подстриженных деревьев и кустарников, придавали садам монументальность и строгий вид, превращали их в систему взаимосвязанных архитектурных пространств. Мастерство художественной стрижки достигло в первой половине 18 века высокого развития, и было очень распространено. Личный вклад Петра 1 в развитие садово-паркового искусства трудно переоценить. Во время своих зарубежных поездок он изучает лучшие образцы садово-паркового искусства, подбирает литературу, ведет переговоры со специалистами об условиях работы в России, организует доставку посадочного материала, создает школы по подготовки мастеров садового дела. Однако деятельность Петра 1 в этой области не ограничивается одной организаторской деятельностью. Документально подтверждено его участие в проектировании отдельных садов и парков. В Государственном Эрмитаже хранится эскиз Петра 1, сделанный в 1716 году, где намечены общие контуры и детали Летнего сада в Петербурге.

Летний сад в Петербурге – блестящий ансамбль новой столицы. Сад был заложен в 1704-1706 году на левом берегу Невы в устье реки Фонтанки. В основе планировочной схемы сада лежит центральная продольная аллея, на которую выходят фигурные, вписанные в квадрат цветники, а также площадки с мраморными фонтанами. За цветниками были расположены участки, засаженные рощами молодых лип. Параллельно центральной были проложены еще две продольные аллеи. Одна из них - восточная отделяла «жилую» часть сада с дворцом. Другая, представляющая собой сплошной зеленый трельяж, отделяла боскеты вдоль Лебяжьей канавки и вела к Карплевому пруду и южному входу в сад. На Неву сад выходит многоколонной галереей, которая поставлена точно по главной оси. Эти постройки связывали сад с широкими пространствами Невы, придавали ему парадность и торжественность. Дворец Петра играл в этой композиции подчиненную роль, ансамбль сада существовал как бы независимо от него, имел самостоятельное значение. В 1717 году Леблон составляет новый план Летнего сада. Главное достижение этой работы заключается в широком градостроительном подходе. Проект не ограничен узкими рамками самого сада и включает в себя огромные прилегающие территории, которые в будущем займут Марсово поле, Михайловский дворец и сад, Инженерный замок. Это одна из первых в России парковых систем, объединяющих несколько больших садов, набережных, дворцов и каналов. Сад обладал самой крупной в России коллекцией садовой скульптуры. Многие статуи по заказу Петра были выполнены известными венецианскими мастерами. Приобретались также ценные античные статуи. В Летнем саду впервые в практике русского садового искусства был сооружен крупный комплекс разнообразных фонтанных устройств.

Впервой половине 18 века великолепные дворцовые ансамбли и усадьбы с регулярными парками создаются как в столице, так и в ее окрестностях. Это время рождения выдающихся парковых ансамблей: Петергофа (Петродворца) 1709год, Стрельни 1710год, Оранибаума (Ломоносов) 1710 год. Характерным и наиболее значительным по своим архитектурно- художественным достоинствам является Петергоф. Выбор места для строительства дворца – загородной царской резиденции не был случайным. Высокие берега залива обладали многими преимуществами по сравнению с топкими островами в дельте Невы. Была возможность зрительной ориентации дворца на широкие морские просторы у подходов к Петербургу, живописный рельеф, наличие хороших грунтов и достаточное количество воды для снабжения фонтанных устройств. Начало строительства Петергофа относится к 1714 году. В его создании принимали участие многие видные архитекторы своего времени: Ж.Б. Леблон, отец и сын Растрелли, Н. Микетти, А.Н.Воронихин, а также скульпторы Ф.Ф. Щедрин, М.И. Козловский, И.П, Прокофьев. Уникальная система фонтанов была создана по чертежам первого русского инженера- гидравлика В. Г. Туволкина, не имеет равных вмире по мощности и составляет заслуженную славу Петергофа. Фонтаны работают от естественного напора воды, которая подается по водоводу с Ропшинских высот на расстоянии в 24км. Все водные устройства - каналы, бассейны, фонтаны (более 2000 струй) и каскады, которые функционируют круглосуточно, выбрасывают за день около 10 тыс. м3 воды. В Верхнем саду вода спокойная, бассейны и фонтаны украшены скульптурами, зеленые галереи фланкированы величественными газонными партерами. После этой спокойной композиции шумные фонтаны и большой каскад Нижнего сада выглядят особенно контрастно. Вся вода грандиозного фонтанного сооружения, украшенного золотистыми скульптурами, собирается в ковше Самсона. Бассейн и центральный канал, ведущий в сторону моря, названы в честь скульптуры Самсона, раздирающего пасть льва, из которой вырывается мощная 20-метровая струя воды. Эта скульптурная группа М. И. Козловского(1753-1802) символизирует победу русских над шведами под Полтавой. Многие фонтаны, в частности Менажерные, Римские, Адам и Ева, замыкают основные перспективы парка. Кроме Большого каскада имеются еще два: Золотая горка и Шахматная горка. Три луча, сходящиеся к водному саду и домику Марли, пересекают канал Самсона и образуют незатейливую планировочную схему Нижнего сада. Для устройства аллей и живых изгородей широко применялись местные породы: можжевельник, ольха, липа, ель, береза, рябина. Помимо этого, для акклиматизации высаживалось много и широколиственных деревьев: клен, дуб, вяз. Из Сибири привозили пихты и лиственницы. Русской особенностью является широчайшее применение плодовых деревьев и ягодных кустарников; размещение грядок с овощными культурами в боскетах – «зеленых комнатах»; использование декоративных водоемов для разведения рыбы; устройство катальных гор. Исконно русская любовь к «потешным чердакам» сумела перерасти в строительство огромного количества беседок в «голландском вкусе» - павильонов, эрмитажей и др.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал