![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация функций общения в социальной психологии.
Общение ¾ многофункциональный процесс, обслуживающий практически все сферы человеческой жизнедеятельности. К основным функциям общения можно отнести следующие: информационная, побудительная, координирующая, социализирующая, эмотивная, влияющая, гедонистическая. 1) информационная: прием и передача сведений, обмен мнениями, идеями, замыслами, решениями, намерениями; 2) побудительная: стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий; 3) координирующая: взаимное ориентирование и согласование действий партнеров при организации совместной деятельности; 4) социализирующая: передача и усвоение социальных опыта, норм, ценностей, правил поведения; 5) эмотивная: обмен эмоциями и чувствами, возбуждение у партнера нужных переживаний и изменение с его помощью своих собственных переживаний и состояний; 6) влияющая: изменение поведения и личностных образований партнера (психологических установок, намерений, мнений, интересов, потребностей, решений); 7) гедонистическая (от греч. hedone ¾ наслаждение): получение удовольствия от общения, удовлетворение потребности в общении. В. Н. Панферов предлагает посмотреть на эту проблему несколько иначе, а именно с позиций функций человека как субъекта общения. Тогда выделяются шесть его функций. 1. Коммуникативная: осуществление взаимосвязи людей и их социальной интеграции в различные общности. 2. Информационная: передача сведений. В зависимости от цели и характера сообщения, заключенная в нем информация несет различную нагрузку: осведомительную, побудительную или эмоциональную. 3. Когнитивная: познание и понимание других людей. 4. Эмотивная: первичное переживание человеком своих отношений к другим людям и вторичное преобразовниае этих переживаний в устойчивые виды взаимоотношений (симпатия ¾ антипатия, дружба ¾ вражда, любовь ¾ ненависть и т. д.). 5. Конативная: регуляция поведения партнеров и координация их взаимодействий. 6. Креативная: изменение и воспитание личности через действие механизмов эмоционального заражения, подражания, внушения и убеждения (о них см. дальше). Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным: передача информации или обмен ею; восприятие друг друга; взаимооценка партнеров. Средства общения – это способы, с помощью которых оно реализуется. Они могут быть естественными и искусственными. Первые даны человеку от природы: жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения. Вторые – это средства общения, которые изобрели или придумали сами люди: многообразные языки, письменность, технические средства записи, хранения и передачи информации. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Структура общения по Г.М. Андреевой представляется как: коммуникация, перцепция, интеракция. Соответственно, в структуре общения выделяются коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны, между которыми существует тесная взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью. Структура общения, по Лассуэллу, выглядит следующим образом: ……………….
Основные категории: формы общения, типы и виды общения, потребности общения, средства общения, функции общения. Контрольные вопросы: 1. Какие виды и средства общения вам известны? 2. Назовите основные типы, виды и функции общения. 3. Основные стороны общения и их взаимосвязь? 4. Какова структура общения по Г.М. Андреевой? 5. Какова структура общения по Лассуэллу? Литература: - Основная: 1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. 2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981. 3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, - 326 с. - Дополнительная: 1. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1991. 2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. 3. Куликов В.Н. Психология внушения. Иваново. 1978. 4. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999. 5. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М., 1998. 6. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001. 7. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. 8. Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М., 1990.
|