Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Отношения между понятиями. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1. Логические отношения между совместимыми понятиями.
Совместимые – это такие понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. Обычно отношения между понятиями изображают с помощью «кругов Эйлера». Виды совместимых понятий: Совместимые понятия могут быть равнозначными (тождественными), пересекающимися, а так же подчиненным и подчиняющим. Равнозначные (тождественные) – это понятия, объемы которых полностью совпадают (рис. 2 – а). Пример – А – понятие «автор романа «Анна Каренина»; В – понятие «автор романа «Война и мир».
Пересекающиеся – это понятия, объемы которых частично совпадают (рис. 2 – б). Пример – А – понятие «студент»; В – понятие «спортсмен». Подчиняющее и подчиненное понятия. Объем подчиненного понятия полностью входит в объем подчиняющего, не исчерпывая его (рис. 2 – в). Пример. А – понятие «деревья»; В – понятие «береза». Понятия S и P совместимы, если их объемы имеют некоторые общие элементы. Если таких элементов нет, то эти понятия являются несовместимыми. Так, понятия «шахматист» и «студент» совместимы (некоторые студенты являются шахматистами, а некоторые шахматисты обучаются в вузе). Понятия же «защитник» и «судья» - несовместимы (ни один юрист не может одновременно, в рамках одного и того же судебного процесса, быть и защитником подсудимого, и судьей).
2. Логические отношения между несовместимыми понятиями.
Виды несовместимых понятий – Несовместимые понятия бывают соподчиненными, противоположными (контрарными) и противоречивыми (контрадикторными). Соподчиненные – это понятия, объемы которых различны и входят в объем общего для них понятия, не исчерпывая его (рис. 3 – а). Пример – А – понятие «фиалка»; В – понятие «роза»; С – понятие «цветы». Противоположными (контрарными) понятиями являются такие, которые соподчинены третьему понятию и представляют собой крайние степени выраженности некоторого качества. Можно сказать, что их объемы занимают полярные места в объеме общего для них понятия (рис. 3 – б). Пример – А – «черный»; В – «белый»; С – «цвет». Противоречивые (контрадикторные) понятия подчиняются общему для них понятию, и при этом в общем понятии не существует такого элемента, который не был бы элементом одного из этих понятий. Их объемы делят объем общего для них понятия на две части (рис. 3 – в). Пример – А – «монархия»; В – «республика». Общим для этих понятий является понятие «форма правления». Причем «монархия» и «республика» - несовместимые формы правления, и в то же время других форм правления не существует.
Задачи. 1. В каком отношении между собой находятся следующие группы понятий: 1.1. областной суд – городской суд. – (несовместимые – соподчиненные) 1.2. юридический факультет – Российская таможенная академия. – (совместимые – подчинение) 1.3. рыба – хищник – акула. – (совместимые – пересекающиеся) 1.4. дочь – внучка. – (совместимые – равнозначные) 1.5. известный футболист – футболист – негр – китаец. – (совместимые пересекающиеся) 1.6. пошлина – налог – таможенные платежи. – (несовместимые – соподчиненные)
2. Покажите с помощью круговых схем, в каких отношениях находятся между собой следующие группы понятий: 2.1. деятельность – деятельность в области таможенного дела. 2.2. понятие – общее понятие – конкретное понятие.
2.3. самолет – реактивный самолет – реактивный двигатель. 2.4. прямоугольник – ромб – квадрат. 2.5. русский писатель – знаменитый человек – Лев Николаевич Толстой.
2.6. вуз – институт – колледж. 3. Подберите понятия, находящиеся в отношении: 3.1. равнозначности – к понятию «экспорт». (реэкспорт, вывоз) 3.2. пересечения – к понятию «студент». (аспирант, преподаватель) 3.3. подчинения – к понятию «преступление». (разбой, воровство) 3.4. противоречия – к понятию «взрослый». (не взрослый, ребенок) 3.5. противоположности – к понятию «взрослый». (не взрослый, ребенок)
|