Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ствола мозга






 

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

1. Нейронная организация ретикулярной формации.

2. Структуры мозга, через которые проходит ретикулярная формация.

3. Связи ретикулярной формации.

4. Центры и функции ретикулярной формации.

 

Студент должен знать: 1. Структура и нейронная организация ретикулярной формации ствола мозга. 2. Функции ретикулярной формации мозга. 3. Специфические влияния ретикулярной формации. 4. Неспецифические нисходящие и восходящие влияния ретикулярной формации. 5. Роль ретикулярной формации в организации спинальных рефлексов. 6. Особенности влияния ретикулярной формации на корковые структуры головного мозга. Роль ретикулярной формации в регуляции цикла “сон-бодрствование”. 7. Значение ретикулярной формации в деятельности сенсорных систем. 8. Ретикулярная формация и высшие психические функции. Профильные вопросы для пед. фак-та: 1. Становление функций ретикулярной формации в онтогенезе. 2. Особенности медиаторных механизмов ретикулярной формации в раннем онтогенезе. 3. Роль ретикулярной формации в формировании первого вдоха новорожденного ребенка. Студент должен уметь: · объяснить механизмы влияния ретикулярной формации на моторные системы спинного мозга; · объяснить механизмы влияния ретикулярной формации на корковые структуры мозга. Основная литература: 1.Нормальная физиология / Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. 2. Физиология человека. Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. 2009. 3. Материалы лекции. Дополнительная литература: 1.Физиология человека. Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. и Пятина В.Ф. 2002. 2.Нормальная физиология / Под ред. Улумбекова Э.Г. 2006. 3.Начала физиологии / Под ред. Ноздрачева А. 2001. 4.Физиология человека / Под ред. Шмидт Р.Ф., Тевс Г. Перев. с англ.1986. т.4. 5.Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2001. 6.Физиология в задачах. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. 1996.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ

Задание №1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Через какие отделы мозга проходит ретикулярная формация?

2. С какими отделами ЦНС имеет двусторонние связи ретикулярная формация?

3. Назовите основные функции ретикулярной формации?

4. В силу каких особенностей нейронной организации получила свое название ретикулярная формация?

5. На какие системы мозга может влиять ретикулярная формация?

6. Какой механизм обеспечивает надежность функционирования ретикулярной формации?

7. Какие жизненно-важные центры расположены в ретикулярной формации?

 

Задание №2. Решите следующие задачи и объясните их решение:

1. Во время сна, в ходе регистрации ЭЭГ у собаки вызывали раздражение ретикулярной формации ствола мозга с помощью микроэлектродов. Что будет обнаружено на ЭЭГ?

2. В ходе эксперимента у собаки была произведена перерезка между передними и задними буграми четверохолмия. Что будет достигнуто в результате этой перерезки? Как называется этот эксперимент? Как изменится активность этой собаки и почему?

3. В эксперименте на кролике электрическое раздражение гипоталамуса, таламуса и ретикулярной формации вызывает характерные изменения электрической активности коры головного мозга. В чём эти изменения проявляются? В чем причина этих изменений? Какие основные функции обеспечиваются данными структурами головного мозга?

4. Почему реакция коры больших полушарий у животных при афферентном раздражении (А) и при раздражении ретикулярной формации (В) имеет одинаковые проявления на ЭЭГ? Как эта реакция называется?

5. На каких уровнях сделаны перерезки 1 и 2, и как называют полученные после перерезок препараты мозга? Какая из электрокортикограмм соответствует препарату 1 и какая препарату 2? Объясните ответы.

Задание №3. Выполните следующие задания:

· Схематически отобразите специфические связи ретикулярной формации с отделами ЦНС.

· Схематически отобразите неспецифические связи ретикулярной формации с отделами ЦНС.

 

Задание №4. Тестовый контроль:

1. Что такое ретикулярная формация?: А) совокупность нейронов, включающая около 200 ядер, расположенных от спинного мозга до таламических бугров и образующих своими дендритами сеть; В) проводящие пути от спинного мозга к мозжечку; С) проводящие пути от коры больших полушарий к спинному мозгу; D) совокупность нейронов, отростки которых образуют сеть в области мозжечка.

2. В каком отделе мозга расположена ретикулярная формация?: А) в стволе мозга; В) в гипоталамусе; С) в спинном мозге; D) в коре больших полушарий.

3. От чего зависит тонус ретикулярной формации?: А) чем меньше интенсивность афферентных импульсов, тем больше тонус ретикулярной формации; В) ночью тонус ретикулярной формации больше, чем днем; С) тонус ретикулярной формации определяется интенсивностью притока афферентных импульсов любой модальности, поступающих в нее из проводящих путей; D) ночью тонус ретикулярной формации меньше, чем днем, а зимой меньше, чем летом.

4. Как влияет на тонус ретикулярной формации адреналин?: А) снижает; В) повышает; С) не влияет; D) в малых дозах повышает, а в больших снижает.

5. Как влияет на тонус ретикулярной формации углекислота?: А) не влияет; В) снижает; С) у детей и стариков снижает, у взрослых повышает; D) повышает.

6. Какое влияние оказывает кора головного мозга на активность ретикулярной формации?: А) не оказывает никакого влияния; В) возбуждающее; С) тормозное; D) возбуждающее и тормозное.

7. Какое состояние возникает при перерезке проводящих путей, соединяющих ретикулярную формацию с головным мозгом?: А) возбуждение; В) сон; С) паркинсонизм; D) мышечная ригидность.

8. Какое влияние оказывает ретикулярная формация на спинной мозг?: А) не оказывает; В) возбуждающее; С) возбуждающее и тормозное; D) тормозное.

9. Кто первым описал тормозное влияние ретикулярной формации на спинной мозг?: А) И.П. Павлов; В) Н.Е. Введенский; С) И.М. Сеченов; D) Б.Ф.Вериго.

10. В каком опыте И.М. Сеченова было открыто тормозное влияние ретикулярной формации на спинной мозг?: А) при наложении кристалла поваренной соли на глазные яблоки лягушки возникает рефлекс Ашнера?: В) при вложении кристалла поваренной соли в большое затылочное отверстие тормозятся рефлексы; С) раздражение ретикулярной формации при наложении кристалла поваренной соли на зрительные бугры лягушки приводит к торможению спинальных рефлексов; D) при наложении кристалла поваренной соли на кору больших полушарий лягушки происходит торможение спинальных рефлексов.

11. Какое влияние оказывает ретикулярная формация на периферическую нервную систему?: А) никакого; В) активирует и тормозит мотонейроны, регулируя тонические и фазические рефлексы; С) активирует двигательные и угнетает чувствительные нейроны; D) трофическое.

12. Какое влияние оказывает ретикулярная формация на рецепторный аппарат?: А) активирует и тормозит проприорецепторы; В) угнетает вестибулорецепторы; С) активирует и тормозит терморецепторы; D) не влияет.

 

Ответы на тесты: 1-A; 2-A; 3-C; 4-B; 5-B; 6-D; 7-B; 8-C; 9-C; 10-C; 11-B; 12-A.

РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Занятие №6 Физиология мозжечка и базальных ганглиев

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

1. Анатомические и функциональные отделы мозжечка.

2. Нейронная организация коры мозжечка.

3. Ядра мозжечка.

4. Связи мозжечка и основные функции.

5. Основные проявления нарушения функций мозжечка.

6. Образования мозга входящие в базальные ганглии.

7. Взаимоотношения структур базальных ганглиев и связи со средним мозгом.

 

Студент должен знать: 1. Структура и нейронная организация мозжечка. 2. Основные функции мозжечка. 3. Афферентные и эфферентные связи мозжечка. 4. Последствия поражения мозжечка. 5. Структура и функции базальных ганглиев. Проявления их поражения. Профильные вопросы для педиатрического фак-та: 1.Формирование функции мозжечка в онтогенезе. 2. Развитие функций базальных ганглиев в онтогенезе. Студент должен уметь: · выполнить некоторые пробы, используемые для исследования поражений мозжечка; · объяснить механизмы изменения тонуса мышц после повреждения мозжечка. Основная литература: 1.Нормальная физиология / Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. 2. Физиология человека. Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. 2009. 3. Материалы лекции. Дополнительная литература: 1.Физиология человека. Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. и Пятина В.Ф. 2002. 2.Нормальная физиология / Под ред. Улумбекова Э.Г. 2006. 3.Начала физиологии / Под ред. Ноздрачева А. 2001. 4.Физиология человека / Под ред. Шмидт Р.Ф., Тевс Г. Перев. с англ.1986. т.4. 5.Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2001. 6.Физиология в задачах. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. 1996.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ

Задание №1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. На какие отделы анатомически и функционально делится мозжечок?

2. Сколько слоев имеет кора мозжечка (2, 3, 4, 5, 6)?

3. Какой слой образуют клетки Пуркинье?

4. Какая сенсорная информация проецируется на клетки Пуркинье?

5. Какая функция возложена на клетки Пуркинье?

6. Какие ядра имеет мозжечок?

7. Что такое астения?

8. Что такое астазия?

9. Что такое дистония?

10. Что такое атаксия?

11. Что такое тремор?

12. Какие образования мозга входят в понятие базальные ганглии?

13. Какие образования включает неостриатум?

14. Какие влияния преобладают во взаимодействиях неостриатума и палеостриатума?

15. Какие реакции возникают при стимуляции палеостриатума (бледного шара)?

16. С какими отделами коры больших полушарий мозга и подкорковыми образованиями имеет функциональные связи ограда?

17. Какая важная функция отсутствует у человека при перерождении ограды?

18. Какие медиаторные механизмы объединяют базальные ганглии и средний мозг? Что происходит при нарушении этой связи?

 

Задание №2. Решите следующие задачи и объясните их решение:

1. В эксперименте у собаки проведено полное удаление мозжечка.

Вопросы: 1. Какие нарушения поведения наблюдаются при этом у животного? 2. Какие функции выполняет мозжечок? 3. С какими структурами мозга связан мозжечок, и какое функциональное значение имеют эти связи?

2. У больного наблюдается так называемая «пьяная» походка с отклонением в правую сторону, нарушение речи, интенционное дрожание конечностей. Поражение какой структуры головного мозга отмечается и с какой стороны?

3. С чем связано возникновение паркинсонизма при нарушении функции черной субстанции? Почему для лечения этого состояния вводят предшественник дофамина – ДОФА?

4. Исследования показали, что повреждение одних структур стрио-паллидарной системы приводит к ригидности мышц, гипокинезии, оскудению мимики, монотонности речи и др., а повреждение других – к гиперкинезии, атетозу, хорее и др. Какие именно структуры этой системы повреждены в первом случае, какие во втором? Какие функции и связи стрио-паллидарной системы опосредуют такие проявления её поражений?

5. Деятельность каких отделов ЦНС определяет перечисленные физиологические состояния? С нарушением каких отделов ЦНС связаны описанные клинические проявления?

1. Голод А. Гиппокамп

2. Гипертермия В. Полосатое тело

3. Атаксия С. Мозжечок

4. Тремор Д. Гипоталамус

5. Амнезия Е. Гипоталамус

 

Задание №3. Выполните следующие задания:

1. Нарисуйте схему афферентных связей мозжечка со структурами ЦНС.

2. Нарисуйте схему эфферентных связей мозжечка со структурами ЦНС.

3. Отобразите характерные особенности связей структур базальных ганглиев между собой и с другими отделами ЦНС.

 

№4. Тестовые задания:

1. Из каких отделов состоит мозжечок?: А) из красного ядра, черной субстанции, ретикулярной формации; В) из четверохолмия, коленчатых тел, таламуса; С) из червя, двух полушарий, трех пар ножек; D) из эпифиза, бледного шара, полосатого тела.

2. С какой из перечисленных структур мозга связано ядро шатра мозжечка?: А) с красным ядром; В) с оливой; С) с ядром Дейтерса; D) с мотонейронами спинного мозга.

3. С какой из перечисленных структур мозга связано зубчатое ядро мозжечка?: А) с корой больших полушарий; В) с вестибулярным аппаратом; С) с ядром блокового нерва; D) с оливой.

4. Что произойдет при разрушении пробковидных ядер мозжечка?: А) нарушение равновесия; В) нарушение работы мышц шеи и туловища; С) нарушение слуха; D) нарушение работы мышц конечностей.

5. Что произойдет при разрушении зубчатых ядер мозжечка?: А) нарушение работы мышц шеи и туловища; В) никаких нарушений деятельности организма не будет; С) нарушение слуха; D) нарушение работы мышц конечностей.

6. От каких из перечисленных органов и тканей поступает афферентная импульсация в мозжечок?: А) от сердца и сосудов; В) от кожи, мышц, сухожилий, вестибулярного аппарата; С) от органов пищеварения и выделения; D) от органов зрения и слуха.

7. Какие синапсы образуют лазающие волокна мозжечка?: А) тормозные синапсы с грушевидными и возбуждающие с гранулярными; В) возбуждающие со всеми клетками мозжечка, кроме грушевидных клеток; С) тормозные и возбуждающие с корзинчатыми клетками; D) возбуждающие с грушевидными клетками.

8. Какие синапсы образуют мшистые волокна мозжечка?: А) тормозные с грушевидными клетками и возбуждающие с остальными; В) тормозные с клетками Гольджи; С) возбуждающие со всеми клетками мозжечка, кроме грушевидных; D) возбуждающие с грушевидными клетками.

9. Какие клетки мозжечка образуют возбуждающие синапсы с грушевидными клетками?: А) все; В) корзинчатые и звездчатые; С) никакие; D) гранулярные.

10. Какие синапсы образуют грушевидные клетки мозжечка?: А) возбуждающие с нейронами ретикулярной формации; В) возбуждающие с клетками коры головного мозга; С) тормозные с нейронами собственных ядер мозжечка и вестибулярных ядер продолговатого мозга; D) возбуждающие со всеми клетками мозжечка и тормозные с клетками Гольджи.

11. Какое влияние мозжечок оказывает на локомоторный аппарат?: А) никакого; В) регулирует распределение тонуса мышц, их работоспособность, плавность и координацию движений, включая произвольные; С) тормозит деятельность стриопаллидарной системы; D) снижает скорость рефлекторных реакций.

12. Как реагируют афферентные системы на поражение мозжечка?: А) выпадает зрительная и слуховая рецепция; В) обостряется обонятельная рецепция, но ослабляется зрительная; С) выпадает глубокое мышечное чувство, страдает тактильная, температурная и проприоцептивная чувствительность, снижается показатель критической частоты мельканий; D) резко усиливается болевая чувствительность в верхней половине тела.

13. Какие симптомы составляют триаду Лючиани?: А) дерматит, диарея, деменция; В) манежные движения, качающаяся походка, тремор; С) зоб, пучеглазие, тахикардия; D) атония, астения, астазия.

14. Что такое астазия?: А) нарушение плавности движений; В) дрожание конечностей; С) нарушение чередования движений; D) движение по кругу.

15. Что такое атония?: А) нарушение координации движений; В) нарушение плавности движений; С) отсутствие мышечного тонуса; D) повышение мышечного тонуса.

16. Что такое астения?: А) нарушение плавности движений; В) мышечная слабость, быстрая утомляемость; С) повышение мышечного тонуса; D) качательные и дрожательные движения.

17. Что такое тремор?: А) нарушение координации движений; В) дрожание конечностей; С) нарушение чередования движений; D) снижение мышечного тонуса.

18. Что такое атаксия?: А) дрожание конечностей; В) снижение мышечного тонуса; С) нарушение величины, скорости и направления движений; D) нарушение правильного чередования противоположных движений.

19. Что такое адиодохокинез?: А) дрожание конечностей; В) нарушение правильного чередования противоположных движений; С) неравномерный мышечный тонус; D) нарушение величины, скорости и направления движений.

20. Как изменяется речь при поражении мозжечка?: А) не изменяется; В) становится быстрой, неразборчивой; С) становится эмоциональной; D) становится монотонной, скандированной, замедленной.

21. Как изменится почерк при поражении мозжечка?: А) становится крупным, размашистым и корявым; В) становится мелким и убористым; С) не изменяется; D) при поражении мозжечка утрачивается способность к письму.

22. Как изменяется походка при двустороннем поражении мозжечка?: А) не изменяется; В) появляются " манежные" движения; С) становится " пьяной ", с падениями на поворотах; D) способность передвигаться утрачивается безвозвратно.

23. Как изменяются движения при удалении одного полушария мозжечка?: А) становятся резкими, порывистыми; В) возникают " манежные" движения; С) движения полностью прекращаются; D) удаление одного полушария мозжечка не приводит к нарушению движений.

24. Как изменяется функция органов пищеварения при поражении мозжечка?: А) угнетаются моторика, секреция, всасывание и периодическая деятельность желудочно-кишечного тракта; В) полностью прекращается желчевыделение; С) значительно возрастает секреция пищеварительных соков; D) возникает прожорливость.

25. Из каких отделов состоит полосатое тело?: А) эпиталамус, гипоталамус; В) хвостатое ядро, скорлупа, внутренняя капсула; С) ядро шатра, шаровидное ядро, пробковидное ядро; D) передние бугры четверохолмия и наружные коленчатые тела.

26. Как взаимодействуют бледный шар и полосатое тело?: А) полосатое тело тормозит деятельность бледного шара; В) не взаимодействуют; С) полосатое тело активирует деятельность бледного шара; D) бледный шар активирует деятельность полосатого тела.

27. Каковы функции стриопаллидарной системы мозга?: А) регуляция равновесия и позы; В) терморегуляция; С) координация циклических движений, перераспределение мышечного тонуса; D) тактильная, болевая, температурная чувствительность.

28. Какие отделы мозга входят в стриопаллидарную систему функционально, хотя лежат вне ее пределов?: А) черная субстанция, красное ядро, люисово тело; В) четверохолмие, ядро Даршкевича; С) наружные и внутренние коленчатые тела; D) ядра гипоталамуса.

29. Как влияет бледный шар на красное ядро?: А) не влияет; В) тормозит; С) возбуждает; D) в состоянии бодрствования возбуждает, во сне тормозит.

30. Как изменится эмоциональное состояние при повреждении бледного шара?: А) возникает эмоциональная тупость; В) возникает безудержная ярость; С) не изменяется; D) животные становятся послушными, лучше поддаются тренировке.

31. Какие из перечисленных симптомов наблюдаются при поражении полосатого тела?: А) атетоз, хорея, нервные тики, гиперкинез, гипотонус; В) отсутствие защитной реакции на сильный звук и яркий свет, маскообразное лицо, гипертонус, гипокинез; С) насильственный смех или плач, паралич лицевой мускулатуры на стороне поражения; D) непроизвольные мочеиспускание и дефекация.

32. Какие вегетативные функции контролирует полосатое тело?: А) пищеварение, мочевыделение, потоотделение; В) кроветворение, дыхание, мочеобразование; С) теплообразование, теплоотдачу; D) белковый и углеводный обмен.

33. Какое влияние оказывает таламус на стриопаллидарную систему?: А) тормозящее; В) на полосатое тело оказывает тормозящее влияние, а на бледный шар тормозное; С) тонизирующее; D) не оказывает.

34. Какое вещество является медиатором, выделяющимся в окончаниях нейронов черной субстанции, образующих синапсы в стриатуме?: А) адреналин; В) серотонин; С) дофамин; D) ГАМК.

 

Ответы на тесты: 1-C; 2-C; 3-D; 4-B; 5-D; 6-B; 7-D; 8-C; 9-D; 10-C; 11-B; 12-C; 13-D; 14-A; 15-C; 16-B; 17-B; 18-C; 19-B; 20-D; 21-A; 22-C; 23-B; 24-A; 25-B; 26-A; 27-C; 28-A; 29-B; 30-A; 31-A; 32-C; 33-C; 34-C.

РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Занятие №7 Физиология лимбической системы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал