Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы и возможности производства
Производство включает три разнородных фактора (лат. factor - делающий, производящий). Рассмотрим их в натурально-вещественном виде, который свойствен всякому обществу. Первый фактор - человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки. Труд в материальном производстве - это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. Второй фактор - вещественный - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага. В состав средств труда входят естественные условия производственного процесса (например, вода, используемая, скажем, на гидроэлектростанциях или в мелиоративных сооружениях для хозяйственных целей) и техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т. п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т. д.). Третий фактор - тоже вещественный - предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек приспосабливает для своих нужд. Предметы труда также подразделяются на вещество природы, которое не подверглось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшем переработки). Все три фактора связываются воедино с помощью технологии. Технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов. Внутреннюю структуру производства можно наглядно представить на рис. 1.3. Все указанные факторы (или ресурсы производства) в каждый данный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть: абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) и относительной (факторы можно умножить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).
Рис. 1.3. Факторы производства Первый фактор - число работников - нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Пределами здесь являются общая численность населения каждой страны и особенно доля его в составе трудоспособных людей. Второй фактор - средства труда - можно наращивать до необходимых размеров. Однако это можно сделать не сразу, поскольку несколько лет уходит на создание новых машин и зданий. Третий фактор - прежде всего земля и полезные ископаемые - абсолютно ограничены. При этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные ресурсы (которые еще недостаточно учтены). Обследования, проведенные во многих странах, показали, что разведанных запасов нефти, газа и угля может хватить только до середины XXI столетия. В связи с этим практически важно определить производственные возможности (применительно как к стране, так и к отдельному предприятию). Под производственными возможностями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов. При нехватке хозяйственных средств можно прибегать к следующему выбору. Из всех допустимых вариантов применения производственных факторов выбирается более предпочтительный, самый насущный. Допустим, на машиностроительных заводах выпускается продукция: а) для гражданских нужд (легковые автомобили, холодильники, пылесосы и т. п.) и б) для армии (танки, ракеты и др.). Правительство и владельцы машиностроительных предприятий, учитывая изменившийся спрос, должны решить, как полнее использовать производственные ресурсы. По варианту, рассчитанному на случай войны, все факторы производства будут применены для изготовления средств вооружения в количестве 170 тыс. штук. Другой вариант (при мирных условиях) предусматривает выпуск гражданской продукции - 300 тыс. изделий. Возможный выбор иных вариантов наглядно отражает шкала производственных возможностей (табл. 1.2). Она показывает, сколько разных благ можно создать при полном использовании ресурсов.
Таблица 1.2 Шкала производственных возможностей
Данные табл. 1.2 позволяют построить график производственных возможностей - кривую, которая очерчивает границу полного использования хозяйственных ресурсов (рис. 1.4). Рис. 1.4. График производственных возможностей
Глядя на график, можно представить себе множество вариантов выбора между выпуском жизненных средств и военных изделий. Предположим, принято решение провести значительную конверсию оборонных предприятий (переключить их работу на выпуск гражданской продукции) и увеличить производство изделий для населения со 140 до 220 тыс. штук. Однако при отсутствии резервов сделать это можно лишь путем сокращения выпуска средств вооружения со 120 до 80 тыс. штук, то есть на 40 тыс. изделий. Последняя цифра точно определяет экономические последствия, своего рода “цену” принятого решения - “альтернативную стоимость”. Под альтернативной стоимостью подразумевается количество благ, которое нужно отдать (или, как говорится, принести в жертву) в обмен на продукты, пользующиеся значительно большим предпочтением. В рассмотренном случае повышение благосостояния населения (увеличение выпуска предметов потребления со 140 до 220 тыс. изделий) имеет альтернативную стоимость, равную 40 тыс. штук военных средств. Разумеется, в реальной жизни приходится определять производственные возможности в отношении множества благ. Сейчас в экономически развитых странах принимаются в расчет миллионы видов продуктов. Способы решения возникающих сложных задач будут рассмотрены позже. Важно заметить, что выбор подходящих производственных возможностей осуществляется неоднозначно в разные периоды экономического развития.
|