Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация экономических благ
Весь мир созданных людьми полезных вещей и услуг можно подразделить на два класса, имеющих разные основания. Они, в свою очередь, раскладываются на отдельные виды. Первый класс образуется в зависимости от форм собственности. Он включает три вида. Один вид - товары индивидуального потребления (предметы потребления и средства производства). Они имеют следующие социально-экономические признаки: такие товары делимы, то есть существуют в виде сравнительно малых единиц, которые доступны отдельным покупателям; эти вещи подвержены так называемому “принципу исключения”: выбывает из их потребителей человек, который не в состоянии платить за благо по рыночной цене; обладателем вещи становится лишь тот, кто желает и в состоянии уплатить за нее; такие товары производят владельцы частной и общей долевой собственности. Другой вид - государственные или общественные блага. Эти полезные вещи, по существу, не являются товарами: они создаются не для рыночной продажи потребителям. Эти блага имеют такие черты: полезные вещи неделимы, поскольку состоят из столь крупных единиц, которые невозможно предоставить отдельным лицам; на материальные и нематериальные блага не распространяется “принцип исключения” (то есть невозможно отстранить людей от использования выгод данных продуктов и услуг); подобные вещи и услуги создаются в государственном секторе. Классическим примером общественных благ является маяк, ориентирующими сигналами которого могут пользоваться все без исключения морские суда. Сюда можно отнести общественную безопасность, национальную оборону, автомобильные магистрали и многое другое. Третий вид первого класса - квазиобщественные или квазигосударственные (лат. quasi - якобы) блага и услуги. К ним может быть применен “принцип исключения”. К этому виду относятся: а) библиотеки, музеи; б) профилактическое медицинское обслуживание; в) пожарная охрана, полиция и др. На данные блага и услуги могут быть установлены цены, а частные собственники (или владельцы общей долевой собственности) могут за плату обеспечивать ими потребителей. Однако такие собственники не берут на себя весь объем производства таких благ. Эту задачу выполняет государство, чтобы не допустить недостатка общественно полезных вещей и услуг. Второй класс благ состоит из вещей, которые различаются в зависимости от характера удовлетворения потребностей. Они делятся на такие виды. Один из них - взаимозаменяемые товары. Если растет покупка одного из них, то снижается продажа другого. Примерами могут служить, положим, пары продуктов: сливочное масло и маргарин, чай и кофе. Следующий вид - взаимодополняемые блага. Они сопутствуют друг другу и потребность в них одновременно увеличивается или в одно и то же время падает. Это, скажем, автомашина и бензин, компьютер и дискеты. Третий вид - независимые товары. Потребности в этих вещах никак не связаны (например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы). Как мы видим, современная классификация производимых благ отражает новые реалии последней трети XX столетия: многоукладную макроэкономику и достигнутое многообразие производимых экономических благ. С позиций столь высоко развитого товарного хозяйства мы сейчас рассмотрим, что представляет собой стоимость товара.
§ 3. ТЕОРИИ СТОИМОСТИ (ЦЕННОСТИ)
Изучение стоимости товара сильно затруднено по следующим обстоятельствам. Стоимость нельзя обнаружить непосредственно на поверхности хозяйственной жизни, поскольку она выражает невидимые глазу внутренние экономические отношения. В связи с этим еще А. Смит разделил экономическую систему на два вида отношений: экзогенные и эндогенные (названные так по современной терминологии). Экзогенные (гр. ехо - вне и genos - происхождение) - хозяйственные связи, которые изменяются из-за причин внешнего характера. Например, меновая стоимость товаров (пропорции из рыночного обмена) может меняться в зависимости от количества доставленных на рынок товаров, от сезона и других наблюдаемых всеми условий. Эндогенные (от гр. endon - внутри и genos - происхождение) - экономические связи, которые развиваются под воздействием внутренних факторов. К их числу относится стоимость. Экономисты-теоретики создали две прямо противоположные концепции стоимости (ценности).
|