Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цена инфляции
Из темы 5 ясно, что инфляция - это переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства. Сейчас будет продолжено рассмотрение этого макроэкономического явления для выяснения прежде всего “цены” инфляции ~ ее социально-экономических последствий. Под “ценой” инфляции мы будем понимать конечные результаты ее воздействия на доходы общества в целом и ею структурных звеньев. То есть речь идет о том, кому и насколько повышение цен выгодно, а для кого оно разорительно. На практике встречаются три основных варианта “цены” инфляции: позитивный (что означает прирост дохода), нулевой и негативный (убыточный). Рассмотрим каждый из них. Позитивный вариант существует не случайно: если бы вздорожание товаров никому не было выгодно, то инфляция могла возникнуть, скорее всего, только по ошибке. Прежде всего инфляция приносит доход государству. Когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финансирования своих расходов, то оно через центральный банк организует печатание новых денег. Таким способом покрывается бюджетный дефицит. Все это уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения. Такие действия называются инфляционным налогом. Величина инфляционного налога (Ни) равна произведению уровня инфляции (показывающему, насколько обесцениваются деньги - И) на сумму денег, имеющихся в наличии у населения (Д):
Ни = И ´ Д.
Совершенно очевидно, что реальные доходы населения уменьшатся на величину инфляционного налога. “Налог на наличные деньги” в западных странах обычно составляет не более 10% валового национального продукта. В Российской Федерации в начале экономических реформ инфляционный налог достиг очень большой величины: например, во втором квартале 1992 г. - 28% ВВП и 46% дохода домашних хозяйств, а во втором квартале 1993 г. - 20% ВВП и 25% дохода домашних хозяйств. Кроме государства в нашей стране на инфляции наживаются коммерческие банки. При инфляции обычно значительно возрастает скорость обращения денег (люди стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных). Но в России, несмотря на высокие темпы инфляции, в 1992-1993гг. скорость обращения денег была очень низкой: 4-8 оборотов в год при 24-разовой оплате труда. Это во многом объясняется тем, что коммерческие банки часто срывали сроки выплат заработной платы и иных платежей с тем, чтобы полученные ими для этих целей деньги отдавать в кредит под большие проценты. Большой выигрыш от роста цен получают у нас многочисленные промышленные и торговые монополии. Они регулярно создают искусственный дефицит (уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах). Вызвав тем самым дополнительный спрос, они повышают цены товаров. Нулевой вариант “цены” инфляции - редкое явление (в этом случае потери от роста цен полностью покрываются увеличением доходов). Такой случай имеет место, когда на отдельных предприятиях или в национальном масштабе проводится “автоматическая индексация” денежных доходов. Негативный вариант “цены” инфляции, вызывающий уменьшение реальных доходов фирм и домашних хозяйств, возникает чаще всего. А. Потери от хранения наличных денег дома. В данном случае “цена” инфляции равна тому количеству дополнительных денег, которые можно было бы получить при их хранении в банке (под определенный процент). Чтобы свести к минимуму утрату части дохода при росте цен, люди пытаются найти наличным деньгам наиболее надежное и выгодное применение. Из-за непрерывного хождения по финансовым учреждениям расходы на эти цели образно назвали “издержки на обувные подметки”. Б. Издержки меню - расходы при инфляции, связанные с ростом цен в магазинах, кафе, транспортных тарифов и пр. В. Убытки из-за несовершенства юридической практики. Дело в том, что при составлении контрактов юристы нередко указывают номинальные величины стоимости вещей, не предусматривая их индексацию по определенному уровню цен. Поэтому целесообразно указывать в договорах реальные стоимостные величины (с учетом их индексации или в пересчете на стабильную иностранную валюту). Г. Потери из-за несовершенства налогового законодательства. Нередко многие положения налогового законодательства составлены без учета воздействия инфляции. Так, не учитывается, что облагаемые налогом прибыли растут медленнее, чем повышаются цены. Однако налог на прибыль взимается по таким ставкам, словно эти доходы связаны с ростом цен. Д. Издержки из-за неверных инфляционных ожиданий. Эти потери возникают у людей, которые не предвидели роста цен или неправильно определили ход инфляции. При внезапном скачке Цен процент за кредит оказывается меньше темпов инфляции. В этом случае происходит спекулятивное перераспределение доходов. Проигрывают кредиторы: они получают деньги, которые за время предоставления кредита обесценились. Напротив, выигрывают должники, ибо возвращают долг с процентами в обесцененных деньгах. Отсюда - особая проблема “отцов и детей” в масштабе макроэкономики. Ведь основными кредиторами в обществе являются пожилые люди (они выплатили все свои долги и имеют накопления на старость). Основными же должниками выступают молодые люди и среднее поколение, взявшие ссуды. Значит, частично перераспределение ценностей, связанное с неожиданной инфляцией, имеет определенную макроэкономическую направленность: от старшего поколения к молодому. Многие люди не без основания испытывают страх перед непредсказуемой стихией инфляции. Они задаются вопросом! какие силы раскручивают маховик инфляции?
|