Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цена инфляции






 

Из темы 5 ясно, что инфляция - это перепол­нение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства. Сейчас будет продолжено рассмотрение этого макроэкономического явления для выяснения прежде всего “цены” инфляции ~ ее социально-экономических последствий.

Под “ценой” инфляции мы будем понимать конечные ре­зультаты ее воздействия на доходы общества в целом и ею структурных звеньев. То есть речь идет о том, кому и насколько повышение цен выгодно, а для кого оно разорительно.

На практике встречаются три основных варианта “цены” инфляции: позитивный (что означает прирост дохода), нулевой и негативный (убыточный). Рассмотрим каждый из них.

Позитивный вариант существует не случайно: если бы вздо­рожание товаров никому не было выгодно, то инфляция могла возникнуть, скорее всего, только по ошибке.

Прежде всего инфляция приносит доход государству. Когда правительство не решается увеличить прямые налоги для фи­нансирования своих расходов, то оно через центральный банк организует печатание новых денег. Таким способом покрывается бюджетный дефицит.

Все это уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения. Такие действия называются инфляционным налогом. Величина инфляционного налога (Ни) равна произве­дению уровня инфляции (показывающему, насколько обесцениваются деньги - И) на сумму денег, имеющихся в наличии у населения (Д):

 

Ни = И ´ Д.

 

Совершенно очевидно, что реальные доходы населения умень­шатся на величину инфляционного налога. “Налог на наличные деньги” в западных странах обычно составляет не более 10% валового национального продукта.

В Российской Федерации в начале экономических реформ инфляционный налог достиг очень большой величины: например, во втором квартале 1992 г. - 28% ВВП и 46% дохода домашних хозяйств, а во втором квартале 1993 г. - 20% ВВП и 25% дохода домашних хозяйств.

Кроме государства в нашей стране на инфляции наживаются коммерческие банки. При инфляции обычно значительно воз­растает скорость обращения денег (люди стремятся быстрее тра­тить возросшую массу наличных). Но в России, несмотря на высокие темпы инфляции, в 1992-1993гг. скорость обращения денег была очень низкой: 4-8 оборотов в год при 24-разовой оплате труда. Это во многом объясняется тем, что коммерческие банки часто срывали сроки выплат заработной платы и иных платежей с тем, чтобы полученные ими для этих целей деньги отдавать в кредит под большие проценты.

Большой выигрыш от роста цен получают у нас многочис­ленные промышленные и торговые монополии. Они регулярно создают искусственный дефицит (уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах). Вызвав тем самым до­полнительный спрос, они повышают цены товаров.

Нулевой вариант “цены” инфляции - редкое явление (в этом случае потери от роста цен полностью покрываются увеличением доходов). Такой случай имеет место, когда на отдельных пред­приятиях или в национальном масштабе проводится “автома­тическая индексация” денежных доходов.

Негативный вариант “цены” инфляции, вызывающий умень­шение реальных доходов фирм и домашних хозяйств, возникает чаще всего.

А. Потери от хранения наличных денег дома. В данном случае “цена” инфляции равна тому количеству дополнительных денег, которые можно было бы получить при их хранении в банке (под определенный процент).

Чтобы свести к минимуму утрату части дохода при росте цен, люди пытаются найти наличным деньгам наиболее надежное и выгодное применение. Из-за непрерывного хождения по фи­нансовым учреждениям расходы на эти цели образно назвали “издержки на обувные подметки”.

Б. Издержки меню - расходы при инфляции, связанные с ростом цен в магазинах, кафе, транспортных тарифов и пр.

В. Убытки из-за несовершенства юридической практики. Дело в том, что при составлении контрактов юристы нередко ука­зывают номинальные величины стоимости вещей, не предус­матривая их индексацию по определенному уровню цен. Поэтому целесообразно указывать в договорах реальные стоимостные ве­личины (с учетом их индексации или в пересчете на стабильную иностранную валюту).

Г. Потери из-за несовершенства налогового законодательства. Нередко многие положения налогового законодательства состав­лены без учета воздействия инфляции. Так, не учитывается, что облагаемые налогом прибыли растут медленнее, чем повы­шаются цены. Однако налог на прибыль взимается по таким ставкам, словно эти доходы связаны с ростом цен.

Д. Издержки из-за неверных инфляционных ожиданий. Эти по­тери возникают у людей, которые не предвидели роста цен или неправильно определили ход инфляции. При внезапном скачке Цен процент за кредит оказывается меньше темпов инфляции. В этом случае происходит спекулятивное перераспределение до­ходов. Проигрывают кредиторы: они получают деньги, которые за время предоставления кредита обесценились. Напротив, выигрывают должники, ибо возвращают долг с процентами в обесцененных деньгах.

Отсюда - особая проблема “отцов и детей” в масштабе макроэкономики. Ведь основными кредиторами в обществе являются пожилые люди (они выплатили все свои долги и имеют накопления на старость). Основными же должниками выступают молодые люди и среднее поколение, взявшие ссуды. Значит, частично перераспределение ценностей, связанное с неожиданной инфляцией, имеет определенную макроэкономическую направленность: от старшего поколения к молодому.

Многие люди не без основания испытывают страх перед непредсказуемой стихией инфляции. Они задаются вопросом! какие силы раскручивают маховик инфляции?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал